Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:22, реферат
Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЭГЕЙСКАЯ (КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА) 3
Культура Крита. 3
Архитектура. 4
Живопись. 5
Катастрофа. 5
Культура Микен. 5
Архитектура. 5
Упадок. 6
ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (XI-IX ВВ. ДО Н.Э.) 6
Мировоззренческие основы культуры. 6
Литература. 7
Керамика. 7
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.) 8
Мировоззренческие основы культуры. 8
Игры. 8
Письменность и литература. 9
Архитектура. 10
Скульптура. 10
Керамика. 10
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.) 11
Театр. 11
Архитектура. 12
Скульптура. 13
Живопись. 14
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.) 14
Литература. 15
Архитектура. 15
Скульптура. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 18
18
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЭГЕЙСКАЯ (КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА) 3
Культура Крита. 3
Архитектура. 4
Живопись. 5
Катастрофа. 5
Культура Микен. 5
Архитектура. 5
Упадок. 6
ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (XI-IX ВВ. ДО Н.Э.) 6
Мировоззренческие основы культуры. 6
Литература. 7
Керамика. 7
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.) 8
Мировоззренческие основы культуры. 8
Игры. 8
Письменность и литература. 9
Архитектура. 10
Скульптура. 10
Керамика. 10
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.) 11
Театр. 11
Архитектура. 12
Скульптура. 13
Живопись. 14
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.) 14
Литература. 15
Архитектура. 15
Скульптура. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 18
Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью.
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
С 1874 по 1885 г. Г.Шлиман работал на территории Балканского полуострова - в Микенах, Орхомене, Тиринфе. Здесь была открыта, так называемая, микенская культура древнейшей Греции.
В начале XX в. Английский археолог А.Эванс начал свои раскопки на острове Крит, которые он продолжал в дальнейшем. Им была открыта критская культура, тоже относящаяся к культуре древнейшей Греции.
Работы на Балканском полуострове были продолжены греко-американской экспедиции под руководством К.Курониотиса и Блегена, которые потом в западной части Пелопоннеса, около древнего Пилоса, нашли большой Пилосский дворец.
Как Эвансом, так и греко-американской экспедицией в Пилосском дворце были найдены глиняные таблички с неизвестными надписями. Их исследовал сначала Эванс, который назвал их «линейным» письмом и разделил на более древнее письмо «А» и более позднее письмо «Б» (линейное письмо «А» так и не было расшифровано).
Эванс занимался письмом «Б», но он мог только установить цифровую систему критских надписей. Расшифровку же этого письма он дать не мог. Прочел крито-микенские надписи письма «Б» в 1952-1953 гг. Молодой английский архитектор М.Вентрис.
В начале I тысячелетия до нашей эры древневосточные цивилизации (в частности египетская) вступили в полосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. До н.э., т.е. одновременно с древневосточными цивилизациями, в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура. В ее состав входили следующие культурные общности: древнейшая критская или минойская, с центром на острове Крит в Эгейском море; кикландская, островная культура; элладская - в Балканской Греции. Во II тыс. До н.э. в материковой Греции возникла близкая к критской микенская или ахейская культура.
Критское царство было сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова - между Европой, Северной Африкой и Малой Азией отводило ему значительную роль в международных торговых сношениях того времени, что давало возможность критской культуре развиваться в благоприятном соприкосновении с древними культурными мирами.
Крит находился на скрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья. Крупнейшие города Кносс и Фест выросли на побережье. Они были столицами самостоятельных царств, которые поддерживали между собой дружественные отношения, поэтому стен вокруг поселений не возводили.
Центрами эгейской культуры были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. Были украшены колоннадами и фресками. Их величественная архитектура и фресковые росписи - главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда более примитивный характер.
Здесь создаются большие жилые комплексы - первые дворцы, резиденции царей. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. В комплекс сооружений включены и хозяйственные помещения, значительная часть дворца отводится для женщин. Не дворец-крепость, а просто дворец со всем великолепием.
Во второй половине XVIII в до н.э. центром критского государства становится город Кносс. Самый знаменитый памятник того времени - Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный на высоком холме. Центральное место в огромном архитектурном комплексе занимает прямоугольный двор, выложенный плитами. Со всех сторон к нему примыкают построенные в разное время помещения: часть из них расположена на уровне двора, другие ниже, третьи - на два или три этажа выше. Главные входы во дворец находятся на северной и южной сторонах.
Во дворце было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт. В нижних этажах были устроены обширные кладовые, где стояли огромные глиняные сосуды для хранения зерна, масла, вина, овощей. Там же сберегались царские сокровища и оружие.
Удобные марши лестниц вели с одного этажа на другой. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, своего рода маленькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало обитателей дворца от палящих лучей солнца, и в комнатах постоянно ощущалась приятная прохлада. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, - особенность критской архитектуры. Ничего громоздкого, давящего.
Главным украшением дворца была живопись. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративной росписью. Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески - росписи по сырой штукатурке. Они использовали черную, белую, красную, желтую, синюю, зеленую краски. Залы с фресками имели панель, над ней, как правило, располагалась роспись. Узоры покрывали потолки, а иногда и полы.
Стены парадных помещений дворца украшены монументальными картинами. Фрески знакомят с жизнью и развлечениями обитателей дворца. Лучшими произведениями критской живописи считаются фрески, изображающие игры с быком - любимое развлечение юношей и девушек.
Расцвет критской живописи относится к XVI в до н.э. Критские художники были замечательными мастерами чеканки и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, исполняли миниатюрные изображения на перстнях и печатях. Большой славой пользовались изделия из бронзы, золота, серебра. Очень ценились вазы, сделанные на Крите. Критские мастера изобрели для покрытия сосудов особую краску темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском, которая делала стенки ваз водонепроницаемыми. Вазы украшали спиральные узоры, стилизованные изображения раковин, рыб, переплетающихся листьев, цветов.
Критское государство погибло в конце XV в. До н.э. На острове происходили землетрясения, и Кносский дворец дважды перестраивался. Как полагают многие ученые, около 1520г.до н.э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась после бедствия.
Крит был подлинной
колыбелью древнегреческой
С угасанием цивилизации Крита в XIV в.до н.э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции - Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символом могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны.
Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются единственным образцом монументальной скульптуры в эгейском искусстве. В центре дворца расположен мегарон - парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.
Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.
К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц - толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» - мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая.
Захоронения отличались
необычайной пышностью и
В середине XII в.до н.э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли на более низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушили очаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После прихода дорийцев наступило несколько веков упадка культуры. Но богатое наследие эгейской цивилизации не было полностью утрачено и забыто. И на ее основе обитатели материковой Греции - эллины - создали свою собственную культуру.
В это время изобразительное искусство и архитектура делают лишь первые шаги. Прикладное же искусство отличается более высоким уровнем мастерства.
Мир - «космос» - понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония. Чувство порядка и меры - одно из важнейших для античности. «ничего сверх меры!» - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Пластичность - основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение пластическим видам искусства - архитектуре и скульптуре.
Античный мир был ориентирован не на царей и их приближенных (как на Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного коллектива, прославлял и возвеличивал человека.
Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой литературы - «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, одного из родоначальников греческой и европейской литературы.
Принято считать, что поэмы эти были написаны в IX-VIII в.до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В их основе ежит ахейский эпос - сказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой Азии).
Своими корнями эпическая традиция уходила в период микенской культуры. Эпос был особым видом искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Эти песни пели тогда сами цари и воины под звуки форминги - разновидности кифары, как это делает Ахилл в «Иллиаде».
Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцы - аэды или рапсоды. Из эпической песни выстроены «Иллиада» и «Одиссея»
Эпические поэмы Гомера - своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина - эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец-аэд, который передает ее потомкам.
У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод.
Мир великолепных олимпийцев был чрезвычайно похож на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии. Боги - это как бы облагороженные, «улучшенные» люди, отличающиеся только бессмертием.
Греческая мифология и религия были наполнены гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди - с богами: любимые герои греков - Диомед, Аякс, Агамемнон - богоподобны. Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или Одиссей.
Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (IX в.до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Как полагают некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый, магический смысл и сам орнамент обретал символическое значение. Сцены на вазах изображали плывущие по морю гребные суда, битвы, похороны героя, соревнования юношей в силе и ловкости.