Культура Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Уже во второй половине XI века на Руси наступают неспокойные времена, с новой силой разгорается борьба за власть и княжеские междоусобицы. По традиции Великий князь «рассаживает» своих сыновей по уделам. Земля распределяется по старшинству. Князья должны были заботиться об охране своих территорий, о земском строе. Им принадлежало право издания судебных уставов.

Содержание

Вопрос………………………………………………………………………..3
Список литературы…………………………………………………….....13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.42 Кб (Скачать файл)

В произведениях  литературы  нашествие   воспринимается   как катастрофа,  вторжение  потусторонних  сил,  нечто  невиданное.  В середине и второй  половине  ХIII  века  появляются  произведения, посвященные    событиям   татаро-монгольского   ига.   Они   очень эмоциональны и поэтичны.  Значительное место среди них занимает «Слово  о погибели  Русской земли».  Это плач о «светло светлой и украсно украшенной земле Русской». В литературных  произведениях зафиксированы наиболее важные события этого сложного для Руси периода.  В «Повести  о разорении Рязани  Батыем» народный  герой,  воин Евпатий Коловрат  собрал небольшую дружину и яростно пошел на  врага:  «Один дрался  с тысячью,  а два – с тьмою».  Этот бой был больше похож на месть мертвых восставших русичей.

Житие Александра  Невского  повествовало  о  Невской битве со шведами,  о  Ледовом  побоище  на  Чудском  озере,  об  отношениях Александра  Невского  с Золотой ордой и  о смерти князя.  Все эти и  другие  произведения  пронизаны  теплом,  лирической   скорбью   о прошлом, о былом величии  Руси.

Трудно представить  себе  урон,  нанесенный  татаро - монголами. Более чем на два века  было  прервано  развитие русской культуры. В. Ключевский называет ХIII, ХIV вв. «порой всеобщего упадка на Руси», когда «люди становились робки и малодушны», когда все население страны (от простолюдина до князя) действует во имя личных интересов, когда физически уничтожают смелых, предприимчивых князей и откровенно поддерживают не слишком даровитых, но – покорных, когда русские правители перенимают восточные манеры роскоши и вседозволенности. И эти сдвиги в общественном сознании имели, пожалуй самые негативные, а главное, долговременные последствия, когда, по словам того же Ключевского, основными чертами становятся инстинкты «самосохранения и захвата».

В лихую годину не лучшим образом  проявила себя церковь. Татарские ханы весьма предусмотрительно освободили духовенство от уплаты десятины и  священники стали призывать народ  к  терпению и повиновению, мотивируя  это тем, что враг ниспослан богом  в наказание за безверие. Не случайно, именно в ХIII в. христианская вера глубоко проникает в сознание народных масс, исчезают волхвы, повсеместно утверждается христианский обряд захоронений, даже в ювелирных изделиях фактически не применяется языческая символика. Церковь получила большую силу и начала активно вмешиваться в жизнь общества.

В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом же веке были Софийский собор в Новгороде построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Выштороде под Киевом в честь первых русских святых - князей Бориса и Глеба - возводится грандиозный храм площадью около 600 м. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045--1050), в архитектурном облике которого уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в симметрическом порядке, гораздо мощнее и суровее сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные, как в Киеве, и избыток орнаментальных украшений языческой древности с ясно проглядывающимся рисунком узелкового письма.

Искусство ремесла. Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла: гончарного, металлообработки, ювелирного. В X в. появляется гончарный круг, и на всей территории прежнего Киевского государства археологи до сих пор находят великолепные шиферные пряслица, грузики для веретен. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью «Людота ковал», с этого времени русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени. Многие украшения выполнены в характерной технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков). Применялась также скань: рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью. Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. 
Список литературы:

 

  1. История мировой и отечественной  культуры. (Конспект лекций) /Под ред. Константинова С.В. – М., 2008.
  2. Культурология (учебник) /Под ред. Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвинник Е.А. – М., 2007.
  3. Культурология (учебное пособие) /Под ред. Доброхотова А.Л., Калинкина А.Т. – М., 2010.
  4. Культурология. Вопросы и ответы. (Учебное пособие) Пархоменко И.Т. – М., 2008.
  5. Культурология. Краткий тематический словарь.  /Под ред. Драч Г.В., Матяш Т.П. – М., 2001.
  6. Мировая культура и искусстиво.  Учебное пособие /Под ред М.В.Соколова. – М., «Академия», 2004.
  7. Понятийный словарь по культурологии. (Учебное пособие) Ороев Н.А., Папченко Е.В. –ТРТУ. – 2005.
  8. Энциклопедический словарь по культурологи. – М., «Центр», 1997.
  9. http://www.rsu.edu.ru/files/elearning/History_of_Art/Epochs/feod.razd.html
  10. http://www.ufalaw.narod.ru/2/kult/kultur/p2_3g1.htm

 

 

 




Информация о работе Культура Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности