Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:26, реферат

Краткое описание

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».
Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Древней Индии.docx

— 21.19 Кб (Скачать файл)

Культура Древней Индии

 

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается  прежде всего в богатстве и  многообразии религиозно-философских  учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский  дух отмечен среди других народов  специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает  себе равных. Именно поэтому уже  в далекой древности Индию  называли «страной мудрецов».

Вторая особенность  индийской культуры связана с  ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».

Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого  мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.

Неповторимое  своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность  и танцевальность.

Еще одна важная черта заключается в особом почитании  индийцами любви - чувственной и  физической, которую они не считают  греховной.

Самобытность  индийской культуры во многом обусловлена  особенностями индийского этноса. В  его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых  ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько  самостоятельных народов.

Культура  Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия»  появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».

История Древней  Индии распадается на два больших  периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую  индийскую историю и связан с  приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и  Ганг.

Хараппская  цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный  Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм  мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько  крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели  прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью  и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы  на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий  подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и  особенно эпидемиями.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись  на индийской земле, стати земледельцами  и скотоводами. Они смешались  с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос  новую жизнь.

С приходом ариев в индийской истории  и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого  периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов  — гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.

 

Они написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:

Ригведа (религиозные  гимны);

Самаведа (песнопения);

Яджурведа (жертвенные формулы):

Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

 

К ведической литературе также относятся комментарии  Вед — брахманы и упанишады.

 

Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны:

брахманы (жрецы);

кшатрии (воины);

вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);

шудры (рабы и военнопленные).

Эти четыре варны позднее были дополнены  многочисленными кастами (более  двух тысяч), которые сохранились  до наших дней.

Начиная с  Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм — религия самих Вед. Для  него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был  Индра — бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гимнов. За ним следуют: Варуна — бог неба и космоса: Сурья — бог солнца; Вишну — олицетворяющий круговращение Солнца; Агни — бог огня и др.

На новом  — эпическом — этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм. Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее  множество богов сведено к  троице. Абсолютная и неопределенная сущность — Брахман — проявляется  втримурги, или в триедином божестве: Брахма — творец мира; Вишну —  охранитель мира; Шива — разрушитель  мира.

 

Во второй половине I тыс. до н.э. брахманизм переходит  в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования —  от языческих до буддизма. Индуизм  является самой распространенной в  Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма  и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в  индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна  нисходит в мир. перевоплощаясь в  различные образы. Таких аватар —  десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В  них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.

Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» (Господня Песня) — одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о  вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

В VI в. до н.э. в Индии появляется буддизм —  одна из грех мировых религий. Его  создателем стал Сиддхартха Гаутама, который  в сорокалетнем возрасте достиг состояния  просветления и получил имя Будда (просветленный).

В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния  и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние  постепенно падает, и в начале И  тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной  религии проходит за пределами Индии  — в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных  истинах»: существует страдание; его  источник — желание: спасение от страдания  возможно; есть путь к спасению, к  освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских  соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние — нирвана — и  означает спасение. Нирвана (угасание) представляет собой пограничное  состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную  удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или  касте.

В буддизме существуют два направления. Первое — хинаяна (малая повозка) — предполагает полное вхождение в нирвану. Второе — махаяна (большая повозка) —  означает максимальное приближение  к нирване, но отказ от вхождения  в нее ради помощи и спасения других.

Одновременное буддизмом в Индии возникает  джайнизм, который близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны  и касты. В нем также существует понятие нирваны, однако главным  выступает принцип ахимсы - непричине- ние зла всему живому.

В XVI в. из индуизма выделился как самостоятельная  религия сикхизм, выступавший против иерархии варн и каст, за равенство  всех верующих перед Богом.

Для религиозной  жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии — фетишизма  и тотемизма, о чем свидетельствует  поклонение многим животным. В число  священных входят коровы и быки из породы зебу (которые в отличие  от коров используются в хозяйственных  работах). Особое внимание индийцы уделяют  обезьянам. Они тысячами живут в  храмах, получая от людей пищу и  уход. Еще большим поклонением  пользуются кобры.

В Индии существует настоящий культ змей. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят по обе стороны  входной двери своего жилища. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Их угощают молоком  и медом, осыпают цветочной пыльцой, к их норам кладут цветы жасмина  и красного лотоса. В благодарность  за такое внимание змеи в этот день не кусаются. Некоторые животные традиционно  связываются с определенными  богами, которых они олицетворяют: корова — с Кришной, кобра —  с Шивой, гусь — с Брахмой.

Важную роль в жизни индийцев играют касты, которых  насчитывается более двух тысяч. Они сложились на основе четырех  варн и существуют с раннего Средневековья. Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют  наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут  пользоваться вещами высших каст.

В настоящее  время роль каст в политической жизни  юридически ограничена. Однако в повседневной жизни эта роль остается значительной, особенно в семейно-брачных отношениях. Как правило, браки заключаются  внутри каст и чаше всего без учета  мнения будущих супругов. У высших и средних каст свадьбы происходят в доме невесты и отличаются пышностью  и роскошью. В низших кастах за невесту  полагается выкуп.

Помимо религии, в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь это относится  к философии. К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет  Вед, относятся шесть философских  школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья. Некоторые из них  близки между собой. В частности, содержание веданты и мимансы  составляют размышления о путях  освобождения человека, проблематика общественной жизни. Атомистическое учение вайшешики имело много общего с логикой и теорией познания ньяи. что в конце концов привело  к их слиянию. В основе дуалистической философии саньяхья находится проблематика двух противоположных начал мира — материи и духа. Школа отдает предпочтение духу, исследуя возможности  и пути его освобождения.

Все затронутые философские концепции тесно  связаны и переплетаются с  какой-либо религией. В той или  иной мере названные течения имеют  место в философской мысли  современной Индии и сохраняют  свое влияние. Однако самой известной  и знаменитой является философская  школа йоги, которую основан Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной  связи человеческой психофизиологии  с космосом. Ее цель — достижение состояния нирваны, освобождение от закона кармы.

Средством для  достижения этой цели выступает система  специальных усилий и упражнений — как физических, так и духовно-интеллектуальных. Первые предназначены для тела, они  включают определенные упражнения для  освоения особых поз — асан, а  также упражнения для дыхания. Вторые направлены на приведение психики человека в состояние самопогруженности  и сосредоточенности. Исключительную роль при этом играет медитация.

 

 

 


Информация о работе Культура Древней Индии