Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:31, реферат
Арабо-мусульманская культура была интересна во все времена ее существования и до нынешних времен, своими традициями, обычаями, а также в плане духовного развития буквально изложенного в исламской философии, да именно философии арабо-мусульманского мира. Также как и любая другая страна, развивающая и сохраняющая свой духовный мир, страны Востока, объединенные исламской религией проповедовали свою духовную мысль (т.е., другими словами исламская философия несла свое религиозное учение и свою философскую истину)1.
В Коране внушается, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он же обусловливает саму возможность получения урожая, размножения скота и т.д. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему Богу, которому нет равных в мире.
Впрочем, у Аллаха есть противник. Это мусульманский сатана, шайтан, Иблис. В Коране говорится, что Иблис - ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выброшенный с небес и строящий козни людям. Коран предостерегает: «Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток! Он обещает им и возбуждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение! У этих убежище - геенна, и не найдут они от нее спасения!». (Коран. М., 1963. 4 120. (Первая цифра указывает суру (главу). а вторая - аят (стих) Корана.)
Среди мусульман широко распространено сказание о пророке Ибрахиме, который расправился с шайтаном в долине Мина близ Мекки. В память об этом и сейчас во время хаджа, паломничества в Мекку, паломники совершают в этой долине обряд «побиения шайтана».
Аллаху помогают
верные ему ангелы Джибриль (Джабраиль),
Михаиль, Исрафиль и Азраиль, которые
добросовестно выполняют
Говорится в Коране и о Даджжале. Он, согласно религиозному учению, прикован цепями к утесу на необитаемом острове посреди океана, где его кормят и охраняют джинны. Перед концом мира это чудовище установит свое жестокое царство на земле. Лишь спустившийся в это время с четвертого неба Пса и6н Мариам сможет восстановить чистоту и силу ислама.
Таковы особенности монотеизма, проповедуемого Кораном. Хотя Аллах и велик, он вынужден считаться с шайтаном и опираться на верных ангелов. Естественно, верующий не должен об этом забывать.
Шииты веруют и в наследственных имамов - глав своей общины и государства, которых было двенадцать. Последний из них - Мохаммед аль-Махди. По их представлению, этот имам еще мальчиком шести -девяти лет таинственно исчез. Это случилось еще в IX в. Шииты верят, что он вернется и восстановит на земле справедливость. Они называют его Мунтазаром (ожидаемым) и считают мессией (махди)20.
Культ Аллаха
логично переходит в идею
Еще Адаму, первому человеку, сотворенному Аллахом, «он сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?».(Коран. 2 : 31. ) Вследствие своего всезнайства Аллах решает судьбу каждого. (Там же. 40:12)
Идея абсолютной
предопределенности человеческих поступков
не раз становилась предметом
дискуссий в среде мусульман-
Верным Аллаху
предопределен рай. Коран
В IX в. Мухаммед ибн Карраму написал книг) «Могильные наказания», в которой дополнил культурные традиции ислама обрядом похорон. Этот обряд сохраняется и у суннитов, и у шиитов и заключается I том, что два ангела - спрашивающий и истязатель - являются на кладбище в момент похорон правоверного. И от того, как умерший ответит на вопросы спрашивающего ангела, будет складываться наказание усопшего. Для того, чтобы помочь опрашиваемому, на кладбище, после ухода провожающих, у свежей могилы остается мулла, чтобы помочь усопшему, как отвечать этим ангелам - Мункиру и Накиру22.
Хотя в Коране нет имен Мункира и Накира, сам обряд вполне в духе ислама, не оставляющего правоверного ни на минуту без присмотра со стороны Аллаха и его помощников. Все в жизни мусульманина предопределено, даже помощь муллы умершему в час «могильного наказания».
Исламская картина мира была бы неполной без космологии, которая занимает в исламской культуре одно из ведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте. Христианская «Библия» получила распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами». (Коран. 67 : 3, 71 :14.) , устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели» (Там же) Из семи небес «низшее небо» Аллах украсил светилами и поставил их для отражения шайтана. Он велел небу производить темноту ночи, «заставил его изводить утреннюю светозарность» (Там же). Бог опустил также с «горных небес» на землю лестницу, «по которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжение пятьдесят тысяч лет» (Там же). Эта лестница только для небожителей: люди и шайтан, если бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допущены. Понятно, что это даже для культуры VII в. выглядит несколько наивно.
Только ограниченностью культурного мира ислама можно объяснить утверждение Корана, что Земля - неподвижная плоскость. Но что же поддерживает эту плоскость? В одном из хадисов IX в. (Хадис - предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну) говорится: «Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».
Таким образом, в нашем исследовании мы рассмотрели культуру арабо-мусульманского мира.
Исламская культура не исчерпывается догматами Корана и наивными комментариями к нему. В космологию ислама проникали и более мудрые мысли. В IX в. Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна. Тогда. же математик Аль-Баттани заявлял, что Земля круглая. В XI в. Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость». (Бируни Абу. Избр. произв. Ташкент, 1974. Т. 4, кн. 1. С. 139. )
Постепенно
и в исламской культуре
1 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)
2 Борзова Е.П. История мировой культуры.: Учеб. пос. изд. 3 - СПб.: «Лань» 2004. (ГПА
3 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)
4 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)
5 Борзова Е.П. История мировой культуры.: Учеб. пос. изд. 3 - СПб.: «Лань» 2004. (ГПА
6 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)
7 Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. - М.: Владос, 2005.
8 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)
9 Гуревич П.С. Хрестоматия по культурологии. - М., 2000
10 Бартольд В.В. Культура мусульманства. - М..,1998.
11 Гуревич П.С. Хрестоматия по культурологии. М., 2000
12 Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. М.: Владос, 2005..
13 Бартольд В.В. Культура мусульманства. - М..,1998.
14 Борзова Е.П. История мировой культуры.: Учеб. пос. изд. 3 СПб.: «Лань» 2004. (ГПА
15 Гуревич П.С. Хрестоматия по культурологии. – М., 2000
16 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)
17 Борзова Е.П. История мировой культуры.: Учеб. пос. изд. 3 - СПб.: «Лань» 2004. (ГПА
18 Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. - М.: Владос, 2005.
19 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)
20 Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. М.: Владос, 2005.
21 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. М., 2003 (базовый учебник ГПА)
22 Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. М.: Владос, 2005.