Культура Руси 13-16 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

Необходимость самоидентификации русского народа и, как следствие, размытие различий между отдельными княжествами и формирование общерусской культуры. Возвышение православной церкви как хранительницы культурно-политических традиций русского государства. Прекращение двоеверия. Самоизоляция Руси не только от мусульманских, но и от католических стран.

Вложенные файлы: 1 файл

zh.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

1. Культура России 13-16вв.

Культура России XIII—XVII веков

Ключевые особенности культурного  развития в тот период:

Необходимость самоидентификации  русского народа и, как следствие, размытие различий между отдельными княжествами  и формирование общерусской  культуры. Возвышение православной церкви как хранительницы культурно-политических традиций русского государства. Прекращение двоеверия. Самоизоляция Руси не только от мусульманских, но и от католических стран.

Российская империя 

Российская империя в силу исторических обстоятельств на протяжении всего своего существования охотно заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. И как следствие, в понимании «западного» наблюдателя культурный уровень подавляющего населения России был невысок. Однако, невозможно переоценить вклад ведущих российских деятелей в мировую культуру.

Советское государство 

Культура СССР является кумулятивной культурой стран и народностей, проживающей на территории Советского Союза. Интенсивно развивалось театральное искусство, кинематограф, изобразительное искусство. В отдельные периоды поощрялось развитие культур этнических меньшинств, национальных культур.

Современная история

Современная история культуры в  России связана с восстановлением  элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран. Проводится много тематических фестивалей, выставок и мероприятий, связанных с культурой. Также в России проводятся ежегодные Молодёжные Дельфийские игры России.

 

3. Архитектура, живопись, литература.

В зодчестве происходят те же процессы, что и в живописи. После его  захирения в конце 1330-х—1340-х годах, оно возрождается полстолетия спустя или даже позднее. В конце XIII—XIV в. построили, например, белокаменную Городищенскую церковь под Коломной; в Москве, при Иване Калите, — соборы Успенский, Архангельский, Спаса на Бору, церковь-колокольню Иоанна Лествичника. Как правило, небольшие по размерам, московские храмы развивали традиции владимиро-суздальской архитектуры. На смену деревянным стенам и башням Московского Кремля при великом князе Дмитрии Ивановиче пришли белокаменные (1367). Митрополит Алексий возвел каменные собор и трапезную Чудова монастыря в том же Кремле. В конце этого и начале следующего столетия появляется довольно много храмовых сооружений — в Андроникове, Вознесенском, Симонове и других монастырях, кремлевская церковь Рождества Богородицы.

 Соборы, церкви строятся и  в других городах — Твери,  Звенигороде, Нижнем Новгороде, Рязани, Коломне и т.д.; особенно много — в Новгороде Великом.

Много строили в Новгороде XV в. Именно тогда при архиепископе Евфимии (вторая четверть — середина столетия) появились в кремле Грановитая палата, часозвоня, двухэтажный дворец самого владыки. Еще раньше (1302) начали строить детинец — каменную крепость, стены которой несколько раз перестраивались позднее вплоть до конца столетия, когда Новгород вошел уже в число московских владений. Появились и каменные дома-палаты для бояр (в том числе — дом Марфы-Посадницы, жены И. Борецкого).

Живопись России XIII-XVI веков

Из-за ордынского ига культура средневековой  России сильно задержалась в развитии, и в то время, как в Европе титаны Возрождения создавали свои лучшие шедевры, изобразительное искусство в России являлось исключительно церковным.

 Три наиболее известных иконописца  того времени – это Андрей  Рублёв, Феофан Грек и Дионисий.

 Андрей Рублев (ок. 1340/1350 17 октября  1428) Биографические сведения о  Рублёве крайне скудны: скорее  всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям в Новгороде) около 1340/1350 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе, в Спасо- Андрониковом монастыре). Андрей монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»).

 На формирование мировоззрения  Рублёва большое влияние оказала  атмосфера национального подъёма  2-й половины XIV начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил»), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

 Андрей Рублев – имя, ставшее  символом непостижимого древнерусского  искусства. Образы Рублева напоминают нам об утерянной райской жизни, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до нас.

 «Живоначальная Троица» Эта  икона – вершина творчества Рублёва. Эта икона несёт идею мира и человеколюбия, высокой нравственной чистоты, поэтому она стала образцом для русских иконописцев.

 Как ни парадоксально, ту  настоящую «Троицу» нам уже  никогда не увидеть. Дело в  том, что каждую икону после  окончания работы покрывали олифой. Но со временем олифа темнела, становилась желтой, потом коричневой, сильно искажая колорит иконы. Вот почему иконы, и «Троица» Андрея Рублева не была исключением, время от времени поновляли. Попросту говоря, ее переписывали заново, прямо поверх темной пленки, руководясь просвечивающимися сквозь нее контурами.

 «Спас Вседержитель» Рублёва  Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая  легкая лазурь гиматия (на одежде). Выражение лица в сочетании  с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. К сожалению, этот фрагмент – всё, что осталось от иконы. Но все уцелевшее так великолепно, что это произведение, бесспорно, является одним из шедевров древнерусского искусства. Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер - типические особенности стиля Рублева.

 Феофан Грек (ок.1340-1410 гг) Феофан  родился в Византии (отсюда прозвище  Грек). Он поселился в Новгороде  в 1370 году. Относительно икон, написанных  Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Грек создал мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия - единственного пути к спасению. Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов.

 Богоматерь Донская Икона  Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа (по юлианскому календарю). Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

 Успение Пресвятой Богородицы  Эта икона написана на обротной  стороне Донской Богоматери. Здесь есть деталь, которая как будто концентрирует в себе драматизм происходящей сцены. Эта свеча, горящая у ложа богоматери. Свеча - это символ души богоматери, светящей миру. Но у Феофана это больше, чем отвлеченый символ. Трепещущее пламя словно бы дает услышать гулкую тишину оплакивания, ощутть холодность, недвижность мертвого тела Марии.

 Дионисий (ок. 14401502) Композиции  его работ торжественны, краски  нежны и светлы, словно летний  день, фигуры грациозно удлинены, лики святых красивы. Произведения Дионисия легки и радостны, они как бы показывают то, что великая держава готова идти в будущее с надеждами, а не со скорбью в сердце. Дионисий предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д. Изящный уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит и уравновешенная гармоничная композиция все это придает произведениям Дионисия спокойной величавость и лиризм.

 Одигитрия Смоленская Святая  икона Божией Матери Одигитрии  - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Перед Бородинским сражением эту икону носили по лагерю, чтобы укрепеить и ободрить воинов.

Парсуны В XVI веке впервые появились  светские портреты – парсуны. Парсуна – это величественный портрет, практически ничем не отличающийся от иконы. Однако если в иконах лики святых имели символические черты, словно «маски», парсуны имели достаточно достоверное сходство с портретируемым. Наиболее известная, пожалуй, - парсуна М.В. Скопина –Шуйского (ок. 1630) Редко кого из исторических персонажей XVI – XVII веков запечатлевала кисть живописца, и еще реже те парсуны- портреты доходили до нынешнего времени. Но вот портрет князя Михаила сохранился, – с него на нас смотрит серьезный человек, выглядящий намного старше своих лет, одетый по моде того времени в кафтан с высоким воротником.

Новгородско-Псковская  архитектура (конец XII—XVI вв.)

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — один из выдающихся памятников Новгорода времен феодальной раздробленности.

Формирование новгородской архитектурной  школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные  черты новгородской архитектуры  — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Храмы Новгорода эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них  сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью  форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фудаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Расцвет новгородского зодчества  относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и  эталоном архитектуры данного периода  является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в  зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).

Зданий светской архитектуры  Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671—1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Архитектура Московского  княжества (XIV—XVI вв.)

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные  традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Успенский собор на Городке в  Звенигороде — один из полностью  сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени[1].

Подъем московской архитектуры  принято связывать с политическими  и экономическими успехами княжества  в конце XV века, во времена правления  Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).

В 1485 году началось строительство  новых кремлевских стен и башен, оно закончилось уже при правлении  Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укрепленных монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531), Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

Информация о работе Культура Руси 13-16 века