Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:26, курсовая работа
В XVIII в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII в. отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя, прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Просвещение провозгласило веру в возможность человека изменить жизнь к лучшему. Идеалы Просвещения выражали интересы нового прогрессивного класса, окрепшего экономически, но не имевшего власти. Это был класс буржуазии, который через своих идеологов-просветителей провозгласил культ Разума и Природы. Просветители считали, что прогресс науки и просвещения - это главное средства изменения общественной жизни к лучшему в соответствии с законами Природы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эволюция философских идей просветителей.………………………………6
2. Воплощение идей просветителей в изобразительном искусстве…….…...13
3. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства……………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Примечание………………………………………………………………………36
Библиография………………………………………………………………….....37
В начале XVIII в. в связи с постепенным упадком абсолютизма прекращается строительство крупных дворцовых парадных сооружений. Теперь перед архитектурой возникают новые задачи. Желание хорошо, с удобствами, комфортабельно жить в равной степени разделяется как дворянством, так и представителями верхушки буржуазии. Именно этот круг заказчиков выдвигает новые требования к жилью — стремление к удобствам, рациональности и целесообразности приходит на смену внешней парадности, присущей дворцовому строительству предыдущего периода. Строительство особнякового типа городских домов приобретает в эти годы очень широкий размах.
В этих постройках выдвигаются и решаются очень существенные общие вопросы организации жилого дома. Разрабатываются новые, значительно более рациональные, чем раньше, схемы плановых решений, помещения дифференцируются по назначению, уточняются взаимоотношения между отдельными комнатами.
Помимо разработки вопросов обшей организации жилого дома идет разработка приемов решений интерьеров и новых типов мебели. Наряду с особняками развивается строительство многоэтажных многоквартирных домов, предназначавшихся для представителей «третьего сословия» — буржуазии.
Загородные дома усадебного
типа — замки, как их по-прежнему
продолжали именовать, — также постепенно
приближаются к типу городского особняка.
Строятся также отдельные
Своеобразие французского зодчества первой половины XVIII в. составляет то, что рационально и целесообразно построенные новые дома типа особняков, или, как их называли во Франции, — отелей, декорируются чрезвычайно изощренными приемами. При этом внешний облик сооружений сохраняется довольно простым и строгим, и только в отдельных, относительно второстепенных деталях проявляются характерные для времени декоративные вставки. Во внутренних же отделках именно орнаментация становится господствующим элементом архитектуры.
Пластическому решению соответствует и цветовая гамма. Характерны расцветки в бледных, приглушенных тонах.
Характерным примером нового типа дома-особняка является хорошо сохранившийся в натуре отель Матиньон в Париже, построенный в 1720 -1724 гг. архитектором Жаком Куртоном. Этот особняк является типичным примером дома «между двором и садом», как их тогда называли20.
Внутренняя отделка в особняке Матиньон дает характерный пример убранства жилых комнат особняков. Одним из крупнейших мастеров я этой области был ученик Ардуэна Мансара Жермен Боффран (1667 - 1754 гг.). К числу наиболее известных его работ принадлежит зал в отеле Субиз — ныне здании Национальных архивов в Париже (1730-е гг.).
Почти исключительно вопросами
архитектуры интерьера и
Как и в предыдущий период, в первой половине XVIII в. центром строительства во Франции остается Париж. Однако в отдельных случаях встречаются крупные постройки и вне столицы. Наиболее значительной среди них является известный комплекс парадных площадей в Нанси (1753 - 1755 гг.). Он состоит из двух связанных между собой площадей. Автором проекта и руководителем строительства был архитектор Эммануэль Эре де Корни (1705 - 1763 гг.), ученик Боффрана.
К середине столетия все
более нарастал интерес к наследию
античности. Началось широкое исследование
древних памятников. Многие архитекторы
занимаются в это время археологическими
изысканиями и изучением
В строительстве 1750 - 1770-х гг. постепенно происходит отход от архитектурных приемов начала XVIII в. в поисках более спокойных и строгих форм.
Наиболее крупными зодчими этого периода были Ж.-А. Габриэль и Ж.-Ж. Суффло. Одной из главных работ Жака Анжа Габриэля (1698 - 1782 гг.) является создание площади в Париже, носящей ныне наименование «Площади Согласия» (1751 - 1763 гг.) В решении этой площади Ж.-А. Габриэль отказывается от принятой в прежние годы замкнутой застройки по контуру. Выходящие на площадь улицы, расположенная по ее оси Королевская улица и идущий в западном направлении главный проспект Парижа — авеню Елисейских полей — органически связывают площадь с планировкой прилегающего района. Здания расположены только с одной стороны площади, они не замыкают, а лишь оформляют проезд на улицы. Этим Габриэль наметил новые пути развития французского градостроительства.
Другой важнейшей работой Ж.-А. Габриэля была постройка здания «Малого Трианона» в Версальском парке — одного из совершеннейших сооружений французской архитектуры XVIII в. (1762 - 1764 гг.).
Крупнейшей постройкой Жака Жермена Суффло (1717 - 1780 гг.) является здание, первоначально предназначенное для церкви св. Женевьевы, считавшейся покровительницей Парижа. В годы французской буржуазной революции здание было превращено в Пантеон — место погребения выдающихся деятелей Франции — и при этом частично перестроено.
Архитектура 1770 - 1780-х гг. характеризуется известным расслоением в общем течении классицизма. С одной стороны, некоторые крупные зодчие продолжали работать в приемах раннего классицизма. С другой стороны, появляется новое направление, объединяющее наиболее передовые и радикальные искания в области архитектуры. Мастера, примыкавшие к нему, стремятся преодолеть изящество и утонченность приемов раннего классицизма в поисках большого монументального стиля.
Итак, порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо». С начала века скульптура часто утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. В ней изменились характер тематики и художественные приемы, совершался переход к светской непринужденности и утонченной грации, динамичности и легкости формы, к интимной трактовке образа. Пластическое начало в ней уступило место живописному. Моделировка становилась мягкой, использовались все возможности передачи тончайших переходов светотени. Но с середины XVIII в. появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму. Поворот к реализму сопровождался поисками героических образов.
Светское зодчество в XVIII в. впервые берет верх над церковным зодчеством. В архитектуре стиль рококо проявился при планировке и оформлении интерьера. Архитектура рококо ориентирована на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Новый стиль стал, прежде всего, стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности.
В середине XVIII в. господствующим направлением в архитектуре Франции постепенно становится классицизм.
3. Влияние Просвещения
на развитие театрального
Одним из ведущих искусств стало сценическое искусство, которое вместе с литературой и музыкой прекратило характерное для Возрождения доминирование живописи. Драматическое начало в жизни вызвало небывалый расцвет драматургии XVII-XVIII века (Корнель, Расин, Мольер, Лессинг). Да и в XIX веке театр, в значительной мере останется «властителем дум» и законодателем художественного вкуса. Театр формировал новую общественность, превращаясь в источник просвещения и социальных инноваций. Новое место театра, его роль в художественной, да и в целом в социальной жизни, привели к соответствующим изменениям во всех областях художественного творчества.
Качественно меняется характер музыкального искусства. В музыке, был открыт новый мир сложных звуковых образов, было положено начало классической оркестровой музыке. Возникали драматические формы сонат и симфоний, превосходно разработанные в частности Бахом и Моцартом, а затем Бетховеном. Сформировался музыкальный театр, развившийся в оперу и балет.
В литературе на первый план
начинал выдвигаться роман в
различных его модификациях - от
плутовского до романа жизнеописания
(Ж.-Ж. Руссо), философского (Ф.М. Вольтер),
«воспитывающего» (Д. Дидро). Роман выступил
универсальным средством
Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни новый драматургический жанр – мещанскую драму, создателями которой во Франции были Д. Дидро, М. Ж. Седен, Л. С. Мерсъе. Мещанская драма ознаменовала собой победу просветительского реализма, приближение тематики произведений драматургии к повседневной действительности.
Основным содержанием нового жанра была критика пороков дворянского общества, противопоставление им идеалов третьего сословия. Особенно показательным в этом отношении был жанр «слезной комедии», создатели которого П. К. Нивель де Лашоссе и Ф.Детуш, сочетая принципы классицистской комедии и английской мещанской драмы, пытались компромиссно решать в своих пьесах противоречия между дворянами и буржуазией. Недостатки мещанской драмы и «слёзной комедии» были преодолены в комедиях П. О. Бомарше «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), в которых с новой силой ожили традиции Мольера, были воплощены лучшие черты просветительской эстетики .
Героические
и гражданственные устремления
просветительской драматургии
Во Франции
философ-просветитель Вольтер,
Одновременно
на французской сцене
Другой просветитель
и драматург – Дени Дидро
(1713-1784) защищал правду и
В просветительской,
бунтарской, революционной литературе
Франции XVIII столетия комедии
Бомарше заняли одно из
В комедии
«Севильский цирюльник»
В центре
обеих комедий – деятельный, остроумный
человек из народа, борьба которого
за своё личное и гражданское
достоинство была ярким
Большие изменения наблюдались
в то время и в игре лучших французских
актеров: Мишеля Барона (1653-1729) и его
последовательницы
В постановке
просветительских трагедий
Большое место
в развитии театра эпохи
В век Просвещения
сюжеты арлекинад черпались в
пьесах А.Р.Лесажа, с чьим именем
связан расцвет ярмарочного
Однако именно
ярмарочные и бульварные сцены
подготовили ряд новых жанров,
которые затем способствовали
развитию театра в эпоху
Заключение