Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:09, реферат
Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название
от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые
страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры
поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История
мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире,
воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии,
историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со
На западе находится парадный вход в Акрополь - пропилеи, которые построил
архитектор Мнесикл. Пропилеи представляют собой два дорических портика,
один из которых обращен в сторону города, другой - к вершине Акрополя.
Портики были увенчаны фронтонами. Слева к портику пропилей примыкала
пинакотека - картинная галерея, а справа - храм Афины-Ники, построенный
архитектором Калликратом. Стройные ионические колонны на каждой из двух
коротких сторон храма придают зданию изящество. В центре площади стояла
семиметровая статуя Афины, которая была своеобразной вертикальной осью
всего ансамбля. Направо за площадью, главный храм Акрополя - Парфенон,
посвященный Афине. Парфенон был построен архитекторами Иктином и
Калликратом под общим руководством Фидия. При сооружении храма архитекторы
стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и
строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Раскраска
храма подчеркивала конструктивные детали и образовывала фон, на котором
выделялись скульптурные детали фронтонов и метоп.
Последнее сооружение Акрополя - Эрехтейон, храм, посвященный Афине и
Посейдону. Согласно мифам, он стоял на месте, где в древности происходил
спор Афины и Посейдона. В полу храма было отверстие, сквозь которое
показывали след на скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмом
росла священная маслина. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы.
Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях помещений. Три
различных портика примыкают к нему, в том числе знаменитый портик кариатид
на южной стене. Ощущение легкости и стройности дает применение ионического
ордера.
Скульптура.
Пифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих
как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через
мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства
ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью
образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ
(как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов)
недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.
Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал
статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства.
Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям,
настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то
воссоздать утраченный образ.
Искусство другого великого ваятеля - Поликлета - устанавливает
равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну
ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его
знаменитый «Дорифор» - юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое
сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет задался
целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его
представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в
теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название
«Канон».
Еще один великий скульптор V века - Фидий родился в Афинах и в
совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную
группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и
двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос
была выполнена из слоновой кости и золота. Такая техника называлась Хризо-
элефантинной. Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию
колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигали 13 метров в
высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал
богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо,
руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза - из
драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Эту статую постигла
жестокая участь - в V веке н.э. она была уничтожена христианским
духовенством.
Живопись.
Для греческого
живописца реалистическая
первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между
470 и 440 гг.) принадлежит
в этой области новшество,
нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.
О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда очень
авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и Дельфах погибли
безвозвратно. Прославленный римский естествоиспытатель Плиний Старший
утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица и
прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что
Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его
монументальные росписи являлись вершиной искусства.
Замечательное его новшество заключалось в следующем. Вместо того, чтобы
изображать фигуры в ряд (как это делали его предшественники), он вводил в
композицию пейзаж и размещал их на разных уровнях, как бы на склоне горы,
частично скрытыми неровностями почвы. Он рассчитывал таким образом создать
впечатление глубины, утвердить третье измерение. Однако без светотени и
ракурсов, еще не
доступных Полигноту, этого нельзя
было достигнуть.
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)
Последняя треть V в.до н.э. ознаменовалась тяжелыми для Греции
событиями. Культурное главенство Афин было признано всем греческим миром,
но попытка Перикла - главы государства - установить политическое главенство
Афинского государства окончилась неудачей. Соперничество со Спартой привело
к открытому столкновению, которое вошло в историю под названием
Пелопоннеской войны. Она длилась четверть века и закончилась поражением
Афин и распадом возглавляемого ими союза городов.
Эта война ослабила всю Грецию, усилила и обострила противоречия
рабовладельческого общества. Социальные конфликты подрывали прежнее
единство гражданского коллектива и ослабляли мощь города.
Восторжествовавшая Спарта была не в силах объединить страну и оградить ее
от посягательств мощных соседей, и в середине IV в. Греческие полисы
попадают под власть новой могучей державы - Македонии. Общественные
потрясения накладывали определенный отпечаток на мировоззрение людей. В
эпоху великого расцвета идеальный человеческий образ - это доблестный
гражданин города-государства. Распад полиса поколебал это представление.
Возникают раздумья, рождается беспокойство, возрастает интерес к
индивидуальному миру человека.
Литература.
произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей
процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами
которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма
«Аргонавтика» Аполлония Родоссокго и др. Поэзия стала искусством для
избранных. Наиболее были распространены малые литературные формы - элегии и
эпилии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более
жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы. Модными были и
сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует
в своих знаменитых буколистических (пастушеских) идилиях Феокрит из
Сиракуз.
Интересы и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка).
Особенно славились мимы Герода, реалистически изображавшие городской быт.
Из многочисленных возникшей в конце IV в.до н.э. в Греции «новой аттической
комедии», или просто «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался
Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.)
становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь
горожан.
Архитектура.
В архитектуре
эллинистического периода
подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными
ордерами - дорическим и ионическим - все чаще применяется третий -
коринфский, возникший позднее. Коринфская колонна - самая пышная и
декоративная. В середине IV в.до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается
сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и
считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так
называемый Мавзолей - не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола
в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применились все
три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная
камера, во втором - заупокойный храм. Здание завершалось пирамидой,
увенчанной четырехконной колесницей. Высота Мавзолея была 40-50 метров.
Строили зодчие Сати и Пифий.
В этот же период создаются общественные сооружения для зрелищ и
развлечений. Прежде всего это театры. Они были рассчитаны на 15-20 тысяч
зрителей и более. Одним из выдающихся зрелищных сооружений является театр в
Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. На склоне холма расположены
скамьи, вмещавшие до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших дней театр в
Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем
ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23 метра выше ее отчетливо
слышали каждый звук.
Также строились общественные здания нового типа: библиотеки (в
Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), сооружения научно-практического
назначения - Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах. Самым
выдающимся было творение Сострата из Книда (III в.до н.э.) - морской маяк
на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес
света» (до нашего времени он не сохранился). Это была трехъярусная башня
высотой 120 м: цоколь был квадратным, средний ярус имел форму
восьмиугольника, а верхний - круглое сооружение с украшавшими его статуями.