Культура античности: её периодизация и основные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:37, реферат

Краткое описание

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени.

Содержание

1.Введение.
2.Культура Древней Греции и её периоды.
3.Культура Древнего Рима и её периоды
4.Основные черты античного типа культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Культурологии.doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Культура Рима в период Империи

Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Для религии характерно установление новых культов – почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными. Больших успехов добилась медицина, врач Гален производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. Два самых известных римских архитектурных памятника того времени: Колизей (самый большой амфитеатр античного мира) и Пантеон (храм во имя всех богов). Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных улиц украшались росписью или мозаикой. Особое распространение получила портретная скульптура. В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в конце III в. охватывает все государство. Характерные признаки кризиса античной культуры – низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. В это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату – неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет. В 395г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Восточная Римская империя существовала до 1453г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила

свое существование  в 476г., когда был низложен последний  император. Этот год традиционно  считается концом Древнего мира, античности.

 

4.Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.

Основные черты античного  типа культуры проявились  посредством  нормы, классики и эстетической формы.

 

         Понятие нормы  как понятие культуры складывается  уже в эпоху Древней Греции,  но получает завершённость, целиком расцветает в римский период античности.  Римская история переполнена историями  назидательного характера,  когда  человек в интересах общества и государства поступался своими родственными  чувствами.  Нравственной  нормой  было прославление людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в  которой  превалировало  общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято было писать социальные статусы  человека  и заслуги его перед Римом.  Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного содержания.  Этика и  эстетика  подвига были нормой античного общества и античной культуры.

 

         Понятие классики  означает общественное состояние или тип искусства, в  котором неповторимое,  индивидуальное и общественное находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального равновесия.Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима - естественное состояние : не развит внутренний рынок,  нет такого количества потребителей,  которые потребляли бы возможные производимые товары.  Но это и противоестественное состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к римскому обществу.  Разрешение этого противоречия  пошло  в Риме по пути создания сословия вольноотпущенных.  Конфликт таким образом постоянно разрешался (конечно, до определённого времени).

 

        Другой пример - античная трагедия. Как художественное произведение  она основывается на столкновении  двух истин:  общественно-значимой (нормы) и индивидуально-личной. Так,  героиня трагедии Софокла "Антигона" стремится выполнить свой долг перед семьёй и близким                                                                                                                     человеком - похоронить брата,  убитого за участие в заговоре.  Гибель Антигоны - это гибель несвоевременного нравственного начала и торжества общественно-эначимой нормы.

 

        Для античного сознания важна  эстетическая ясность форм. Отсюда  и характерная  эстетическая форма  античного искусства. Цель искусства - сделать талант и дар внятным согражданам.  Стихи всегда следуют чёткой норме. Театральное действо отвечает существующему канону:  зрители заранее хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но для них важно другое - понятность и убедительность известного сюжета и образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.

 

        Римская культура  -  это языческая  культура.  Но эпоха поздней  Римской империи ознаменована  широким распространением  в   её  пределах нового вероучения - христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324 - 330).  Четвёртое  столетие нашей эры  было  временем  расцвета христианского красноречия.  Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную  христианскую литературу,  созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками  приняла в V в. н.э. - в последние десятилетия существования великой Римской державы.

 

        В кризисе, охватившем римский  мир в III в. н.э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V в.  можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства античная культура не исчезла,  хотя и прекратилось её развитие как единого органического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища, несмотря не длительное забвение,  были оценены и востребованы  потомками.

 

 

        Античная культура - уникальное явление,  давшее общекультурные ценности буквально  во  всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей,  жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.  Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие,  подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот  прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

 

        Культура Древнего Рима - во многом  продолжательница  античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.  Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве,  политике,  юриспруденции,                                                                                                                          военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Культурология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 319с.
  2. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496с.
  3. История Мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И.Уколовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 200. – 512с.

 

 

 


Информация о работе Культура античности: её периодизация и основные особенности