Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:14, реферат
Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. Князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
<<СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Студент: Петров Андрей Александрович
Специальность: 140211
2010
Культура Киевской Руси
Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. Князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако это обстоятельство неоднократно создавало критические моменты в ее истории, выдвигало на первый план мучительную проблему выбора. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него – княгини Ольги, а еще ранее – киевских князей Аскольда и Дира. Таким образом, тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.
Не менее важным
был и другой фактор, связанный
с религиозной психологией
И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и сказать об этом, - знаем мы только, сто пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.
В приведенном
отрывке отразилось то сильное
впечатление, которое
Около 988 г. Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр и крестил киевлян и вех русских вообще. В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал культ Перуна, теперь крестил новгородцев.
Принятие христианства на Руси в аспектах внешнеполитическом, государственном, социальном сыграло огромную роль и стало определяющим фактором культурной эволюции русского народа. Принятие христианства повлияло на живопись, музыку, , архитектуру и литературу.
Таким образом, культура Киевской Руси вобрала достижения восточнославянских племен, заимствовала опыт других народов, включая Византию и кочевников, а также внесла свой собственный вклад современников, сформировав самобытность и самостоятельность.
Письменность и образование.
Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание во второй половине 9 века славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия, прибывших из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 году. Они не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного писания. В 10 веке уже есть свидетельства использования кириллицы на Руси. Договор 911 года между Олегом и Византией был подписан на двух языках – греческом и славянском. О широком распространении грамотности среди различных слоев общества имеются многочисленные летописные и археологические свидетельства. Новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти, повсеместно встречаются, начиная с 10 века.
Наиболее распространена грамотность была среди городского населения. С 10 века в семьях богачей стали учить грамоте мальчиков и девочек. Янка, сестра Владимира Мономаха, в Киеве создала женский монастырь, а при нем школу для обучения грамоте девушек.
Появились и школы высшего типа, которые готовили к государственной и церковной службе. Одна из таких школ была при Киеве-Печерском монастыре. В ней обучали богословию, философии, риторике, грамматике, используя исторические сочинения, сборники высказывания античных авторов, географические труды.
Среди князей и их семей было распространено знание иностранных языков. <<Книжными мужами>> летописи называли князей – Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославовича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмысла, Константина Всеволодовича Ростовского. Образование получали и некоторые женщины в княжеских семьях. Так, княгиня Ефросинья Полоцкая <<была книжному писанию>> обучена и сама писала книги.
Известны имена 39 писцов 11-13 веков, 15 их них были лицами духовного звания. В 11 веке на Руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводимые книги Минеи, Триодь3, а также Часословы.
Древнерусская литература.
Древнерусская литература родилась, судя по памятникам, в первой половине 11 века в среде господствующего класса. Русская культура Средневековья была элитарной. В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила и церковная литература. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины 18 века. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в 15-16 веках. Писали чернилами и киноварью и вплоть до 19 века использовали гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк 11-13 веков в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - -объёмистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. Уже в 11 веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово Евангелие (11 век) и Мстиславово Евангелие (12 век).
В основу
литературного языка лег живой
разговорный язык Древней Руси,
точнее – областные его
Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривается как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлены выбор переводных сочинений, бытовавших в рукописной традиции и подход авторов, который появляется даже в описании истории, в бытовых повестях и в других, казалось бы, светских сюжетах. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви 4-6 веков: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского.
Переводились также
произведения массовой
Первые оригинальные
сочинения, написаны
Среди жанров древнерусской
литературы центральное место
занимает летопись, развивавшаяся
в течение восьми веков (11-18
века). Ни одна европейская традиция
не обладала таким количеством
анналов, как русская.
Древнейшая русская
летопись носит название <<Пове
Главное различие
между обоими списками <<
Другой распространенный жанр древнерусской литературы - <<житие>> - буквально соответствует греческому <<жизнь>> латинскому <<vita>>. Он представляет жизнеописание знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые причислены к лику Святых. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином <<агиография>> (от agios – святой и grafo – пишу). По преданию, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых дошедших до нас житий – двух житий первых христианских мучеников князей-братьев Бориса и Глеба и житие игумена Феодосия – основателя Киево-Печерской лавры.
Речи, называвшиеся в старину поучениями и словами, относятся к жанру красноречия, <<золотой век>> развития которого на Руси приходится на 12 век, но уже в 13 веке он приходит в упадок и совершенно исчезает из литературного обихода в 14 веке.
Поучения преследовали практические цели назидания, информации полемики. Ярким образцом этого жанра является <<Поучение Владимира Мономаха>>, дошедшее до нас в Лаврентьевском списке <<Повести временных лет>> под 1096 г. В начале <<Поучения>> один из выдающихся князей своего времени Владимир Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта тема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Заканчивается <<Поучение>> автобиографией князя.
Торжественное красноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшем дошедшем до нас памятником этого жанра является <<Слово о законе и благодати>>, авторство которого предположительно приписывают первому Киевскому митрополиту Иллариону и датируют между 1037 и 1050 годами.
Архитектура.
Под большим воздействием церкви находился и другой вид древнерусского искусства – архитектура. С приходом на Русь Православия начинается широкое строительство церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине 11 века Антонием и Феодосием Печерскими. Печеры, или пещеры, - это места, где первоначально селились христианские подвижники, и вокруг которых потом возникло поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Наряду с Киевским известен также Ильинский подземный монастырь а Чернигове – уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы, по преданию основанный тем же Антонием около 1069 года. Ещё одним таким знаменитым стал Псково-Печерский монастырь под Изборском Псковской области.