Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 08:56, контрольная работа
Киевская Русь создала богатую духовную и материальную культуру. Былины, песни, легенды, летописи, величественные соборы, мозаики и фрески храмов, книжные миниатюры, иконы и многое другое - неувядающие культурные достижения, лучшие из которых вошли в сокровищницу мировой культуры.
Цель данной работы – охарактеризовать экономику и культуру Киевской Руси.
В задачи работы входит рассмотрение таких вопросов, как хозяйственная жизнь, развитие городов и ремесел, становление денежной и налоговой системы, торговля, а также развитие образования, основные достижения архитектуры, живописи и др.
Введение 2
1. Экономика Киевской Русь 3
1.1 Хозяйственная жизнь 3
1.2 Города. Ремесла 4
1.3 Торговля. Денежная и налоговая система 5
2.Культура Киевской Руси 9
2.1 Письменность. Литература. Образование 9
2.2. Зодчество 12
2.3. Живопись. Скульптура 13
Заключение 16
Библиографический список 17
Содержание
Введение 2
1. Экономика Киевской Русь 3
1.1 Хозяйственная жизнь 3
1.2 Города. Ремесла 4
1.3 Торговля. Денежная и налоговая система 5
2.Культура Киевской Руси 9
2.1 Письменность. Литература. Образование 9
2.2. Зодчество 12
2.3. Живопись. Скульптура 13
Заключение 16
Библиографический список 17
Киевская Русь была мощным средневековым государством, которое имела наибольшую территорию в тогдашней Европе, её границы простирались от Ладоги и Белого моря до Чёрного моря и от Карпат до Оки и верховьев Волги. Количество населения достигало 5 млн чел. Каждый седьмой житель Руси проживал в городском поселении. Всего же в стране было 240 городов и посёлков. Крупнейший город - Киев насчитывал 50 тыс. жителей и превосходил Лондон и Париж вместе взятые.
Киевская Русь сыграла огромную роль в истории восточнославянских народов. Образование этого государства способствовало их экономическому, политическому и культурному развитию.
Киевская Русь создала богатую духовную и материальную культуру. Былины, песни, легенды, летописи, величественные соборы, мозаики и фрески храмов, книжные миниатюры, иконы и многое другое - неувядающие культурные достижения, лучшие из которых вошли в сокровищницу мировой культуры.
Цель данной работы – охарактеризовать экономику и культуру Киевской Руси.
В задачи работы входит рассмотрение таких вопросов, как хозяйственная жизнь, развитие городов и ремесел, становление денежной и налоговой системы, торговля, а также развитие образования, основные достижения архитектуры, живописи и др.
В работе использованы труды таких ученых, как Л.Гумилев, М.Зуев, Ю.Рябцев и др.
Киевская Русь IX-XII вв. - раннефеодальное государство. Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. До XI в. основными источниками богатства властителей были доходы от торговли и военная добыча. Затем князья и дружинники наряду с военно-торговой деятельностью стали проявлять значительный интерес к земельным угодьям. Возникают первые вотчины - крупные хозяйства феодального типа. Производственным отношениям феодальный характер придали новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем. Основными земледельческими орудиями были соха и рало (деревянный плуг), а сельскохозяйственными культурами рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, лен, конопля, бобы, горох, чечевица, репа, капуста. Развивалось животноводство: разводились волы, лошади, коровы, овцы, свиньи, птица. В хозяйствах феодалов развивалось коневодство и садоводство. Однако в нередкие на Руси неурожайные годы случался массовый голод населения и падеж скота.
В X-XI вв. в Киевской Руси начинают складываться крупные частные землевладения. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только не отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодалов (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину.
Киевская Русь славилась своими городами. Не случайно иностранцы называли ее Гардарикой - страной городов. Их число постоянно росло: в IX - X вв. - более 25, в XI в. - более 80, к 30-м годам XII в. - около 3001.
Сначала это были крепости, политические центры управления феодальных округов. Обрастая новыми посадами, они становились средоточием ремесленного производства, торговли и обмена. Еще до образования Киевской Руси на важнейшем водном торговом пути «из варяг в грехи» сложились города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Переяславль, Чернигов и др.
В X- XI вв. было создано новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др. Наиболее привилегированную группу населения составляли купцы, особенно гости, которые вели внешнюю торговлю.
Широкой известностью пользовалось изделия русских искусных ремесленников, часто подтверждавших авторство на своих изделиях и многочисленных берестяных грамотах. Насчитывалось более 60 видов ремесел: строительное, плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное, изготовление тканей и одежды и др., порою превосходившие западноевропейские образцы.
Ремесло развивалось как в городе, так и на селе. Продукция ремесленников, производимая как на заказ, так и на продажу, расходилась на десятки и сотни километров вокруг города, села и за рубеж. Древнерусские города выполняли также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля. На богатых и обширных базарах постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы.
Древнерусские города выполняли также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля. На богатых и обширных базарах постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы.
Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии.
Центром внешних экономических отношений всей страны с византийским юго-востоком стал Киев - столица государства и средоточие политической, экономической и культурной жизни. Здесь находились княжеский двор, его администрация и аппарат управления, главное войско, дружина. Киев был резиденцией митрополита, религиозным и культурным центром. В городе было восемь специализированных рынков. Сюда стекалась наиболее ценная часть дани и податей вместе с рабами. Здесь формировались и отсюда направлялись за рубеж богатые и хорошо охраняемые торговые караваны.
Важную роль в торговле с европейским северо-западом играл один из старейших древнеславянских городов - Новгород. В отличие от Киева он сумел до конца отстоять феодальную обособленность, сохранил своеобразный республиканско-вечевой строй с номинальной, ограниченной договором властью выборных князей исполнительных органов власти. С обширных территорий, прилегающих к Новгороду, доставляли огромные богатства, ставшие основой формирования крупных состояний новгородских феодальных землевладельцев и купечества. Непревзойденным мастерством и разнообразием славились изделия многочисленных новгородских ремесленников и умельцев. Новгородские купцы торговали со Скандинавией, Данией, Ганзейским союзом, сбывая меха, воск, сало, кожу, лен, пеньку и ввозя сукно, шелка, оружие, коней, драгоценные металлы, пряности, фрукты, вина. Фактически Новгород был первым «окном в Европу».
Из пяти важнейших торговых путей - царьградско-византийского «из варяг в греки», закаспийско-багдадского, болгарского, регинсбургского и новгородско-скандинавского - наибольшее значение вначале имели первые два.
Центры, через которые осуществлялись торговые связи, Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города. Довольно бурно развивается международная торговля на севере Европы, где лидирующее положение приобретают приморские германские «вольные» города. На них начинает ориентироваться купечество северо-запада Руси, прежде всего Великого Новгорода и Пскова. Затем крестовые походы оттеснили мировые торговые пути в Средиземное море. Более значительную роль стало играть волжское направление с поволжскими государствами и странами Востока (путь из «варяг в хазары»)2. С XII в., началом феодальной раздробленности, торговые отношения с соседями осуществляли отдельные Русские земли: Северо-Восточная Русь - с поволжскими государствами, Псков - с литовскими племенами и Польшей, Галицко-Волынское княжество - с Польшей и Венгрией. Наиболее крупным торговым центром оставался Новгород, осуществлявший торговлю с Ганзой и другими центрами Западной Европы. Известны многочисленные торговые договоры Русских земель с городами Германии, Ливонии, Венгрии, Швеции, Норвегии и др.
Внутренняя торговля на Руси, особенно в IX-X вв., носила преимущественно меновый характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны - мех куницы).
«Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Чеканка своей монеты из золота (златник) и серебра (серебряник) на Руси относится к X-началу XI вв. На ее лицевой стороне был изображен князь, на оборотной - Иисус Христос. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы весом около 70 г). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д.
С XIV в. эта денежная единица была вытеснена рублем. Период феодальной раздробленности привел к функционированию местных денежно-весовых систем. Киевские гривны XI-XIII вв. были представлены слитками серебра шестиугольной формы весом около 160 г. Новгородский рубль XII в. - это серебряный брусок весом около 200 г. Он подразделялся на 13 гривен, каждая из них - на 7 бел или 28 кун3. Мелкими платежными единицами были старые дирхемы и денарии, их обломки, шкурки пушных зверей, порою вытертые, собранные в связку и скрепленные княжеской печатью. Наряду с русскими имели хождение и иноземные монеты - византийские, арабские, европейские.
Военные походы, управление государством, личные потребности княжеского двора и дружины требовали значительных средств. Существенную лепту в эти поступления вносила система дани, налогов.
Ключом к пониманию социально-экономического строя Древнерусского государства может во многом служить полюдье - сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII - первую половину X в., а локально - и до XII в. Это была фактически наиболее явная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.
Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. На международных рынках находили спрос также рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей.
Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Византию, Болгарию, на Каспий. Русские сухопутные караваны достигали Багдад по пути в Индию.
Княгиня Ольга упорядочила сбор дани. Был уточнен размер дани («дым» - с семьи, «плуг» или « рало» - с отдельного хозяйства), определены время и место ее сдачи. К концу X в. функция сбора дани была возложена на назначаемого великим князем представителя киевской династии - наместника волости4.
В дальнейшем складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин. Зачастую имел место двойной налог. В пользу князя или государства взималась подать, а феодалу выплачивалась рента.
Налоги порою собирались в основном мехами. А мех куницы или белки соответствовал определенной денежной единице.
Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества - фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия - песни, заговоры, заклинания, плачи-причитания. До нашего времени дошли старинные народные сказки, пословицы, поговорки, загадки. Прозаические предания, легенды и эпические сказания хранили и передавали из поколения в поколение «устную летопись» прошлого. Фольклорный материал лег в основу летописания.
К IX - X вв. относится возникновение былинного эпоса - нового эпического жанра фольклора. В нем отразилось представление о Руси как едином и могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов. Особенно плодотворным для формирования героического былинного эпоса оказался конец X в. - время правления князя Владимира Святославича Святого. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам Владимир Красное Солнышко - обобщенным образом мудрого правителя. Любимыми былинными героями выступали богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич (прототипом которого являлся реальный исторический деятель - дядя Владимира Святославича по матери, бывший его наставником), Микула Селянинович, Вольга Всеславич.
Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос XI-начала XII вв. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине XII - началу XIII вв. относится появление новгородских былин о реальном историческом персонаже - «госте» Садко, богатом купце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.
Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники, такие как договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Приблизительно в первой половине I тысячелетия н. э. возникло примитивное пиктографическое письмо («черты» и «резы»). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокириллицу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. Кириллом была создана глаголица - глаголический алфавит, а на рубеже IX-X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица-более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян.