Культура Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом,
его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется
с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………….4
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМ………………………………………………..8
3. АНТИЧНАЯ НАУКА………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

     Великолепный  памятник  античной культуры поэмы  Гомера "Иллиада"

и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их

наизусть,  что  являлось  частью образования.  Поэмы Гомера имели не

только большое значения,  как произведения исскуства, им предавалось

также  важное  государственное,  социальное и нравственное значение.

Эти поэмы о человеческих отношениях,  о добре и зле,  о чести и бес-

честии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубо-

ко современные.

     Поэмы учат  спокойному отношению к смерти  как естейственной не-

обходимости.  Приводя много ценных наблюдений.  Например, о том, что

сильное чувство двулико:  горе и разъединяет и сплачивает;  плач од-

новременно несет просветленье и т. д.

     Античная культура - это также культура Сократа,  философа, пос-

тавившего знание превыше всех авторитетов и мнений.  Этому  принципу

учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к ода-

ренным юношам и из них готовил учеников.

     Сократ не  писал книг,  считал, что в них  мысль мертвеет, стано-

вится правилом,  а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по

Сократу,  состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не аб-

солютизировать его ("Я знаю,что ничего не знаю"). Самое позорное не-

вежество  - "воображать что знаешь то,  чего не знаешь".  Сократ был

постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его

били.  Ученики возмущались и спрашивали,  почему учитель не отвечает

тем же.  Сократ отвечал:  "Разве я потащу в суд осла,  если он  меня

лягнул?".

     Особенностью  античной культуры было стремление  сделать культуру

способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не

только к философам,  но и к искусству, поэзии. Греческая культура во

многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее

были два бога:  Аполлон и Дионис,  породившие,  как считали  древние

греки,  два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон

- бог пластического искусства,  умеренности, гармонии, красоты и  по-

коя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инс-

тинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности.

     Почитание  Аполлона  привело  к господству  пластического искусс-

тва, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почи-

тание  Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто не-

лицеприятной) правдой жизни,  к философскому пессимизму и нигелизму.

Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться

 аполлоновское ее качество  и дионисийское, в противном случае  воз-

можна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет

в конце концов к стагнации,  застою.  А возобладание дионисийского к

разрушению, протесту ради протеста.

     В Древней  Греции существовал обряд жертвоприношения - в  Кноссе

удалось  отыскать  фрагменты  календаря,  где речь идет о жрецах,  о

празднествах и о жертвах, которые полагалось приносить в те или иные

месяцы.  Функции верховного жреца исполнял,  как предполагается, сам

царь, хотя бесспорных доказательств тому нет.

 

 

    IV в до н.  э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания

различных школ,  хотя обучение стоило очень дорого. Например, обуче-

ние риторике,  у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора

той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софис-

тов,  и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все бо-

лее многочисленные философские школы ориентировались также  лишь  на

социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все

больше сосредоточивалась на одном из полюсов  общества.  Характерно,

что  обращенное к широким массам искусство театра,  получившее столь

явное развитие в Афинах V в.  до н.  э.,  уже не играло в  следующем

столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия пережива-

ла упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия

спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза,

напротив,  поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусс-

тво IV в.  до н.  э. вплоть до последних веков античности оставалось

непревзойденным  образцом  литературного  мастерства,  правильности,

чистоты и красоты стиля.  Еще большее влияние оказала на последующие

поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., предс-

тавленная  именами Платона и Аристотеля.  Изобразительное искусство,

особенно  скульптуру,  прославили в то время  шедевры  Праксителя  и

Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.

 

                      2.  К У Л Ь Т У Р А    Д Р Е В Н Е Г О   Р И М А

 

     Природные  условия  на  Апеннинском полуострове  в древности мало

отличались от сегодняшних, если не считать того, что столь характер-

ных для Италии апельсиновых и лимонных деревьев,  агавы и эвкалиптов

древнейшие обитатели страны еще на знали,  а финиковую пальму и гранат

  распространили  там  только карфагеняне.  В сравнении  с Грецией

Италия обладает более плодородными почвами,  особенно в долине  реки

По  и в Кампании,  славившейся к тому же своими цекубскими и фалерн-

скими винами.  Но как и в Греции,  обработка земли требовала и здесь

огромных человеческих усилий; необходимо было осушить многие заболо-

ченные территории,  другие же  обеспечить  искусственным  орошением.

Мастерами  этого дела были этруски,  чьи достижения сегодня не могут

не удивлять.  Однако Италия была значительно беднее, чем Греция, ме-

таллами, которые ей с незапамятных времен приходилось ввозить. Толь-

ко в Этрурии добывали медь и олово,  а на острове Эльба - железо.  В

обработке металлов больших успехов добились те же этруски.

     Обосновавшись  в Южной Италии, римляне уже  не могли не вмешаться

в дела соседней Сицилии,  где веками шло соперничество между Сираку-

зами и североафриканским Карфагеном. Захват римлянами Мессаны вызвал

23 - летнюю войну между  Римом и Карфагеном, проходившую  на суше и на

море к выгоде то одной,  то другой стороны.  Морское могущество про-

тивника  заставило римлян перейти к строительству собственного воен-

ного флота. Нехватку опыта морской войны они восполняли своеобразной

тактикой,  позаимствованной,  впрочем, у сицилийских греков. Римские

корабли были оснащены так,  чтобы воины могли легко  перебраться  на

вражеские суда, превращая таким образом морскую битву в сухопутную.

     Захватнические  войны II в.  до н. э. принесли Риму  новые терри-

тории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское госу-

дарство отнимало у покоренных народов часть земель,  обращая  ее  во

все расширяющийся римский "агер публикус", а также обширные владения

бывших правителей, их пастбища, леса, золотые и серебрянные рудники,солеварни  и  каменоломни.  Огромные контрибуции,  доходы от продажи

пленных в рабство,  дань с побежденных,  военная добыча сделали  Рим

крупнейшей финансовой величиной античного мира.

     Обычной практикой  римского войска стали планомерные  грабежи за-

воеванных  городов и целых областей - об этом ясно говорит печальная

судьба Сиракуз во время II Пунической войны и Коринфа в 146 г. до н.

э. Главной целью походов было теперь разграбление покоренных городов

с захватом добычи и рабов.  В рабство продавали десятки тысяч  чело-

век, а добычи набиралось столько, что сгибаясь под ее тяжестью римс-

кие войны оказывались уже не в состоянии совершать переходы  больше,

чем 5 километров в день.

     Культура Древнего  Рима,  в основном представляла собой  перемешанные

 культуры других стран.  Как, например, кроме многих предметов

быта,  заимствованных из Греции и стран Востока,  были  заимствованы

также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, ви-

дели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на

восточный  манер,  показывалась  на людях лишь в сопровождении целой

толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами.

     Завоевание  Тарента в 272 г.  до н. э. оказалось  важной вехой не

только в политической истории Рима,  но и в истории его  литературы.

Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник.

Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял

имя Тит Ливий Андроник. Андроник занялся тем, что стал переводить на

римский язык,  а затем читать, известные греческие трагедии, главным

образом, Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэ-

зию он знал мало,  и ее влияние никак не отразилось на его творчест-

ве.  Да  и навряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма

нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросив-

ших в ту пору вызов всесильному Карфагену.

     Деревняя архитектура  с террактовой орнаментикой полностью  цари-

ла в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала ус-

тупать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вул-

канического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. еще

не было:  и "лунский",  позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский"

твердый  известняк  -  травертин стали применяться повсеместно уже в

эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала нало-

жила  отпечаток и на саму архитектуру.  Из мягкого туфа не удавалось

вытесывать длинные прочные балки,  поэтому зодчим приходилось созда-

вать арочные своды.  кроме того,  мягкий туф не позволял делать ярко

выраженные,  подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных хра-

мах, и надо было украшать постройки гибсовой пластикой.

     Все это  рано придало римской архитектуре  иной, отличавший ее от

греческой  характер.  Своеобразие  римской архитектуры хорошо видно,

например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивох-

ранилище),  обращенном фасадом на форум,  с арками между дорическими

полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.

     Начав покорять  мир, римляне знакомились со все  новыми способами

украшения домов и храмов,  в том числе с фресковой живописью. С тра-

дициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живо-

писи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным

археологами  в  раскопанных  археологами  провинциальных Помпеях и в

других городах Кампании.  Интересно,  что как и в тогдашней  римской

риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - прос-

той, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями

и насыщенными цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в

живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как,

например в вилле Фарнезина в Помпеях.

     В скульптуре  явлением,  характерным для оригинального  римского

искусства,  стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В

новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убе-

диться,  если  сравнить грубоватые,  крестьянские лица на надгробных

рельефах эпохи республики с тонко  моделированными,  рафинированными

эллинистическими  портретами.  Пластический реализм римских мастеров

достиг расцвета в I в.  до н. э., породив такие шедевры, как мрамор-

ные портреты Помпея и Цезаря.

 

                             3.  А Н Т И Ч Н А Я  Н А У К А

 

     Исходя из  содержания понятия культуры, науку  следует рассматри-

вать как явление культуры, т. е. ее областью. Вместе с тем наука как

система  развивающего  знания  отличается  от  всех явлений культуры

прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина, т.

е. что содержание научного знания не зависит от человечества. В этом

знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его свя-

зи и отношения.

     Наука выполняет  функцию культуры и потому  может рассматриваться

как явление культуры, когда она обращается к человеку, когда добытое

ею знание становится фактором человеческого мира.

     Феноменологически  наука существует в обществе  и, следовательно,

включена в систему исторически определенной культуры.

     Так в  культуре  Древнего  Египта знание - существовавшее  тогда

зачатки науки - было достоянием лишь посвященных и носило  Эзотерми-

ческий характер.

     В рамках  индийской культуры уже в глубокой  древности были раск-

рыты такие глубинные свойства и способности человеческого организма,

существо которых во многом до сих пор остается не объясненным в  по-

зиции  современной  биологии и медицины.  Но эти знания обликаются в

неадекватную полумистическую форму (йога и  другие  школы),  которую

можно было бы условно назвать символической формой представления на-

учного знания.

     И, наконец, на  почве древнегреческой культуры  впервые появилась

и стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления

знания, стали разрабатываться категории научного мышления.

     Античная наука  возникла в VI в до н.  э.  в  весьма своеобразной

обстановке  греческих  городов-государств малоазийского и (несколько

позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужи-

ла  той  неблагоприятной  средой,  которая способствовала зарождению

Информация о работе Культура Древней Греции и Древнего Рима