Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:54, доклад
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия
и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и
пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное
целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на
формирование и характер современной цивилизации.
Введение.......................................................................3
Древняя Индия..................................................................3
Религия Древней Индии..........................................................6
Ведизм.........................................................................6
Буддизм........................................................................6
Индуизм........................................................................6
Философия......................................................................9
Джайнизм.......................................................................9
Йога..........................................................................10
Литература, лингвистика Древней Индии.........................................10
ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев.................................11
Упанишады.....................................................................11
Махабхарата...................................................................13
Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии...............................14
Математика, астрономия, медицина Древней Индии................................15
Заключение....................................................................16
Список литературы:............................................................16
(мудрецов). Она является
одной из неортодоксальных
Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он
вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки.
Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда
любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой
уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда
преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики.
Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности,
бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизма получила свое
название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель
("Джина"). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при
котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у
человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей
различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И,
несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны,
в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в
себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина
ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль
знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи.
Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель)
собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только
послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение
от страстей достигается с помощью аскетизма.
Йога
Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога
означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в.
до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь
спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в
первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога
рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие
практической деятельности, направленной на освобождение от страданий.
Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При
успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е.
состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и
психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в
себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем
гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах
невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде
всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость
выработки терпимости по отношению к другим учениям.
Литература, лингвистика Древней Индии
Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов:
ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых
двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста.
Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические
поэмы Древней Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены все стороны
жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь из
устной поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в
себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие
видные художники Индии,
в числе которых был и
свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.
В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел
сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанный на фольклоре. Он был
переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.
Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество
поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма
«Буддхачарита» была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской
литературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра.
Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи
театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала
греческой.
Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в
том числе и поэзия. Подробно
разрабатывались правила
по теории метрики и поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки»,
ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.
Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке.
Считалось, что речь лежит в основе наук и искусств. В грамматике Панини
«Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и
основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних
индийцев и современной лингвистикой.
ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев
Первым памятником мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие в
переводе с санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув между вторым и первым
тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии
духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской
мысли.
ВЕДЫ состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и
так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию
окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное,
полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не
менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских,
дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в
которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего
человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке
ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское
представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре
группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою
очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник
религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть ВЕД
- Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия
брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть ВЕД -
араньяки ("лесные книги",
правила поведения для
ВЕД - Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до
нашей эры.
Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось
формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и
материалистических).
Упанишады
Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или -
"тайное, сокровенное знание") - философские тексты, появившиеся около одной
тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог
мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и
впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около
сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с
помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека.
Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве
первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или Атман.
Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще
употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души. Начиная
с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской
философии (и прежде всего - веданты). В некоторых Упанишадах идет
отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей,
дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со
всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман
трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.
Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности
субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в
знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").
Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и
целостной концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и
бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности,
делаются попытки
явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется
стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже
пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как
недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно прохождение
этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же -
газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие,
которое присуще миру, в
том числе человеческому
Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня:
низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую
действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему
содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е.
духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности, приобрести его
можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь
формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно
высшее знание дает власть над миром.
Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его
психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают
сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как
сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п.
подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением
следует считать характеристику
различных состояний
частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих
состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.
В области этики в Упанишадах
преобладает проповедь
отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких
мирских привязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между
материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием
души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в
Упанишадах впервые
воздаяния за прошлые действия (карма). Здесь выражено стремление определить
причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также
попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение
человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются
фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений,
появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи,
которые длительное время "питали" философскую мысль в Индии.
Махабхарата
Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую
поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Основным источником
философской мысли более позднего - эпического периода является обширная
эпическая поэма "Махабхарата", которая состоит из 18 книг, повествующих о
борьбе за власть между двумя родами - Пандавами и Кауравами. Наряду с
повествованием об этой борьбе в различных книгах "Махабхараты" имеются тексты
и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки зрения
представляют "Бхагавад-Гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и некоторые другие
(VII в. до н.э. - II в. н.э.).
По своему содержанию и направленности большинство философских идей
"Махабхараты" представляют собой продолжение и развитие господствующих в
Упанишадах взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и о его
постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары. Однако
в отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде
отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной
терминологией, в " Махабхарате" появляются уже развернутые и цельные
философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных
мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и
социологических, и имеющие более строго фиксированный и более однозначный