Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:14, реферат

Краткое описание

Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. Князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

<<СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ>>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Петров Андрей Александрович

Специальность: 140211

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

 

 

Культура Киевской Руси

 

     Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. Князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако это обстоятельство неоднократно создавало критические моменты в ее истории, выдвигало на первый план мучительную проблему выбора. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него – княгини Ольги, а еще ранее – киевских князей Аскольда и Дира. Таким образом, тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

     Не менее важным  был и другой фактор, связанный  с религиозной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального  восприятия мира. <<Повесть временных лет>> содержит обширный рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Когда на Русь прибыли миссионеры из Византии, мусульмане из Дунайской Болгарии, иудаисты из Хазарии, князь был неудовлетворен проповедями всех, кроме византийцев. Поэтому он послал бояр в разные страны для лучшей веры. Конечное решение – выбор христианства византийского обряда – определили следующие причины:

 

И пришли мы в Греческую  землю, и ввели нас туда, где  служат они Богу своему, и не знали  – на небе или на небе или на земле  мы: ибо нет на земле такого зрелища  и красоты такой, и не знаем, как и сказать об этом, - знаем мы только, сто пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.

 

     В приведенном  отрывке отразилось то сильное  впечатление, которое произвело  на русских, впервые знакомившихся  с христианством, византийское  богослужение. По мнению игумена Иоанна (Экономцева), столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли, нашло благоприятную почву2.

     Около 988 г. Владимир  крестился сам, крестил свою  дружину и бояр и крестил  киевлян и вех русских вообще. В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал культ Перуна, теперь крестил новгородцев.

     Принятие христианства на Руси в аспектах внешнеполитическом, государственном, социальном сыграло огромную роль и стало определяющим фактором культурной эволюции русского народа. Принятие христианства повлияло на живопись, музыку, , архитектуру и литературу.

     Таким образом, культура Киевской Руси вобрала достижения восточнославянских племен, заимствовала опыт других народов, включая Византию и кочевников, а также внесла свой собственный вклад современников, сформировав самобытность и самостоятельность.

Письменность  и образование.

     Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание во второй половине 9 века славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия, прибывших из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 году. Они не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного писания. В 10 веке уже есть свидетельства использования кириллицы на Руси. Договор 911 года между Олегом и Византией был подписан на двух языках – греческом и славянском. О широком распространении грамотности среди различных слоев общества имеются многочисленные летописные и археологические свидетельства. Новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти, повсеместно встречаются, начиная с 10 века.

     Наиболее распространена грамотность была среди городского населения. С 10 века в семьях богачей стали учить грамоте мальчиков и девочек. Янка, сестра Владимира Мономаха, в Киеве создала женский монастырь, а при нем школу для обучения грамоте девушек.

     Появились и школы высшего типа, которые готовили к государственной и церковной службе. Одна из таких школ была при Киеве-Печерском монастыре. В ней обучали богословию, философии, риторике, грамматике, используя исторические сочинения, сборники высказывания античных авторов, географические труды.

     Среди князей и  их семей было распространено  знание иностранных языков. <<Книжными мужами>> летописи называли князей – Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославовича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмысла, Константина Всеволодовича Ростовского. Образование получали и некоторые женщины в княжеских семьях. Так, княгиня Ефросинья Полоцкая <<была книжному писанию>> обучена и сама писала книги.

     Известны имена 39 писцов 11-13 веков, 15 их них были  лицами духовного звания. В 11 веке на Руси существовали библиотеки, в них были  сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводимые книги Минеи, Триодь3, а также Часословы.

Древнерусская литература.

     Древнерусская  литература родилась, судя по  памятникам, в первой половине 11 века в среде господствующего класса. Русская культура Средневековья была элитарной. В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила и церковная литература. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины 18 века. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в 15-16 веках. Писали чернилами и киноварью и вплоть до 19 века использовали гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк 11-13 веков в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - -объёмистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. Уже в 11 веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово Евангелие (11 век) и Мстиславово Евангелие (12 век).

     В основу  литературного языка лег живой  разговорный язык Древней Руси, точнее – областные его диалекты, южные и северные (Поднепровья  и Новгорода Великого). Вместе  с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, язык старославянский, или церковнославянский. Именно на него моравскими братьями Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине 9 века книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность и велось Богослужение. Будучи одним из диалектов староболгарского языка, церковнославянский обладал большим набором отвлеченных понятий, которые осели в русском языке настолько прочно, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, разум, истина.

     Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривается как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлены выбор переводных сочинений, бытовавших в рукописной традиции и подход авторов, который появляется даже в описании истории, в бытовых повестях и в других, казалось бы, светских сюжетах. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви 4-6 веков: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского.

     Переводились также  произведения массовой литературы  – Хроника Иоанна Малалы, <<Христианская топография>> Косьмы Индикоплова, апокрифы4, патерики5. Наибольшей популярностью пользовалась Псалтирь, Богослужебная и толковая.

     Первые оригинальные  сочинения, написаны евосточнославянскими  авторами, относятся к концу 11 – началу 12 века. Среди них такие  выдающиеся памятники, как <<Повесть временных лет>>, <<Сказание о Борисе и Глебе>>, <<Житие Феодосия Печерского>>, <<Слово о законе и благодати>>. Жанровое разнообразие древнерусской литературы 11-12века невелико: летописание, житие и слово. Деление произведений древнерусской культуры на жанры достаточно условно. Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Одним и тем же, наиболее общим термином <<слово>> писатели называли и торжественную речь митрополита Иллариона, и воинскую повесть.

     Среди жанров древнерусской  литературы центральное место  занимает летопись, развивавшаяся  в течение восьми веков (11-18 века). Ни одна европейская традиция  не обладала таким количеством  анналов, как русская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи,  прошедшие специальную выучку. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отражая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летописцы проявляли независимость мысли, отражая точку зрения широких масс на то или иное событие, нередко подвергая критике действия князей, отражая <<вся добрраа и недобраа>> и <<не украшая пишущего>>.

     Древнейшая русская  летопись носит название <<Повесть временных лет>> (1068). В оригинале она имеет более пространное название: <<Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть>>. Дошла до нас эта летопись в рукописных копиях не старше 14 века. Из них наиболее замечательны две: сборник 1377г., условно называемый Лаврентьевской летописью по имени писца-монаха Лаврентия, переписавшего ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича, и сборник начала 15 века, получивший название Ипатьевской летописи по месту хранения – Ипатьевскому монастырю в Костроме.

     Главное различие  между обоими списками <<Повести>> - в ее конце. Лаврентьевская летопись заканчивается оборванным не полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля 1110 года огненного столпа над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним следуют еще несколько сказаний под 1111, 1112, 1113 гг. Авторство <<Повести>> приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 года. Основная идея произведения глубоко патриотична – единство Русской земли. Княжеские усобицы и кровавые распри, начавшие сотрясать тогда Русскую землю, осуждаются летописцем. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, повествующего об истории Русской земли в целом.

     Другой распространенный  жанр древнерусской литературы - <<житие>> - буквально соответствует греческому <<жизнь>> латинскому <<vita>>. Он представляет жизнеописание знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые причислены к лику Святых. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином <<агиография>> (от agios – святой и grafo – пишу). По преданию, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых дошедших до нас житий – двух житий первых христианских мучеников князей-братьев Бориса и Глеба и житие игумена Феодосия – основателя Киево-Печерской лавры.

     Речи, называвшиеся в старину поучениями и словами, относятся к жанру красноречия, <<золотой век>> развития которого на Руси приходится на 12 век, но уже в 13 веке он приходит в упадок и совершенно исчезает из литературного обихода в 14 веке.

     Поучения преследовали  практические цели назидания,  информации полемики. Ярким образцом  этого жанра является <<Поучение Владимира Мономаха>>, дошедшее до нас в Лаврентьевском списке <<Повести временных лет>> под 1096 г. В начале <<Поучения>> один из выдающихся князей своего времени Владимир Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта тема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Заканчивается <<Поучение>> автобиографией князя.

     Торжественное красноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшем дошедшем до нас памятником этого жанра является <<Слово о законе и благодати>>, авторство которого предположительно приписывают первому Киевскому митрополиту Иллариону и датируют между 1037 и 1050 годами.

Архитектура.

Под большим воздействием церкви находился и другой вид  древнерусского искусства – архитектура. С приходом на Русь Православия начинается широкое строительство церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине 11 века Антонием и Феодосием Печерскими. Печеры, или пещеры, - это места, где первоначально селились христианские подвижники, и вокруг которых потом возникло поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Наряду с Киевским известен также Ильинский подземный монастырь а Чернигове – уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы, по преданию основанный тем же Антонием около 1069 года. Ещё одним таким знаменитым стал Псково-Печерский монастырь под Изборском Псковской области.

Информация о работе Культура Киевской Руси