Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 22:40, реферат
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».
Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».
Культура древней Индии
Индия - одна из колыбелей человеческой
цивилизации. Она была заселена еще в глубокой
древности. Первыми жителями древней Индии
были дравиды. По прошествии веков дравидов
сменили многочисленные племена, отличавшиеся
друг от друга укладом жизни, языком, верованиями,
культурой.
Первые известные нам центры индийской
культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др.
существовали уже в ІІІ тыс. до н.э. на берегах
Инда. Культура Хараппы стала основой,
базой дальнейшей культурной и общественной
эволюции.
Кушанская империя
Расцвет искусства Индии, возникновение
новых культовых образов, развитие основных
тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных
при Маурьях, относятся к эпохе правления
Кушанской династии. Кушанские правители
создали огромную державу, включавшую
в себя Северную Индию, области современных
Пакистана, Афганистана и Средней Азии.
В I в. до н.э. в культовой архитектуре Индии
появились пещерные храмы – чайтьи. Примером
может служить Чайтья, находящаяся в Карли.
Перед пещерой возвышались две колонны,
их увенчивали капители, подобные маурийским.
Важнейшей деталью фасада пещеры является
огромное подковообразное окно, которое
служит главным источником света в храме.
В пещеру ведут три входа, дающие начало
коридорам, символизирующим путь Будды.
Центральный коридор отделён от боковых
рядами колонн со скульптурными капителями.
В этом архитектурном пространстве, оживлённом
скульптурой, создаётся необычный эффект
игры света и тени, преображающий интерьер,
символикой которого является ступа, помещённая
в храме.
В буддийской архитектуре возведение
оград вокруг храмов и ступ стало традицией.
Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали
скульптурой, рельефными композициями.
На рельефах предстают люди и животные,
архитектурные мотивы, бытовые предметы,
растительные орнаменты.
В религии буддизма и индуизма огромное
значение придаётся царству животных.
В представлении индийца, люди, животные,
растения и даже высшие божества всегда
связаны между собой неразрывными узами.
В многофигурных сценах поражает ощущение
всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей
все формы. Любовь к природе, преклонение
перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая
во всех проявлениях – вот основная тема
индийского искусства.
Империя Гуптов
В правление Гуптов переживали
расцвет наука, философия, литература.
Были записаны древние устные трактаты
по различным областям знания. Индия славилась
буддийскими университетами в Таксиле,
Наланде, Аджанте. Правители династии
Гуптов покровительствовали буддизму,
но сами были приверженцами индуизма:
поклонялись Кришне, Дурге, Шиве, Сурье.
Литературные источники свидетельствуют
о широком размахе строительства в тот
период: возводились многочисленные буддийские
и индуистские храмы, дворцы.
В эпоху Гуптов развивалось пещерное
зодчество. Образцом великолепного единства
архитектуры, скульптуры и живописи является
пещерный комплекс в Аджанте. Среди сооружений
выделяются чайтьи и вихары – общежития
буддийских монахов. Скальные ансамбли
Аджанты славятся прежде всего своей живописью.
Этот вид изобразительного искусства
известен в Индии с начала I тысячелетия
до н.э. Однако поскольку под действием
влажного климата живописный слой быстро
разрушается, пещерные храмы Аджанты являются
едва ли не единственным сохранившимся
памятником, по которому можно судить
о росписях Гуптской эпохи.
Стенопись Аджанты относится к IV-VII вв.,
поэтому росписи, выполненные в эпоху
Гуптов, входят в неё только как составная
часть. Живопись сохранилась лишь в шестнадцати
пещерах. Здесь расписывались потолки,
стены, и даже колонны.
Росписи пещер сложны по содержанию, в
композициях много персонажей, но нет
и намёка на передачу перспективы, объёмы
фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм
составляют основу всего живописного
ансамбля. Разнообразие красок невелико,
но их богатые сочетания и контрасты вызывают
необычное эмоциональное чувство. Краски
на росписях как будто светятся в темноте.
Возникает ощущение, что земное и небесное
гармонично соединились в этом храме.
Влияние комплекса Аджанты на искусство
Индии огромно. Основные стилистические
и идейные особенности этого памятника
нашли отражение и в скульптуре Гуптской
эпохи. Гуптский Будда – образ идеальный,
воплощающий идею достижения нирваны.
Именно таким он предстают в знаменитой
статуе из Сарнатха (Vв.). Божественный
Будда восседает на троне, богато украшенном
скульптурными изображениями и орнаментом.
Его фигура лишена всех черт живой человеческой
плоти. Будда сидит в позе “лотоса”, его
руки сложены в жесте поучения.
В гуптской художественной культуре буддийское
искусство пережило свой последний расцвет,
надолго уступив место изображениям богов
индуизма.
Империя Великих
Моголов
Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение
от Тимура Самаркандского. Укрепил власть
этого рода в Индии и создал централизованное
государство на всей её территории правитель
Акбар. Он вошёл в историю не только как
талантливый организатор и дальновидный
политик, но и как тонкий знаток и покровитель
искусства. При дворе правителя находили
работу многие индийские архитекторы
и художники. Акбар стремился объединить
Индию, и это усиливало влияние индийского
искусства на мусульманское. Постепенно
исчезли сдержанность и простота форм
сооружений, архитектура и её убранство
стали более сложными.
При Шах-Джахане, одном из преемников
Акбара, архитекторы вновь обратились
к формам исламской архитектуры, что привело
к возникновению своеобразного государственного
стиля Моголов, примером которого может
служить мечеть Джами-Мазджид в Дели.
Выдающийся памятник архитектуры Индии
– мавзолей Тадж-Махал в Агре. Он был выстроен
Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал.
Тадж-Махал расположен в большом парке,
к мавзолею ведут дороги и канал. Сооружение
вознесено на платформу, отделяющую его
от земли. Многоугольное в плане здание
прорезано глубокими нишами и завершено
огромным сферическим куполом. Фантастический
архитектурный образ Тадж-Махала ставит
его в один ряд с лучшими памятниками средневековой
Индии.
В эпоху Великих Моголов высшего расцвета
достигла индийская миниатюра. Она представлена
тремя основными художественными школами:
придворной могольской, Раджастхана и
Пахари. Важное место в придворной живописи
занимали портреты исторических личностей.
Отдельную группу составляли иллюстрации
к биографическим и историческим хроникам
того времени. Стиль большинства придворных
миниатюр напоминал персидские образцы.
Художник наносил рисунок легко, чётко,
стараясь не упустить ни одной, пусть самой
мелкой, но драгоценной детали. При этом
каждый элемент картины, обведённый тонким
чётким контуром, имел своё цветовое решение.
Это придавало миниатюре особую утончённость.
Одной из самых величественных и оригинальных
культур, существовавших на нашей планете,
является индо-буддийская философия, сформировавшаяся
главным образом на территории Индии.
Достижения древних индийцев в самых различных
областях - литературе, искусстве, науки,
философии вошли в золотой фонд мировой
цивилизации, оказали немалое воздействие
на дальнейшее развитие культуры не только
в самой Индии, но и ряда других стран.
Особенно значительным было индийское
влияние в Юго-Восточной, Центральной
Азии и на Дальнем Востоке.