Культура арабо-мусульманского мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:31, реферат

Краткое описание

Арабо-мусульманская культура была интересна во все времена ее существования и до нынешних времен, своими традициями, обычаями, а также в плане духовного развития буквально изложенного в исламской философии, да именно философии арабо-мусульманского мира. Также как и любая другая страна, развивающая и сохраняющая свой духовный мир, страны Востока, объединенные исламской религией проповедовали свою духовную мысль (т.е., другими словами исламская философия несла свое религиозное учение и свою философскую истину)1.

Вложенные файлы: 1 файл

4063.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

В Коране внушается, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он же обусловливает саму возможность получения урожая, размножения скота и т.д. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему Богу, которому нет равных в мире.

Впрочем, у Аллаха есть противник. Это мусульманский  сатана, шайтан, Иблис. В Коране говорится, что Иблис - ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выброшенный с небес  и строящий козни людям. Коран предостерегает: «Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток! Он обещает им и возбуждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение! У этих убежище - геенна, и не найдут они от нее спасения!». (Коран. М., 1963. 4 120. (Первая цифра указывает суру (главу). а вторая - аят (стих) Корана.)

Среди мусульман  широко распространено сказание о пророке  Ибрахиме, который расправился с  шайтаном в долине Мина близ Мекки. В память об этом и сейчас во время  хаджа, паломничества в Мекку, паломники совершают в этой долине обряд «побиения шайтана».

Аллаху помогают верные ему ангелы Джибриль (Джабраиль), Михаиль, Исрафиль и Азраиль, которые  добросовестно выполняют приказания своего хозяина19.

 Говорится  в Коране и о Даджжале. Он, согласно религиозному учению, прикован цепями к утесу на необитаемом острове посреди океана, где его кормят и охраняют джинны. Перед концом мира это чудовище установит свое жестокое царство на земле. Лишь спустившийся в это время с четвертого неба Пса и6н Мариам сможет восстановить чистоту и силу ислама.

Таковы особенности  монотеизма, проповедуемого Кораном. Хотя Аллах и велик, он вынужден считаться  с шайтаном и опираться на верных ангелов. Естественно, верующий не должен об этом забывать.

 Шииты веруют  и в наследственных имамов - глав своей общины и государства, которых было двенадцать. Последний из них - Мохаммед аль-Махди. По их представлению, этот имам еще мальчиком шести -девяти лет таинственно исчез. Это случилось еще в IX в.  Шииты верят, что он вернется и восстановит на земле справедливость. Они называют его Мунтазаром (ожидаемым) и считают мессией (махди)20.

 Культ Аллаха  логично переходит в идею предопределенности  человеческих поступков. Аллах  все знает и направляет правоверных  в их жизни. У Аллаха «ключи тайного; знает их только он. Знает он, что на суше и на море; лист падает только с его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего и сухого, чего не было бы в книге ясной. И он - тот, который успокаивает вас ночью и знает, что вы добываете днем... Потом - к нему ваше возвращение, потом он сообщит вам, что вы делали. Он - властвующий над своими рабами, и посылает он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, наши посланцы... возвращены будут к Аллаху... О да, у него власть, и он - самый быстрый из производящих расчет!». (Коран, 6: 58 - 62. )

Еще Адаму, первому  человеку, сотворенному Аллахом, «он  сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и  на земле и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?».(Коран. 2 : 31. ) Вследствие своего всезнайства Аллах решает судьбу каждого. (Там же. 40:12)

Идея абсолютной предопределенности человеческих поступков  не раз становилась предметом  дискуссий в среде мусульман-богословов. Еще в первой половине IX в. мутазилиты с помощью логико-философских средств ставили под сомнение ценность предопределения, ссылаясь на свободу человеческой воли. Только это свободомыслие завершилось печально. Мутазилиты были разгромлены. Коран непогрешим. У Аллаха хранится его оригинал, содержание которого Мухаммед частями изложил своим последователям как откровение Бога21.

 Верным Аллаху  предопределен рай. Коран говорит  о верующих, которые «выполняют  завет Аллаха и не нарушают  обещания.., которые терпели, стремясь  к лику своего господина, и  простаивали молитву, и давали из того, чем мы их наделили, и тайно и явно, и отгоняют добром зло. Для этих - воздаяние жилища - сады вечности. Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства. И ангелы входят к ним через все двери: «Мир вам за то, что вы терпели! И прекрасно воздаяние жилища!». (Там же. 13 :20-24)

В IX в. Мухаммед ибн Карраму написал книг) «Могильные наказания», в которой дополнил культурные традиции ислама обрядом похорон. Этот обряд сохраняется и у суннитов, и у шиитов и заключается I том, что два ангела - спрашивающий и истязатель - являются на кладбище в момент похорон правоверного. И от того, как умерший ответит на вопросы спрашивающего ангела, будет складываться наказание усопшего. Для того, чтобы помочь опрашиваемому, на кладбище, после ухода провожающих, у свежей могилы остается мулла, чтобы помочь усопшему, как отвечать этим ангелам - Мункиру и Накиру22.

Хотя в Коране нет имен Мункира и Накира, сам  обряд вполне в духе ислама, не оставляющего правоверного ни на минуту без присмотра со стороны Аллаха и его помощников. Все в жизни мусульманина предопределено, даже помощь муллы умершему в час «могильного наказания».

Исламская картина  мира была бы неполной без космологии, которая занимает в исламской  культуре одно из ведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте. Христианская «Библия» получила распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами». (Коран. 67 : 3, 71 :14.) , устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели» (Там же) Из семи небес «низшее небо» Аллах украсил светилами и поставил их для отражения шайтана. Он велел небу производить темноту ночи, «заставил его изводить утреннюю светозарность» (Там же). Бог опустил также с «горных небес» на землю лестницу, «по которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжение пятьдесят тысяч лет» (Там же). Эта лестница только для небожителей: люди и шайтан, если бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допущены. Понятно, что это даже для культуры VII в. выглядит несколько наивно.

Только ограниченностью  культурного мира ислама можно объяснить  утверждение Корана, что Земля - неподвижная  плоскость. Но что же поддерживает эту  плоскость? В одном из хадисов IX в. (Хадис - предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну) говорится: «Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».  

 

Заключение

 

Таким образом, в нашем исследовании мы рассмотрели  культуру арабо-мусульманского мира.

Исламская культура не исчерпывается догматами Корана и наивными комментариями к нему. В космологию ислама проникали и более мудрые мысли. В IX в. Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна. Тогда. же математик Аль-Баттани заявлял, что Земля круглая. В XI в. Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость». (Бируни Абу. Избр. произв. Ташкент, 1974. Т. 4, кн. 1. С. 139. )

 Постепенно  и в исламской культуре пробила  себе дорогу научная точка  зрения на Вселенную. Однако  путь этот был более длительным  и трудным, чем в западноевропейских  странах. Политическое влияние  духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этих стран в области науки и техники - все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных истин.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бартольд В.В. Культура мусульманства. - М., 1998.
  2. Борзова Е.П. История мировой культуры.: Учеб. пос. изд. 3 - СПб.: «Лань» 2004. (ГПА)
  3. Васильев Л.С. История религий Востока: Религиозно-культурные традиции и общество: Уч.пос. - М., 2001.
  4. Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА).
  5. Розин В.М. Культурология:Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2005.(ГПА)
  6. Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. -М.: Владос, 2005.(ГПА)
  7. Фильштинский И.М.Очерк арабо-мусульманской культуры. - М., 1971.
  8. Шагаль В.Э.Арабский мир: Пути познания. - М.,2001.

1 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)

2 Борзова Е.П. История мировой культуры.: Учеб. пос. изд. 3 - СПб.: «Лань» 2004. (ГПА

3 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)

4 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)

5 Борзова Е.П. История мировой культуры.: Учеб. пос. изд. 3 - СПб.: «Лань» 2004. (ГПА

6 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)

7 Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. - М.: Владос, 2005.

8 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)

9 Гуревич П.С. Хрестоматия по культурологии. - М., 2000

10 Бартольд В.В. Культура мусульманства. - М..,1998.

11 Гуревич П.С. Хрестоматия по культурологии. М., 2000

12 Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. М.: Владос, 2005..

13 Бартольд В.В. Культура мусульманства. - М..,1998.

14 Борзова Е.П. История мировой культуры.: Учеб. пос. изд. 3  СПб.: «Лань» 2004. (ГПА

15 Гуревич П.С. Хрестоматия по культурологии. – М., 2000

16 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. -  М., 2003 (базовый учебник ГПА)

17 Борзова Е.П. История мировой культуры.: Учеб. пос. изд. 3 - СПб.: «Лань» 2004. (ГПА

18 Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. - М.: Владос, 2005.

19 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. - М., 2003 (базовый учебник ГПА)

20 Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. М.: Владос, 2005.

21 Гуревич П.С. Культурология: Уч-к. М., 2003 (базовый учебник ГПА)

22 Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. Учеб. пос. М.: Владос, 2005.


Информация о работе Культура арабо-мусульманского мира