Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

О заселении территории Индостана еще в глубокой древности свидетельствуют многочисленные находки, характеризующие довольно высокий для своего времени уровень материальной, художественной и духовной культуры. Особенно ценными оказались археологические изыскания, проведенными английскими учеными в 20-х гг. XX в. в долине реки Инд – в районах Хараппы и Мохенджо-Даро.

Содержание

1. Культура «Хараппа» и «Мохенджо-Даро». Эпическая литература.
2. Религии Древней Индии. Формирование буддизма. Индуизм.
3. Тест.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. по культурологии.docx

— 28.59 Кб (Скачать файл)

Тема 7. Культура Древней Индии

План работы:

  1. Культура «Хараппа» и «Мохенджо-Даро». Эпическая литература.
  2. Религии Древней Индии. Формирование буддизма. Индуизм.
  3. Тест.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура «Хараппа» и «Мохенджо-Даро». Эпическая литература.

Культура Древней Индии (сер. IV тыс. до н.э. – VI в. н.э.) – одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах Нила, Тигра и Евфрата.

О заселении территории Индостана еще в глубокой древности свидетельствуют многочисленные находки, характеризующие довольно высокий для своего времени уровень материальной, художественной и духовной культуры. Особенно ценными оказались археологические изыскания, проведенными английскими учеными в 20-х гг. XX в. в долине реки Инд – в районах Хараппы и Мохенджо-Даро. Обнаруженные поселения городского типа обладают элементами яркой самобытной древнейшей цивилизации.

Устройство городского поселения поражает совершенством планировки и уровнем цивилизованности: двухэтажные кирпичные дома на прямых улицах спланированы строго перпендикулярно; углы домов закруглены на перекрестках; система керамических труб под землей вдоль улиц для канализационного стока – самая совершенная городская канализационная система Древнего Востока того времени.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о расцвете Хараппской культуры в сер. III – сер. II тыс. до н.э., умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел. Среди них каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие, ювелирные и другие украшения. Обнаружены игровые комплекты типа шахмат и шашек; изделия гончарных мастеров, уже тогда применявших специальную обработку в печах и искусное орнаментирование.

В Хараппе  и Мохенджо-Даро была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисунки, изображения охотничьих сцен и т.д.

В первой половине II тыс. до н.э. наметился постепенный упадок Хараппской культуры, которая к середине тысячелетия исчезла. И все же культура Хараппы была основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции.

Определенные достижения в области производственной деятельности по времени совпали с созданием величайших памятников духовной культуры, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных верованиях периода разложения первобытно-общинного строя и складывания в Индии государственности дают представление Веды (букв. знание) – памятники древнеиндийской литературы конца II – начала I тыс. до н.э. Эти произведения, написанные на санскрите (один из основных древнеиндийских языков), содержат не только и не столько сведения войнах, борьбе за власть, о тяжелом созидательном труде, но они, по мнению ариев, наполнены божественным откровением.

Значимость «священного знания» Вед, остающихся и поныне основными священными книгами иудаизма, столь велика, что они представляют собой целый пласт культуры Древней Индии – ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали и басни, и сказки, порою с элементами сатиры.

Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы. На Ведах также основана литература «священного предания», включавшая сутры (краткие руководства по вопросам жертвенного ритуала, правила домашней жизни, основы законодательного и обычного права) и служившая задачам религиозного обучения. Знанию Вед, их изучению придавалось исключительно важное значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.

В процессе завершения разложения первобытного строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой общественным положением, правами и обязанностями, - варны (санскр. Качество, цвет). Захватив монополию на прежде выборные общественные должности, родоплеменная знать составила две привилегированные варны – брахманов (жрецов) и кшатриев (военная знать). Представители этих варн занимали высшие посты в аппарате управления ми войске. Наиболее многочисленную третью варну – вайшиев – составляли свободные общинники, занимавшиеся сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Низшая варна – шудр – состояла из «чужаков», потомков покоренных племен, которые хотя и были свободными, но не обладали правом на общинную собственность и были призваны служить представителям трех первых варн. Процесс формирования варн оказался довольно длительным. Это деление общества на варны закреплялось законодательно «Законом Ману», определившим права и обязанности представителей разных варн.

Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, переведенными на санскрит, представлены двумя массовыми по размеру эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты»), состоящей из 107 тыс. двустиший, и Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы»), содержащей 24 тыс. двустиший. Тексты оформились во второй половине I тыс. до н.э. Обе поэмы часто рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Порою здесь фантастические сцены чередуются с описанием образа жизни древних индийцев, их быта, духовных поисков и терзаний. Герои этих произведений – Кришна и Рама даже включены в индусский религиозный пантеон как аватары (воплощение) бога Вишну. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости, поражающими своей емкостью, образностью и отточенностью художественной формы.

Еще одним памятником санскритской повествовательной прозы является «Панчатантра». Она делится на пять тантр – повестей, объединённых рамочной композицией; в свою очередь, каждая тантра также содержит вставные рассказы стихотворения (отчего некоторыми исследователями книга считается ещё и поэтической антологией). Герои в «Панчатантре»  – животные, общество и нравы которых являются копией человеческих; рассказчиками выступают шакалы Каратака и Даманака.

Самостоятельно, независимо от других стран, развивалась древнеиндийская драматургия. Постепенно индийская драма из пантомимы с комментариями сказителя превратилась в театральное действо при участии говорящих актеров. Наиболее выдающимся писателем был Калидаса (353-420 н.э.), известный как лирический поэт, создатель эпических поэм и драматург, сохранивший в своем творчестве тесную связь с фольклором. Ему принадлежит написанная на санскрите романтическая драма «Узнанная по кольцу Шакунтала», воплотившая в себе сангит (разновидность ранней формы театрального искусства, существовавшая в Древней Индии, которая включала элементы пения, инструментальной музыки, пантомимы и танца).

 

2. Религии Древней  Индии. Формирование буддизма. Индуизм.

В начале I тыс. до н.э. оседлость для индоариев стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто враждовавшие между собой. С постепенным усложнением культа ведической религии усилились роль и авторитет жрецов-брахманов. Изменились состав и характер пантеона богов. И хотя установки ведической религии, ее боги и традиции не претерпели резких перемен, многочисленные религиозные учения раннего рабовладельческого общества в Индии в первые века до н.э. составили религиозное течение – брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность.

Согласно новой теории творец вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделяет яйцо на две части – небо и землю. Создаются люди, мужское и женское начало, противоположности, животный и растительный мир.

Переход к брахманизму еще не выявил единой иерархии богов. В каждой местности почиталось свое высшее божество. Бог Шива, в культе которого соединились различные по своему характеру религиозные верования, считался воплощением разрушительных сил природы и символом плодородия. Бог Вишну выступал в качестве бога – хранителя всего существующего. Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков.

Освещая общественное начало, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара (санскр. блуждание, переход, перевоплощение души или личности) – теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы – кармы (санскр. деяние, поступок). Карма, хотя и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека.

Более успешную попытку преодоления в системе брахманизма варно-кастового строя, где путь к спасению был открыт только для брахманов-жрецов, осуществил буддизм, зародившийся в VI в. до н.э.

Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия, которой ныне следуют около 700 млн. человек. Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н.э. – начало н.э. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо – Сиддхартха Гаутама. Предаваясь самому суровому аскетизму, познав после долгих раздумий причину зла, впав в нирвану (санскр. угасание, свобода от паутины желаний), он стал Буддой (санскр. просветленный, осененный истиной, пробужденный к новой жизни) и проповедником учения, получившего название буддизма.

Центральным в учении Будды считаются «четыре благородных истины»: жизнь есть страдание; причина страдания – стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и поддержанию добра.

Литературные источники и более поздние изображения свидетельствуют о довольно высоком уровне архитектуры и изобразительного искусства этого периода. Формы деревянных хижин – круглых в плане, с полусферическими покрытиями, а позднее – овальных и прямоугольных в плане, с двухскатной  крышей, легли в основу храмовой архитектуры и других построек. Среди культовых сооружений с широким применением камня наибольшего распространения получили ступа (санскр. букв. куча земли, камней), стамбаха – монолитный столб и пещерный храм.

В годы правления Ашоки было построено около 80 тыс. ступ. Ступа имела вид полусферы, возведенной на барабанах. Наверху хранилась погребальная урна, нал которой возвышался стержень с «зонтами». Такова ступа в Санчи (III-II вв. до н.э.).

Стамбахи Ашоки весом 50 т и высотой 50 м были увенчаны символами буддизма и содержали высеченные на стволе указы. Более тридцати сохранившихся в различных частях Индии надписей Ашоки на скалах и колоннах несут исторически важную информацию, наставления в духе буддийской морали – о необходимости повиновения властям и слугам царя, родителям и старшим.

Пещерные храмы, вначале небольшие и простые, восходящие к архитектуре деревянного общинного дома собраний, постепенно уступили место чайтья – продолговатым залам с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа.

Не став господствующей религией в Индии, буддизм получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие отношения были наиболее развитыми, – в долине Ганга, на северо-западе страны. Буддийское духовенство, приспосабливая культ и вероучение к племенным и общинным верованиям, оформляет в I-II вв. н.э. новую форму буддизма.

Однако расцвет буддизма завершился кушанским периодом. Буддизм, будучи приемлемым для различных слоев общества и разных народов своей симпатией ко всему живущему и поисками нравственной основы жизни, почитаемый многомиллионными жителями планеты, получив мощную поддержку царствующих правителей, сформировав широко разветвленную сеть монастырей, все же уже при Гуптах эволюционно, без политических потрясений и религиозных войн, начал уступать место индуизму. Причина этого видится в социальной основе индобуддийской духовной традиции.

Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о камне, сансаре, и кастах (варнах).

Особо почитается индусами триада богов: Брахма (бог – творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка, способный к воплощению в земные смертные существа) и Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель). Цементируя религию культом Брахмы-Вишну-Шивы, создавая своеобразный синтез абстрактного представления об абсолютном духе и местных богах крестьянских общин, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям, наделить их конкретными качествами и способностями участвовать в земных событиях.

Так, Вишну, способный к перевоплощению, - активный помощник людям, сообщает им истину, оберегает от опасности и зла. Весьма противоречив Шива – суровое и довольно жесткое существо, бог-разрушитель. Три глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль тела дополняют его необычный облик. Выступая порою покровителем любовных утех и разгульной жизни, он в то же время оказывает покровительство искусству и учености. Скульпторы в изображении Шивы привносили олицетворение творческого начала вселенной, физически совершенного человека, полного жизненных сил и энергии.

Информация о работе Культура Древней Индии