Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:25, реферат
В культуре Нового времени на первый план выступают красота и благородство, гражданственность, патриотическая идея служения отечеству, пафос прославления человека и человечности, тяга к гармонии, простоте и естественности.
Введение
Наука и образование.
Литература и общественная мысль.
Архитектура и живопись.
Заключение.
Литература.
Особую роль в жизни общества стали играть публицистика и появление периодических изданий. Еще в эпоху Реформации и Крестьянской войны в Германии появились «Летучие листки» - массово издававшиеся программные документы, воззвания, новости. В Италии появились листики с новостями, стоившие самую мелкую монетку – gazetta. Так возникла периодическая печать, на старницах которой вели полемику оппоненты, разгорались нешуточные баталии: пресса превратилась в орудие политической борьбы.
Русская дворянская литература развивалась динамично, освобождаясь от оков религиозного сознания, она стала в период Нового времени одним из ведущих элементов светской русской культуры. Русская литература в это время вступала в стадию классицизма. Особенно ярко русский классицизм проявился в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова. Характерные особенности классицизма состояли в гражданской тематике произведений, в воспевании разума, проповеди просвещенности и просвещенного абсолютизма. Литераторы - сторонники классицизма, - изображали не конкретного человека, а абстракцию, воплощавшую сумму пороков и добродетелей: невежество и образованность, скупость и щедрость, человеколюбие и жестокость. Русский классицизм, как составная часть общеевропейского литературного направления, стоял ближе к реальной жизни, был теснее связан с традициями устного народного творчества. Русские писатели отдавали предпочтение стихотворным формам - оде, песне, сатире.
М.В. Ломоносов создал учение о трех литературных «штилях», произвел реформу русского языка, узаконив использование живой разговорной речи. Основная тема его творчества - прославление военных подвигов России, пользы просвещения и науки.
Теоретиком классицизма в России считают талантливого поэта А.П. Сумарокова. Созданная им школа развивала жанры сатирической и лирической поэзии. Создатель девяти трагедий, 12 комедий, лирик, критик и публицист, он был защитником самодержавия и крепостничества, выразителем самосознания дворянства как «первых членов отечества». Критическая струя его творчества выражена в осмеянии бюрократических пороков современного ему общества.
В конце эпохи Нового времени наблюдается отход от четких принципов классицизма и постепенный переход к реализму. Это переходный этап, где реализм и классицизм еще совмещены, но характер героев и настроение переданы вполне реалистично. Разрушителями традиций классицизма стали Д.И. Фонвизин в драматургии и Г.Р. Державин в русской лирике.
Также
в это время усложняется духовная
и умственная жизнь русского общества,
острее выступают социальные противоречия,
дифференцируется общественное сознание.
В центре общественной мысли по-прежнему
стоит вопрос о характере государственной
власти. Новым становится вопрос о крепостничестве
и его уродливых проявлениях в жизни общества.
3.
Архитектура и
живопись.
В искусстве периода Нового времени изначально господствовал стиль «барокко», название которого произошло от испанского слова, означающего необработанную жемчужину (perola barоcca). Содержание термина, о котором продолжают спорить специалисты, на наш взгляд, лучше всего передает понятие «вычурность». Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз. Основными видами искусства барокко становятся парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет.
В архитектуре барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства. Городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, городские и загородные резиденции строятся на основе синтеза архитектуры и скульптуры. Католическая церковь выступила в это время главным заказчиком строительства храмов и дворцов. Для барокко характерны отсутствие непременного стремления к симметрии, вольность полета фантазии творца, отсутствие сдерживающих и предписывающих канонов, кроме чувства прекрасного и гармоничного (некоторые из ярых приверженцев стиля Возрождения даже именовали его «Уродливый стиль»; одно из названий – «Stil nuova», Новый стиль). Наибольших высот искусство 17 в. достигло в области архитектуры. Дворцы, церкви, театры и загородные виллы этого века поражают великолепием и декоративностью. Ровная поверхность стен покрывается многочисленными выступами, карнизами и нишами. В планировке и украшениях на смену спокойной прямой линии приходит прихотливая кривая. Пышно отделываются порталы входов и окна. Используя законы перспективы, архитектор искусственными приемами создает впечатление глубины пространства. Впервые в это время перед зодчим стает задача создания подчиненного единому замыслу ансамбля, в который включается не только сам дом, но и окружающее его пространство – площади, улицы, дворцы и виллы, сады с гротами, фонтанами, беседками, мостами при этом вырабатывается органическое соединение всех видов изобразительных искусств, в котором ведущая роль принадлежит архитектуре.
Ярче всего барокко проявилось в архитектуре Италии, затем Испании, Португалии. Барочный Рим превалирует даже над античным и современным. Наивысшие достижения барокко в Италии связаны с именем блестящего зодчего и скульптора Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Его главными созданиями являются грандиозная колоннада собора св. Петра алтарный образ «Экстаз св. Терезы» в церкви Санта Мария делла Виттория в Риме.
Скульптура и живопись выполняют служебные функции, становятся неотъемлемой частью архитектурного оформления. Скульптура барокко менее использует обнаженное тело, которое прикрывается бесчисленными складками, затейливым расположением которых скульптор стремиться создать игру светотени и передать подобие движения. Огромные живописные плафоны и фрески, на которых художники изображали небо, облака, летящие фигуры, далекие просторы, создавали иллюзию большого пространства. В изобразительном искусстве Нового времени новое слово сказали нидерландские живописцы (голландцы), которые ввели новые, до сих пор неизвестные жанры – групповой портрет, бытовой жанр, а также пейзаж и натюрморт. Продукция живописцев пользовалась большим спросом, а обилие талантливых художников делало картины доступными. Придворная живопись в Голландии отсутствовала, кальвинистская церковь не вмешивалась в вопросы искусства. Это определяло значительно большую, нежели в других странах, свободу творчества, поскольку художник не зависел от мецената или монарха-покровителя, а работал на рынок; впрочем, это ставило людей искусства в зависимость от вкусов буржуазного общества. Поэтому большинство живописцев обращалось к самой жизни, к натуре: центральное место в их творчестве занимает реальный человек в реальном окружении. Как говорил Рембрандт, «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас. В отечестве ты откроешь так много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, найдешь жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого». Большую известность приобрел Франс Хальс, создавший множество групповых портретов городского ополчения, цеховых старшин, корпораций врачей, ученых и пр. Наиболее популярным из-за своей близости к реальной жизни в голландской живописи был бытовой жанр, сценки из бюргерского быта: повседневные хозяйские хлопоты, сцены развлечений (домашний концерт, игра в карты, застолье), сцены крестьянского быта. Подобные картины были, как правило, небольшого, «кабинетного» размера (поэтому их авторов называют «малыми голландцами»), но отличались тщательностью исполнения (одним из выдающихся «малых голландцев» был Ян Вермейер). Популярна была пейзажная живопись: изображение обычных сельских видов, мельниц, деревенек, укромных лесных уголков, городских улочек и площадей, от которых веяло уютом и спокойствием, а также морские пейзажи. Умение за каждым самыми обычными предметами бытовой обстановки чувствовать стоящего за ним человека позволили голландским живописцам создать и поднять на небывалую высоту натюрморт – изображение неодушевленных предметов, как правило, сервированных столов, букетов и т.д.
В живописи барокко предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых лепится объем. Наивысшие достижения здесь связаны с именами итальянцев Аннибале Карррачи (1560-1609) и Караваджо (1573-1610), фламандцев Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и Антониса ван Дейка (1599-1641).
Обращение к формам культуры Нового времени, принятым в странах Европы, в России принес с собой новый идеал города - регулярно и рационально спланированный единый архитектурный ансамбль. Так возводился Петербург. Градостроительство отказывается от средневековой радиально-кольцевой схемы в пользу прямоугольной сети улиц, главных проспектов, сходящихся в одной точке.
Русская
архитектура осваивает
Государство вводит «образцовые» проекты для массового строительства, строго разделенные по сословному принципу, что предусматривает определенный размер, материал, высоту строений. Зодчие охотно используют высотные сооружения, увенчанные шпилями, что выделяет сами здания и одновременно воздействует на силуэт города.
Первые постройки в стиле борокко в Петербурге были возведены иностранными зодчими Д. Трезини и А. Шлютером (представители сдержанной ветви барокко - Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости; здание Двенадцати коллегий (при участии М.Г. Земцова); Летний дворец Петра в Летнем саду (при участии А. Шлютера).
Новым вкусам отвечают архитектурные сооружения в Москве: Большой Каменный мост, Суконный двор в Кадашах, здание Арсенала в Кремле, Лефортовский дворец и др.
В 1720-е годы многие иностранные архитекторы покидают Россию, а их место занимают отечественные зодчие. Иван Кузьмич Коробов (1700-1747), пройдя обучение в Голландии, строил затем Гостиный двор в Москве, церкви, административные здания. И.К. Коробов сам стал педагогом: его учениками были такие выдающиеся впоследствии мастера, как Д.В. Ухтомский и А.Ф. Кокоринов.
Заключение.
Для культуры Нового времени во-первых, характерен деизм (учение о Боге как творце вселенной, которая после создания подчинена естественному, закономерному течению событий (ходу событий). Деизм, как учение вольнодумства (свободомыслия), открывал возможность выступить против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождения науки и философии от опеки церкви (хотя значение религии не отрицалось). Вере противопоставлялся разум. Во-вторых, апелляция просветителей к природе при отклонении от христианской идеи. В третьих, культуре этой эпохи присуща так называемая научность. Наиболее характерной чертой ученых явная убежденность в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. С «научным духом» связана такая черта, как рационализм. Стремились провозгласить как бы новое Евангелие, Евангелие Разума, которое сводилось только к человеческому разуму. Идеологи верили, что при помощи разума будет постигнута истина о человеке и окружающей его природе. Рационализм – основополагающая черта культуры эпохи Нового времени, поэтому естественно, что идеологам присущ рационалистический индивидуализм, неразрывно связанный с гуманизмом, так как гуманизм исходил из представления о рациональной суверенности человека. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики; человек может и должен действовать разумно; общество может и должно обустраиваться рационально. В-четвертых, определяющей для этой эпохи есть идея прогресса, который тесно переплетался с понятием разума. Тесно связанный с наукой разум превращается в ее главное орудие. В-пятых, для культуры этой эпохи характерна абсолютизация значения воспитания в формировании нового человека. Деятелям того времени казалось, что достаточно создать рациональные условия для воспитания детей – и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены (как говорил Гельвеций, «воспитание может все, даже научить медведя танцевать»). Делали ставку на нового человека, образованного и культурного.
Литература.
1.
Багдасарьян Н. Г.
2.
Драч Т. В. Культурология.
3. Дмитриева
Н. А. Краткая история искусства. М., 1990
4. Морелли. Кодекс природы
или истинный дух ее законов. М., 1986.
5. Сорокин
П. Человек, цивилизация,
6. Спиркин А. Г. Философия.
М., 1998.