Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:59, реферат

Краткое описание

Как свидетельствуют археологические, лингвистические и другие данные, этот процесс начался задолго до возникновения первого государства под руководством Киева. Киевская Русь уже унаследовала определенную местную культуру тех восточнославянских и неславянских племен, составлявших этническое ядро этого государственного образования (первая всего полян и древлян). Эта культура обогащалась и усложнялась за счет распространения на территории государства, включение в ее состав других народов и племен и за счет межгосударственных конфликтов с соседями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….............……...3
Источники изучения культуры Киевской Руси...............................................................4
Материальная и духовная культура восточных славян..................................................5
Особенности принятия христианства...............................................................................6
Письменность и литературная традиция..........................................................................9
Образование и научные знания.......................................................................................11
Искусство Киевской Руси................................................................................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………...............……………………….....14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………............……….……..15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_ИУК.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

4. Письменность и литературная  традиция

Письменность у восточных славян появилась примерно еще в первой половине IХ в. В "Житии" славянского просветителя Кирилла сохранилось предание, что он видел в 860 г. в крымском Херсонесе (Корсуне) книги, написанные "русскими письменами". Эти же "русские письмена" вспоминают и арабские писатели Х в. В исторических источниках встречается также сообщения о том, что русская письменность, наряду с древнееврейским, распространялась в Хазарии. Важным свидетельством того, что письменность была известна в Киевской Руси еще до крещения, стала найденная в 1949 г. в одном из смоленских курганов глиняный сосуд середины Х в. с древнерусским надписью "гороухща" (горчица).

Лингвисты, анализируя тексты договоров русских князей с Византией 911, 944 и 971 гг, считают, что они были составлены на двух языках - греческом и древнерусским.

Введение христианства значительно ускорило развитие письменности и литературы на Руси. Еще в 60-70-х годах IX в. византийский император Михаил III отправил к славянам двух братьев-священников из Фессалониках (Солуни) - Константина (в монашестве - Кирилл) и Мефодия. Несмотря на преследования немецкого духовенства, заинтересованного в распространении латинского языка среди славян, братья проповедовали христианство в Моравии и других славянских землях старославянском языке. Они упорядочили славянский алфавит и перевели на церковнославянский "янскую (староболгарский) язык Евангелие. На начало ХI вв. на Руси использовались две системы письма - кириллица, основанная на греческом алфавите, и глаголица - разработана Кириллом фонетическая система, которая была менее популярна. Причем еще до IX в. местное население пользовалось азбукой с 27 букв, тогда как классическая кириллица насчитывает 43 буквы.

Древнерусская литература имела определенное преимущество перед католическим Западом и мусульманским Востоком: она развивалась на родном языке. На Западе быть грамотным означало знать латынь, на Востоке - арабский. Арабский для многих мусульманских стран была чужом языке, как и латынь для Европы, и поэтому национальные литературы европейских государств той эпохи почти неизвестны. В этом смысле украинская литература старше немецкий, французский и английский.

Письменная литература, которая сформировалась в Киевской Руси в начале XI в., опиралась на два важнейших источника - устное народное творчество и христианскую традицию, пришедшая из соседних государств, прежде Византии.

В произведениях литераторов того времени широко использовались героические и обрядовые песни, загадки, пословицы, поговорки, заговоры и заклинания. По свидетельству автора "Слова о полку Игореве", народные мотивы легли в основу творчества "вещего Бояна", которого он назвал "соловьем старого времени". Народные песни и предания широко использовались летописцами. От устного народного творчества древней Руси в фольклоре украинского народа сохранились яркие образцы обрядовой поэзии - колядки.

Вершиной устного народного творчества стал героический былинный эпос, сложившийся к Х в. и развивался в ХI-XIII вв. Главной темой былин киевского цикла стала борьба с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. В древнейших былинах народ идеализировал свое прошлое, когда крестьяне еще не были зависимы от феодалов. Оратай Микула Селянинович свободный и богатый, богатырь Никита Кожемяка - бесстрашный защитник Родины. Истинно народными героями стали позже Илья Муромец похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры, упорный галичанин Дунай, Волынец Михаил Казарин, ростовець Алеша, рязанец Добрыня, новгородец Садко. Их имена сохранились в памяти народа как символ отваги, удали, доблести и славы древних русичей. Устное творчество народа непосредственно влияла на письменную литературу.

 

 

5. Образование и научные знания

Распространение образованности происходило в тесной связи с укреплением государства, внедрением христианства. Во время княжения Владимира Великого были созданы первые государственные школы, в которых учились дети знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, поскольку дело было новое, неведомое и добровольцев было мало. А государство остро нуждалось грамотных администраторов, дипломатов, способных поддерживать связи с Византией и другими странами. Князь Ярослав Владимирович, считая образованность важным условием успешной деятельности на любом поприще, вводит обязательное обучение для молодежи с княжеских и боярских родов. Новые школы открывались в Киеве, Новгороде, Владимире-Волынском и других городах.

Источники позволяют сделать вывод, что в Древней Руси школы были двух видов. В одних, при монастырях, готовили церковнослужителей. У них преподавали чтение, письмо, пение, богословия. Школы высшего типа, для "детей лучших людей", давали, кроме того, знания по философии, риторики, грамматики. Распространенным, очевидно, было индивидуальное обучение. Летописец пишет: "Как пчелу видим, что по всем садах и зельях летает, по каждому из них собирая полезное, так и юноши, которые учатся философии и хотят войти на высоту мудрости, везде собирают лучше". Внука Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна в 1086 г. основала в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу.

6. Искусство Киевской  Руси

Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои устойчивые, вековые традиции языческого искусства. Поэтому, приняв многое из Византии, они выработали самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры архитектуры, живописи, прикладного искусства.

Архитектура. На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время как главный строительный материал использовалась древесина, которая была в изобилии доступна. В центре поселений находились "грады", которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Большинство сооружений в славянских "градах" сооружалась из срубов - бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые дома, и 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основу крепостных валов.

Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного в каменный и кирпичного строительства. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые представляют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.

Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы. Церковь была прозвана Десятинной том, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов. Судьба церкви сложилась трагически: в 1240 г., когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была полностью разрушена. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент.

Наибольшее распространение на Руси получило крестово-купольное планирования соборов. Такая композиция храма базировалась на христианской символике, подчеркивая ее назначения. Согласно этой системе своды с центральным куполом опирались на четыре столба, образуя крестообразную композицию. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, в храм прибудовувалися апсиды - полукруглые выступы, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма на нефы (междурядные пространства).

Особое значение придавалось купола, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его назначение - концентрировать духовную энергию людей, "молитвенное горение" и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может "не дойти" до Бога, то молитва многих людей, сконцентрирована куполом, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет листами. Оба цвета - золотистый и зеленый - считались в Византии священными.

Музыка. В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и танцы. Песня сопровождала различные обряды, календарные праздники. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и танцоров. По этим изображениями, а также из былин, летописей мы знаем о музыкальных инструментах Руси - угол, трубы, бубен, гусли, гудок. С принятием христианства одноголосый пение стало частью богослужения, православный канон не допускал инструментальной музыки. Пение велся по специальным рукописями-книгами. Сложилось две системы нотных записей - самобытная и византийская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В развитии культуры Киевской Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа - самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитии культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не подпала под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее.  Наметилась прогрессивная тенденция дифференциации духовной культуры. В относительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, выйдя на общеевропейский уровень, а в некоторых ее сферах превзойдя его. Новые веяния в культуре, большая региональная своеобразие появились в связи с феодальной раздробленностью. Однако для закрепления и развития культурной динамики Русь нуждалась восстановления политического единства.

Экономическое и военное могущество, активные выступления на международной арене выдвинули ее в число ведущих стран средневекового мира. Успешно отбивая нападения степных кочевников, Русь сыграла роль щита, который прикрыл западноевропейскую цивилизацию с востока. Древняя Русь имела большой авторитет и влияние на международной арене и ее вмешательство в тот или другой конфликт бывало достаточно, чтобы сдержать его.

Киевская Русь имела высокий уровень экономического развития. Высокопродуктивными были земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, а энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всем тогдашнем мире. Русские люди создали много духовную и материальную культуру.

Традиции Киевской Руси оказались настолько живучими и крепкими, что дошли до наших дней, добыв новую жизнь в материальной и духовной культуре украинцев, россиян и белорусов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдиева В.И. История Киевской Руси. - М.: Госполитиздат, 1953. - 758с.  
2. Истории государства и права СССР // Под ред. Г.С. Калинина, А.Ф. Гончарова. - М. 1972.  
3. Асеев Ю.С. Архитектура Киевской Руси. - К.: Искусство, 1979. - 216 с.  
3. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М.: Мысль, 1987. -348 С.

4. Оргиш В.П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства. - М., 1998

5. Юшков С.В. Общественно-политический  строй и право Киевского государства. - М., 1945.

6. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших  времен до конца XVII в. - М., 1997.

 


Информация о работе Культура Киевской Руси