Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 17:44, реферат
Краткое описание
Культура Древней Руси - выдающееся явление мировой средневековой культуры. Хронологически она охватывает IX - с. XIII ст. Культура эта развивалась в общем контексте мировой культуры, но имела лишь ей присущие черты, обусловленные конкретными историческими обстоятельствами и восточнославянскими традициями, которые сказались в планировании и застройке городов, в композиционных особенностях архитектурных ансамблей и отдельных сооружений, своеобразности декоративно-прикладного искусства и пластики.
Содержание
Вступление 1. Значение принятия христианства для культуры Древней Руси 2. Письменность, развитие образования и науки. Древнерусская литература 2.1 Письменность, образование и наука 2.2 Древнерусская литература и ее жанры 3. Развитие градостроительства, архитектура и ремесло 5. Культурные связи Древней Руси и меценатство Заключение Использованная литература
Главное расхождение между
обоими списками "Повести" - в ее окончании.
Лаврентевская летопись заканчивается
оборванным на полуслове рассказом о чудесном
явлении 11 февраля 1110 г. огненного столба
над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском
списке этот рассказ закончен и за ним
вытекают еще несколько сказаний о 1111,
1112 и 1113 г. Авторство "Повести" приписывают
монаху Киево-Печерской лавры Нестору,
который создал ее около 1113.
Основная идея достижения глубоко
патриотична - единство Русской земли.
Княжеские междоусобицы и кровавые распри,
которые начались тогда в Древнерусской
земле, осуждаются летописцем. Таким образом,
Киев стал местом возникновения первого
общерусского летописного свода, который
повествует об истории Русской земли в
целом.
Другой распространенный жанр
древнерусской литературы - "житие" - буквально
соответствует греческому "жизнь".
Он представляет жизнеописания знаменитых
епископов, патриархов, монахов - основателей
монастырей, реже биографии светских лиц,
но только тех, которые считались церковью
святыми. Отсюда житие в науке часто называется
также термином "агиография" (писание
про святых). Составление житий требовало
соблюдение правил и стиля изложения.
К ним относился неторопливый рассказ
в третьем лице, композиционное соблюдение
трех частей: вступления, собственно жития
и выводы. Главное действующее лицо изображалось
неопровержимо святым, а отрицательный
герой вводился для контраста и действовал
на заднем плане. По пересказу, Нестору-летописцу
принадлежит авторство всех трех первых
житий, которые дошли к нам - двух житий
первых христианских мучеников князей-братьев
Бориса и Глеба и житие игумена Феодосия
- основателя Киевской лавры.
Языки, которые назывались в
давность поучениями и словами, относятся
к жанру красноречия,
"золотое столетие" развития которого
на Руси приходится на XII ст., но уже в XIII
в. он приходит в упадок и совсем исчезает
из литературного быта в XIV в.
Ярким образцом этого жанра
есть "Поучение Владимира Мономаха",
которое дошло к нам в Лаврентеевском
списке "Повести временных лет" 1096
г. В начале "Поучения" один из выдающихся
князей в свое время Владимир Мономах
дает своим сынам ряд моральных наставлений
в поучении, выписав для них цитаты из
Священного Писания. Однако очень вскоре
эта тема, которая морализирует, заданной
церковной традицией, перерастает в политическое
завещание, в урок сынам, как княжить, руководить
государством. Есть в конце "Поучения"
автобиография князя.
Торжественное красноречие
- область творчества, которая требовало
не только глубины идейного замысла, но
и большого литературного мастерства.
Древнейший памятник этого жанра, который
дошло до нас - "Слово о законе и благодати",
авторство которого приписывают первому
киевскому митрополиту Илариону и датируют
между 1037 и 1050 г.
3. Развитие
градостроительства, архитектура и
ремесло
Больше тысячи лет многим украинским
городам: Киеву, Чернигову, Галичу, Переяславу,
Белгород-Днестровску. Это все города
ІХ-Х столетий. В XI ст. в письменных памятках
появляется упоминание еще о 62 городах;
в XII ст. - еще о 134 городах, а в начале XIII
ст. - еще о 47 городах. На самом деле городов
было значительно больше, только они не
все вошли в летописи. Большинство этих
городов сохранились и по сей день. А тогда
в них работали ремесленники, зодчие, богословы,
писатели и переписчики книг, кипела умственная
жизнь. Своим мировым значением славянская
культура IX и X столетий во многом обязана
своему тысячелетнему развитию, силам,
которые накопленные за столетия, мудрости
и опыту, которые передали своим далеким
потомкам их могущественные и мудрые пращуры.
Киевская Русь Х-ХІ столетий
- время единства славян, время ее славы
и могущества. Киевская Русь была наибольшим
государством средневековой Европы. Уже
в Х и XI столетиях в Киевской Руси окреп
феодальный строй с его двумя классами:
крестьян-земледельцев и феодалов-землевладельцев.
Угнетение крестьян становилось все большим,
а в XI ст. стало просто невыносимым. Летописцы
XI ст. отмечают ряд крестьянских восстаний,
которые были поддержаны городскими низами.
Восстания были придушены, и напуганы
ими феодалы пошли на уступки. К тому времени
развилась даже проповедь мягкого отношения
к "сиротам" (как называли тогда крестьян),
и при этом продолжали возникать все новые
и новые княжества1.
Киевская Русь была страной
высокоразвитого ремесла: искусство ремесла
гончарного, металлообработки, ювелирного.
В Х в. появляется гончарный круг, и на
всей территории бывшего Киевского государства
археологи до сих пор находят замечательные
шиферные пряслица, грузики для веретен.
К середине XI в. относится первый известный
меч с русской надписью "Людота ковал",
с этих пор русские мечи встречаются в
археологических раскопках в Прибалтике,
Финляндии, Скандинавие. Ювелирная техника
русских мастеров была очень сложной,
а изделия Руси пользовались большим спросом
на мировом рынке того времени.
Много украшений выполнено
в характерной технике зерна (на изделие
напаивался узор, который состоял из великого
множества шариков), применялся также
скань-рисунок. Делались высокоценные
ювелирные изделия, выполненные в технике
перегородчатой эмали, типично русские
украшения.
Под большим влиянием церкви
находился и другой вид древнерусского
искусства - архитектура. С приходом на
Русь христианства начинается широкое
строительство культовых домов, церквей
и монастырей. Одним из первых центральных
монастырей был Киево-Печерский, основан
в середине XI ст. Антонием и Феодосием
Печерскими. Пещеры - это места, где сначала
селились христианские подвижники и вокруг
которых потом возникали поселения, которые
превращались в общий монастырь. Рядом
с Киевским известный также Иллинский
подземный монастырь в Чернигове - уникальный
историко-архитектурный памятник в толщи
Болдиной горы, по пересказам основанный
тем же Антонием около 1069. Также известен
Печерский монастырь под Изборском Псковской
области.
Явление пещерного затворничества
пришло на Русь вместе с христианством
и связано с именем его апологета преподобного
Антония. Неординарное явление христианской
духовной культуры, названное еще исихией
- это путь духовной практики преобразования
человеческого духа через аскетизм, отход
от мира. Подземные монастыри были кострами
исихии на Руси, так как здесь ни звук мира,
ни свет солнца не мешали молитвенной
концентрации внимания. Традиционная
жизнь в общих монастырях не была такой
суровой. Люди, отрекшись от обычной жизни
шли в монастыри, но могли продолжать выполнять
много мирских обязанностей. Игумены монастырей
наравне с епископами выступали как дипломаты,
судьи, посредники. Монастыри становились
центрами распространения духовных знаний.
Рядовой монах мог стать летописцем, зодчим,
иконописцем. Несомненно, что именно монастыри
сыграли определяющую роль в приобщении
русского народа к культурным богатствам
Византии, в распространении образования
и создании литературных и художественных
ценностей.
После принятия христианства
в конце Х в. на Руси началось каменное
строительство. Первые сооружения такого
типа были построены византийскими мастерами.
В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная
церковь Успенской Богородицы. На ее содержание
была отпущена десятая часть доходов князя.
Во время Батыевого нашествия в 1240 г. она
была разрушена. Археологические раскопки
и исследование руин этого древнейшего
храма Руси, осуществленные М.К. Каргером,
помогли выяснить, что это здание площадью
около 900 кв. м., увенчаное, по словам летописи,
25 верхами, то есть главами, было грандиозным
по замыслу и выполнению. Также многоглавым
был Софийский собор в Киеве, сведенный
во времена Ярослава Мудрого. Одноименность
соборов Киева и Константинополя призвана
была утвердить равенство Руси с Византией.
Археологические раскопки показали, что
храм был окружен крепостной стеной митрополитского
замка. Софийский собор - памятник не только
зодчества, но и искусства изобразительного.
Во внутренних помещениях собора сохранились
мозаики, мозаичным был и пол. Много фресок
написано на русские сюжеты: изображенная
семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены
- скоморошьи танцы, борьба ряженых, охота
на медведя.
В 30-е года XI в. были построены
каменные Золотые ворота с надвратной
церковью Благовещения. В этом же столетии
были построены храмы в Полоцке, Чернигове,
Выдубицком и Киево-Печерском монастырях.
В Вышгороде под Киевом в честь первых
русских святых - князей Бориса и Глеба
- возводится грандиозный храм площадью
около 600 м2.
Выдающимся достижением зодчества
Древней Руси стал Софийский собор в Новгороде
(1045-1050), в архитектурном виде которого
уже упоминаются некоторые черты будущего
новгородского архитектурного стиля.
Он значительно строже киевского, имеет
пять куполов, расположенных в симметричном
порядке, намного могущественнее и строже
составлены из местного известняка стены.
В интерьере нет ярких мозаик,
а только фрески, но не такие динамические,
как в Киеве, и излишек орнаментальных
украшений языческой древности с ясно
просматриваемым рисунком узлового письма. [1]
Храмы Киевской Руси были не
только религиозными сооружениями. В них
принимали иностранных послов. В них "сажали
на стол" князей, то есть ставили их
княжить, береглись казна, библиотека,
работали переписчики книг. В храме и возле
него собиралось вече из выбранных горожан,
а в торговых районах города и в некоторых
церквях сохранялись наиболее ценные
из товаров, чтобы предотвратить пожары
и кражи. В Новгороде в храмах собирались
братчини (общества купцов), устраивались
громкие банкеты, вокруг храмов объединялись
жители улиц или "концов" города.
Столица государства Киев выгодно
отличается от других таких же больших
городов славян блистательностью его
парадных въездов, огромными богатыми
площадями и торжищами. Как вспоминают
летописи, на Бабьем торжище в Киеве стояли
"четыре коня медяны" (медная квадрига
коней), привезенные кн. Владимиром из
Корсуня, и два антические алтаря. По свидетельству
средневекового немецкого хрониста Титмара
Мерзебурзкого, в Киеве в начале XI ст. было
более чем 400 церквей и 8 торжищ.
4. Театральное
искусство. Музыка
В Древней Руси театральное
искусство наибольше воплощалось в народном
и так называемом княжеском, дружинном
театре. Народный театр получил широчайшее
выражение в свадебной народной обрядности1.
Основой княжеского театра
были скоморохи и шпильманы (элемент, заимствованный
из Германии или из Византии). Тем не менее,
ни скоморохи, ни шпильманы, ни свистельники,
хотя и оставив о себе широкую популярность
(до сих пор есть даже такие названия сел),
были чужды сценическому духу Руси. Они
театра не создали. Княжеский театр опирался
на рыцарскую песню, имея за основу два
элемента: речитатив и величание. Репертуар
княжеского театра состоял из драматических
поэм, которые, имея речитативный характер,
подавались на музыкальном фоне, в сопровождении
музыкальных инструментов. Тематически
княжеский театр пользовался мотивами
обороны родины, службы князю, мести за
обиженных, рыцарской чести. С упадком
давнего государства княжеский театр
передает народному театру своих персонажей:
"князь", "княгиня", "бояре",
"дружба" (войско) и т.п. .
Музыкальное искусство распределялось
на три группы: народная музыка, музыка
княжеских салонов и церковная.
Народная музыка Руси состояла
из вокальных и инструментальных мелодий,
которые испокон веков сохранялись в устной
традиции народа. Песни с давних времен
были постоянными спутниками наших далеких
предков в их работе, бытие и обычаях. Веселые
и печальные песенные мотивы выполнялись
не только голосом, а и с помощью музыкальных
инструментов. Первейше, это обрядовая
народная песенность (колядки и щедривки,
гаевки и веснянки, купальськие и обжиночные,
свадебные и крестильные песни, похоронные
причитания). Стилистически народная песенность
делится на две основные группы:
1) свободный речитативный
стиль;
2) стиль с четким ритмом
и формой. Произведения первой
группы имели несимметричный
свободный ритм и, по сути, составляли
монотонное повторение одного
и того же мотива в разных
вариантах, сокращениях и распространениях,
в зависимости от длины предложений
импровизированного текста. Такую
форму рецитации имели похоронные
причитания, которые выполнялись
монодично, без инструментального сопровождения
(как правило, профессиональными плакальщицами).
Вторая (основная группа) охватывала весь
остаток песенных жанров, то есть мелодий
с четким ритмом и выразительным синтаксическим
укладом фраз. Такая упорядоченность музыкальных
элементов переносилась и на тексты песен,
творя в них правильные цезуры и постоянное
количество составов. Образцы древнейшей
музыки этого типа встречаем в архаических
обрядовых песнях, в особенности между
колядками, щедровками и веснянками.
О музыке княжеских салонов
можем судить только на основании упоминаний
в тогдашней литературе, описаний инструментов
и тогдашних фресок, главным образом Софийского
собора. Репертуар этой музыки наверное
был очень разнообразным - танцевальный,
лирический, бытовой, шутливый и др. Наиболее
часто встречаются упоминания о "пении
славы" князьям: воинские и вообще геройские
подвиги князя или его предков ("Слово
о полке Игоревом"). Кое-где сохранились
даже имена лиц, которые были одновременно
поэтами, композиторами и исполнителями
таких произведений: Боян (XI ст), Митуса
(XIII ст).
Из инструментов употреблялись
свои, извечные: гусли, деревянные трубы,
рога, бубны и различные пищали и свирели.
В княжеских дворах употреблялись еще
и инструменты чужого происхождения: кованные,
металлические или трубы и рога, орган,
"смыки" или "гудок", смычковые
инструменты: псалтырь (древнегреческий
многострунный музыкальный инструмент),
лавута, навла, кимбал, бронзовые и медные
колокольчики и колокола. Колокольчики
и колокола пришли к нам от иудеев. Их с
готовностью позаимствовала себе христианская
церковь.
Носителями музыкального творчества
были: певцы героических песен; скоморохи,
которые со временем стали странствующими
музыкантами. Скоморохи были не только
музыкантами. Они развлекали слушателей
и зрителей различными способами: пением,
танцами, остротами, магическими действами;
калеки прохожие, старцы, творцы внехрамовой
набожной песни, предшественники более
поздних лирников.
Церковная музыка пришла к нам
из Византии. Из литературных источников
известно, что вместе с греческим духовенством
спроваживали тогда на Русь и греческих
профессиональных музыкантов "домественников",
которые организовали у нас церковно-певческое
дело, были первыми учителями музыки и
дирижерами ("протопсальтами") церковных
хоров. Сначала была позаимствована византийская
церковная музыка. Начиная с XI ст. вводится
и распространяется русская церковная
музыка, которая из первого источника
церковного пения - Киево-Печерской лавры
- быстро распространилась на церкви и
монастыри всей Руси. Это был так называемый
"Киевский распев", который стал основанием
местной певческой традиции на долгие
века. Известны даже имена профессиональных
знатоков, творцов и исполнителей такой
музыки: Стефан в Киеве, Лука во Владимире-Волынске,
Дмитрий в Перемишле1.