Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:54, доклад

Краткое описание

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия
и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и
пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное
целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на
формирование и характер современной цивилизации.

Содержание

Введение.......................................................................3
Древняя Индия..................................................................3
Религия Древней Индии..........................................................6
Ведизм.........................................................................6
Буддизм........................................................................6
Индуизм........................................................................6
Философия......................................................................9
Джайнизм.......................................................................9
Йога..........................................................................10
Литература, лингвистика Древней Индии.........................................10
ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев.................................11
Упанишады.....................................................................11
Махабхарата...................................................................13
Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии...............................14
Математика, астрономия, медицина Древней Индии................................15
Заключение....................................................................16
Список литературы:............................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

древняя индия.docx

— 67.23 Кб (Скачать файл)

(мудрецов). Она является  одной из неортодоксальных философских  школ Древней

Индии. Джайнизм возник в  одно время с буддизмом и также  в Северной Индии. Он

вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния  за поступки.

Наряду с этим он проповедует  еще более строгие правила  не причинения вреда

любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой

уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда

преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики.

Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности,

бесстрастности, строгий  запрет воровства. Философия джайнизма получила свое

название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель

("Джина"). Цель учения  джайнизма - достижение такого  образа жизни, при

котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком  души у

человека джайнизм считает  развитие сознания. Степень сознательности людей

различна. Это оттого, что  душа склонна отождествлять себя с телом. И,

несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности  ее безграничны,

в том числе безграничны  возможности познания; душа (скованная  телом) несет в

себе также и бремя  прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина

ограниченности души - в  ее привязанностях и страстях. И  здесь огромна роль

знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи.

Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель)

собственные страсти и  способны научить этому других. Знание - это не только

послушание учителю, но и  правильное поведение, образ действий. Освобождение

от страстей достигается  с помощью аскетизма.

    

Йога

 

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских  школ. Йога

означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в.

до н.э.). Йога - это философия  и практика. Йога - есть индивидуальный путь

спасения и предназначена  для достижения контроля над чувствами  и мыслями, в

первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в  бога

рассматривается как элемент  теоретического мировоззрения и  как условие

практической деятельности, направленной на освобождение от страданий.

Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При

успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию  самадхи (т.е.

состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и

психических упражнений и  сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в

себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории  соответственно трем

гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах

невежества и страсти  способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде

всего, это мясо). Учителя  йоги особое внимание обращают на необходимость

выработки терпимости по отношению  к другим учениям.

    

Литература, лингвистика Древней Индии

 

Историю древнеиндийской  литературы принято подразделять на несколько этапов:

ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых

двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста.

Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две  великие эпические

поэмы Древней Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены  все стороны

жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь из

устной поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в

себя религиозно-философские  произведения и идеи. В последующие  эпохи многие

видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали

свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел

сборник рассказов и притч  «Панчатантра», основанный на фольклоре. Он был

переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились  и в России.

Из литературы, относимой  к буддийской традиции, ярко выделяется творчество

поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма

«Буддхачарита» была первым искусственным эпосом, появившимся  в индийской

литературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра.

Появились даже специальные  трактаты по драматургии. Определялись задачи

театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала

греческой.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного  творчества, в

том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты

по теории метрики и  поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки»,

ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного  характера речи повлияла на развитие науки о языке.

Считалось, что речь лежит  в основе наук и искусств. В грамматике Панини

«Восьмикнижие» анализ языкового  материала проведен столь глубоко  и

основательно, что современные  ученые находят сходство между теорией  древних

индийцев и современной  лингвистикой.

    

ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев

 

Первым памятником мысли  древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие в

переводе с санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув  между вторым и первым

тысячелетием до нашей  эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии

духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской

мысли.

ВЕДЫ состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и

так далее. В них впервые  делается попытка к философскому толкованию

окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное,

полумифическое, полурелигиозное  объяснение окружающего человека мира, тем не

менее, их рассматривают  в качестве философских, а точнее предфилософских,

дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в

которых делаются попытки  философствования, т.е. толкования окружающего

человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В  образном языке

ВЕД выражено весьма древнее  религиозное мировоззрение, первое философское

представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре

группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою

очередь, состоят из четырех  сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник

религиозных гимнов (около  полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть ВЕД

- Брахманы (сборник ритуальных  текстов). На них опиралась религия

брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть ВЕД -

араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть

ВЕД - Упанишады, собственно философская часть, возникшая около  тысячи лет до

нашей эры.

Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось

формирование первых философских  учений (и религиозно-идеалистических  и

материалистических).

    

Упанишады

 

Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или -

"тайное, сокровенное знание") - философские тексты, появившиеся  около одной

тысячи лет до нашей  эры и по форме представлявшие, как правило, диалог

мудреца-учителя со своим  учеником или же с человеком, ищущим истину и

впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности  известно около

сотни Упанишад. В них  доминирует проблема первопричины, первоначала  бытия, с

помощью которого объясняется  происхождение всех явлений природы  и человека.

Господствующее место  в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве

первопричины и первоосновы  бытия духовное начало - Брахман, или  Атман.

Брахман и Атман употребляются  обычно как синонимы, хотя Брахман  чаще

употребляется для обозначения  бога, вездесущего духа, а Атман - души. Начиная

с Упанишад, Брахман и  Атман становятся центральными понятиями  всей индийской

философии (и прежде всего - веданты). В некоторых Упанишадах идет

отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной  мира - пищей,

дыханием, вещественными  первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со

всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман

трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

Красной нитью через все  Упанишады проходит идея о тождестве  духовной сущности

субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение  в

знаменитом изречении: "Тат  твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").

Упанишады и изложенные в  них идеи не содержат логически последовательной и

целостной концепции. При  общем преобладании объяснении мира как духовного и

бестелесного в них  представлены и другие суждения и  идеи и, в частности,

делаются попытки натурфилософского  объяснения первопричины и первоосновы

явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах  проявляется

стремление объяснить  внешний и внутренний мир, состоящим  из четырех или даже

пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как

недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно  прохождение

этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же -

газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все  то многообразие,

которое присуще миру, в  том числе человеческому обществу.

Познание и приобретенное  знание подразделяются в Упанишадах на два уровня:

низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую

действительность. Это знание не может быть истинным, так как  оно по своему

содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е.

духовного абсолюта, это  восприятие бытия в его целостности, приобрести его

можно только с помощью  мистической интуиции, последняя  же в свою очередь

формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно

высшее знание дает власть над миром.

Одна из важнейших проблем  в Упанишадах - исследование сущности человека, его

психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней  Индии отмечают

сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие  элементы, как

сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п.

подчеркивается их взаимосвязь  и взаимовлияние. Несомненным достижением

следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в

частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость  этих

состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного

отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких

мирских привязанностей и  забот. В Упанишадах проводится различие между

материальными и духовными  ценностями, между благом, как спокойным  состоянием

души, и низменной погоней  за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в

Упанишадах впервые высказывается  концепция переселения душ (сансара) и

воздаяния за прошлые действия (карма). Здесь выражено стремление определить

причинно-следственную связь  в цепи человеческих поступков. Делается также

попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать  поведение

человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются

фундаментом для всех или  почти всех последующих философских  течений,

появившихся в Индии, так  как в них были поставлены или  разрабатывались идеи,

которые длительное время "питали" философскую мысль в Индии.

    

Махабхарата

 

Говоря о философии  Древней Индии нельзя не упомянуть  и обширную эпическую

поэму Махабхарату, состоящую  из восемнадцати книг. Основным источником

философской мысли более  позднего - эпического периода является обширная

эпическая поэма "Махабхарата", которая состоит из 18 книг, повествующих о

борьбе за власть между  двумя родами - Пандавами и Кауравами. Наряду с

повествованием об этой борьбе в различных книгах "Махабхараты" имеются тексты

и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки  зрения

представляют "Бхагавад-Гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и  некоторые другие

(VII в. до н.э. - II в. н.э.).

По своему содержанию и  направленности большинство философских  идей

"Махабхараты" представляют  собой продолжение и развитие  господствующих в

Упанишадах взглядов о  Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и о его

постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы  и сансары. Однако

в отличие от Упанишад, где  философия представлена преимущественно  в виде

отдельных высказываний и  положений с неустоявшейся, подчас аморфной

терминологией, в " Махабхарате" появляются уже развернутые и  цельные

философские концепции, дающие более или менее единую трактовку  основных

мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и

социологических, и имеющие  более строго фиксированный и  более однозначный

Информация о работе Культура Древней Индии