Культура античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:53, контрольная работа

Краткое описание

Античность в общепринятом смысле означает греко-римскую древность, то есть период с VIII века д. н. э. до V века н.э. Это рассвет европейской цивилизации, именно из античности черпались все идеи европейской философии. И христианские мыслители, и философы эпохи Просвещения, и даже модернисты в своих трудах опирались на Аристотеля, Платона, Сократа, Сенеку и других античных авторов. Античность – это пир теоретического знания. Известно, что греки почти никогда не применяли свои идеи на практике (в отличие от Востока). Знание ценилось само по себе, оно было пропуском в «надлунный мир» идей. Впрочем, в обществе, построенном на работорговле, реализация научных идей на практике не имела смысла: рабский труд в любом случае обеспечивал процветание. Только с приходом феодальных отношений труд стал совершенствоваться, а наука перестала быть исключительно областью созерцания.

Содержание

Введение
1. Античная культура, ее основные черты и особенности
2. Античное искусство
3. Античная философия
4. Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

     Эпикуреизм  был одним из наиболее влиятельных  философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

     Эпикурейцы  считали, что для счастливой жизни  человеку необходимо:

  • Отсутствие телесного страдания;
  • Невозмутимость души;
  • Дружба.

     Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина. Со становлением христианства античная философия закончилась.13

 

      Заключение 

     Культура  греко-римской античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры, особенно западноевропейской. Это и памятники различных видов искусства, и античная философия, и наука, мифология.

     Долго жила идея Рима как политического  и духовного центра, объединяющего  народы. Карл Великий считал себя наследником  Рима. Константинополь называли вторым Римом, Москву - третьим. Принцип алфавита, разработанного древними греками стал международным образцом. На основе греческого разработан славянский алфавит, латинским алфавитом пользуются многие народы.

     В эпоху античности сложились различные  типы государственного устройства. Понятия: "демократия", "олигархия", "тирания" и др. - греческого происхождения. Римское право положено в основу права многих государств, в том числе современных.

     Огромно влияние древнегреческой философии, велик авторитет Аристотеля, Платона, Лукреция и др. мыслителей. К трудам Лукреция обращались философы-материалисты эпохи Просвещения. На протяжении веков античные философы были и математиками, потому велик вклад античности в математику, достаточно назвать имена Пифагора, Евклида, Евдокса и др. Математика приобрела теоретический, всеобщий характер. Не случайно геометрия Евклида была единственной вплоть до Х1Х в., пока не появилась геометрия Лобачевского-Римана. Астрономы эпохи Возрождения, включая Коперника, опирались на идеи Аристарха Самосского. В области медицины использовали описательную анатомию человека, разработанную Герофилом. Огромна ценность трудов греческих и римских историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др., географических работ.

     Античные  идеалы стали оружием в борьбе против церковной догматики и доминирования церкви в эпоху западно-европейского Возрождения. Из античных мифов и сказаний черпали сюжеты литераторы и художники разных эпох. Художник Давид - участник Французской революции - создал полотна: "Клятва Горациев", "Смерть Сократа" и др. На мифологические сюжеты писали Рубенс ("Персей и Андромеда", "Венера и Адонис"), Ван-Дейк (Марс и Венера), Рембрандт ("Даная", "Голова Паллады Афины"), Пуссен ("Нимфа и Сатир", "Пейзаж с Гераклом) и др. Русские писатели, художники, музыканты зачастую также обращались к образам и эпизодам античной мифологии. Так, Сумароков создал либретто оперы "Альцеста" и комедию "Нарцисс". Талантливый композитор Е. Фомин написал оперу "Орфей". Кисти художника К. Брюллова принадлежат полотна "Встреча Аполлона и Дианы", "Сатурн и Нептун на Олимпе", М. Врубеля - "Пан" и т. д. Многократно упоминаются мифологические персонажи в произведениях И. Крылова, Г. Державина, АП. Пушкина, В. Жуковского и мн. др.

     Европейская литература до сих пор пользуется наследием античности в области поэзии, драматургии, прозы. В Греции и Риме возникли первые формы романа.

     В античной культуре сложились основные проблемы мироздания: бытие и становление, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, атом, материя, Космос. Они не потеряли значимость и в настоящее время, что обеспечило культурный диалог разных цивилизаций в мировом масштабе. Античность создала недосягаемые культурные образцы, обладающие непреходящей ценностью и притягательной силой. Сегодня к античности обращаются историки, филологи, философы, культурологи. "… Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы" . 14 

 

      

     Список  используемой литературы 

  1.  Асмус В.Ф. Платон: эйдология, эстетика, учение об искусстве. // Историко-философские этюды. - М., 2009
  2. Боннар Г. Греческая цивилизация: в 3-х т. М.,2007
  3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи в Древней Греции и Риме. М., 2007
  4. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 2005
  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,2008. Ч.1
  6. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.,2008
  7. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.,2008
  8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 2009

Информация о работе Культура античности