Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 07:21, реферат
В реферате рассказывается об уникальности культуры Древнего Рима, ее становлении и особенностях.
Введение……………………………………………………………………..2 с.
Культура Древнего Рима……………………………………………………3 с.
Заключение………………………………………………………………….13 с.
Список используемой литературы…………………………………………14 с.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Культура Древнего Рима……………………………………………………3 с.
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………14 с.
Введение.
Древний Рим – эти слова ассоциируются с военной и экономической мощью, строгими законами, искусством политиков и интригами, шедеврами литературы и монументальным строительством. Римляне оставили после себя много книг, рассказывавших об их Империи и жизни граждан. Древнеримские авторы показывали мир таким, каким они его видели, привнося в свою работу личные ощущения и идеи.
Сегодня мы можем ощущать воздействие Древнего Рима и в политике, и в общественной, и культурной жизни. История Римской империи по-прежнему интересна и важна, ведь изучая ее можно много научиться, ведь история дает примеры поступков и отношений, которые можно сегодня избежать.
Культура Древнего Рима самобытна, хотя многие культурологи, историки утверждают, что не воспринимают Древний Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры и цивилизации, считая, что он являл собой всего лишь завершающий, кризисный этап Античности. В своей работе я хочу показать уникальность Культуры Древнего Рима.
Культура Древнего Рима
Согласно преданию Рим был основан 21 апреля 753 г. до н.э. Ромулом и Ремом, их предком был Эней, покинувший Трою после ее падения. Долгое время это считалось легендой, но археологические раскопки подтверждают связь древнего Рима с троянской культурой и то факт, что первые поселения на территории Рима появились в VIII в. До н.э.
На становление римской культуры большое влияние оказали многие соседние с ними народы, прежде всего этруски, а так же греки, с которыми контакты поддерживаются, начиная с микенской эпохи, и карфагеняне, с которыми был заключен договор уже в 508 г., италики и других.
Первоначально в Риме установилась царская власть, причем царь выполнял так же функции законодателя, верховного жреца, военачальника и судьи, но важнейшие вопросы, и в том числе выборы царя, решало народное собрание.
В 510 г. до н.э. последний царь – Тарквиний Гордый - был изгнан восставшими, и устанавливается аристократическая республика; двумя основными сословиями были патриции и плебеи. Высшим органом власти был сенат. В 494 г. до н.э. во время войны с латинами плебеи отказались воевать и удалились на Священную гору, и только получив право избирать народных трибунов, защищающих права плебеев, они согласились вернуться. В результате этой победы и следующей плебса Рим превратился в республику, где все граждане обладали равными политическими и гражданскими правами, где важнейшие решения принимались народным собранием.
В 390 г. до н.э. галльские племена вторглись в Италию, захватили и разграбили Рим (кроме Капитолия, гарнизон которого продержался 7 месяцев). В IV в. До н.э. римляне ведут успешные войны на территории Италии, они захватывают Этрурию, покоряют все города великой Греции. Важнейшим этапом развития Древнего Рима стали Пуническией войны (сер. III – сер. II в. До н.э.), закончившиеся победой Рима и разрушением Карфагена. В результате этих воин Рим вышел за пределы Италии, захватил Сицилию, Сардинию, Корсику, Испанию, территории Карфагена в Северной Африке. Во II в. До н.э. римляне захватывают Грецию, из нее вывозят колоссальное количество произведений искусства. В Риме возникает интерес к греческой культуре, изучается греческий язык, греческая литература, философия, по греческому образцу устраиваются театральные представления и игры. Но в Риме возникает и оппозиция, защищающая «нравы предков» против разлагающего влияния греческой культуры, ее виднейшим представителем был Катон Старший, превозносивший староримский уклад жизни, в котором отсутствует изнеживающая роскошь.
Для древнейшего периода
римской истории особенно характерен
культ семейно-родовых духов-
В дальнейшем некоторые родовые боги превратились в объекты государственного культа, став богами-покровителями города-государства. Практицизм римлян проявлялся в их отношениях к богам. Вместо того чтобы принести в жертву столько-то голов скота, римляне жертвовали им столько же голов чеснока. Перед тем как начать войну с каким –либо народом, римляне пытались переманить на свою сторону богов этого народа, обещая этим богам все необходимые жертвоприношения.
По сравнению с греческими
римские религиозно-
В императорский период постепенно утверждается культ гениев императоров – сначала посмертный, а затем и прижизненный. Первым был обожествлен Юлий Цезарь, Калигула при жизни объявил себя богом.
В I в. н.э. в Палестине – на окраине Римской империи зарождается христианство, сыгравшее важнейшую роль в истории мировой культуры. В течении I-III вв. христианство распространяется по всей Римской империи и за ее пределами. Императорские власти с подозрением относились к христианам, приписывая им человеконенавистничество, что привело к многочисленным гонениям. Но, несмотря на это, христианство продолжало жить и распространятся и к IV в. становится силой, с которой вынуждены считаться и сами императоры [4].
В 313 г. императоры Константин и Лициний издают Миланский эдикт, по которому провозглашается равноправие всех религий, а в 325 г. император Константин объявляет христианство государственной религией.
Римская философия возникает под влиянием древнегреческой. В философии эллинизма, здесь имеют место школы стоицизма (крупнейшие представители – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизма – Секст Эмпирик, эпикуреизма – Лукреций Кар, неоплатонизма – Плотин, Прокл и т.д. Особо широкое распространение получило в Риме учение стоиков, органично сочетающееся с древнеримским представлением о добродетелях и долге гражданина.
Во II-III вв. начинается становление христианской философии в форме апологетики (с гр. «заступничество», «оправдание») и патристики (особое влияние на них оказали стоицизм и неоплатонизм). Возникшее христианство выступает как соблазн для иудеев, безумие для эллинов и как недозволенная религия для правительства. Отсюда стремление христиан перевести истины откровения на язык разума и доказать правительству свою лояльность [1].
Под греческим влиянием развивается также литература, появляется целая плеяда драматургов и поэтов, среди которых следует назвать Плавта и Теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Из первых римских трагиков нам известно имя Ливия Андроника, который перевел на латынь «Одиссею» Гомера. Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий, который писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши.
История римской литературы V–I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).
Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. Однако, на мои взгляд, именно литература стала тем видом искусства, где римляне наиболее ярко и самобытно выразили свою индивидуальность. Во времена развития гражданского общества литература стала одним из ведущих средств диалога с властью.
Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов. Римская литература возникает как литература подражательная.
Наиболее популярным жанром литературы во времена республики была драма. Плавт (около 254 – 184 до н.э.) написал более 130 комедий, некоторые из них и теперь читают и ставят на сцене.
Для греков и римлян историческая литература являлась важным жанром. Среди первых крупных историков были Полибий и Катон Старший. В последние годы существования республики несколько важных трудов по истории написали Юлий Цезарь и Саллюстий (86-35 до н.э.). Катон Старший известен также своими работами в области права и риторики. Рим очень гордился своими ораторами; еще одним известным мастером риторики был Сенека Старший (55 до н.э.- 40). В своих работах на греческом и латыни он разъяснял студентам, как оттачивать ораторское искусство.
Правление Августа современные историки называют золотым веком римской литературы. Во времена республики известные писатели в основном создавали драмы и документальные повествования, а литераторы золотого века были в массе своей поэтами.
Вергилий, являющийся главной
фигурой римской поэзии, создал сборник
пастушеских песен «Буколики» и
дидактическую поэму «Георгики»
Творчество Горация
Овидий добился большого успеха прежде всего своей любовной лирикой, а также мифологической поэмой «Метаморфозы», повествующей о превращениях людей и богов в животных, растения и звезды. Его поэма «Фасты» рассказывает о римских религиозных праздниках.
Веселая и ироничная поэма Овидия «Наука любви», содержащая наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа, вызвала раздражение у Августа, усмотревшего в ней насмешку над его законом о браке. Опальный поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье. Там он написан «Скорбные элегии», в которых горько сетовал на свое одиночество, надеялся на прощение — но так и не был прощен [3;5].
В Древнем Риме театральные представления состоялись впервые в 240 г. до н.э., когда Ливий Андроик сочинил для общегородских трагедию и комедию, написанные по греческим образцам. И в дальнейшем драмы ставились на каких-либо играх – официальных, либо частных. В отличие от Древней Греции, где актерское мастерство ценилось высоко, в Риме, вплоть до I в. до н.э. ремесло актера не считалось почетным.
Римские актеры устраивали
перед публикой самые разнообразные
представления. В пьесах, написанных
римскими и греческими авторами, все
роли исполняли мужчины, часто закрывавшие
лица масками. Такие пьесы пользовались
популярностью среди
Как и другие представления, театральные спектакли могли сопровождаться различными эффектами. Изобретатель Герон создал театр механических марионеток, размещавшийся на самодвижущийся платформе.
Народная музыка древних римлян имела давние традиции, но профессиональную музыкальную культуру римляне переняли от греков. Как и в Греции поэзия была тесто связана с музыкой. Оды Горация, эклоги Вергилия пелись. В трагедии вводили музыкальные вставки. В цирках и театрах выступали громадные хоры и оркестры, богатые римляне содержали целые капеллы и оркестры [3].
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием: здесь не обошлось без заимствований. Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, но очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы строительства. Потому не удивительно, что в римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла именно архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью.
Рим от природы богат водой. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной тремя холмами – Капитолием, Палатином и Квириналом Знаменитый римский Форум, застроенный базиликами и храмами, место пребывания сената, изначально представлял собой сочащееся болото. В дальнейшем еще пять форумов примкнули к первому (императорские форумы Цезаря, Августа, Веспансиана, Нервы и Траяна).
Вода была низкого качества, неприятная на вкус, но ее с избытком хватало на бытовые и производственные нужды. Но человек всегда ищет лучшее и в поисках лучшей воды он начал рыть колодцы. Римский колодец окружала загородка, первоначальный смысл которой состояла том, чтобы предупредить случайное попадание в шахту. В первое время это была низкая деревянная коробка, прямоугольная; позже ее стали делать выше, до одного метра, придавать ей цилиндрическую форму и складывать из камня. Над колодцами сооружалась крыша, защищавшая воду от солнечных лучей и загрязнения. Воду из колодца римляне доставали воротом или руками, спуская в шахту ведро.