Культура в годы ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы с позиций современности, изучить советскую культуру в условиях военного времени, проанализировать те виды культурной деятельности, которые именно в экстремальных условиях военного времени были наиболее востребованы и эффективны как фактор воздействия на сознание людей и их моральное состояние, в частности, печать, радио, кино, музыка, песня, театр.

Содержание

Введение 3
1. Состояние культуры в годы войны 5
2. Печать и изобразительное искусство
как средства агитации и пропаганды 8
3. Радио и кино 14
4. Театральная и музыкальная культура 18
5. Литература в годы Великой Отечественной войны 24
6. Русская эмиграция в годы Великой Отечественной войны 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

КР Культура ВОВ (1).doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Возрождалась русская патриотическая тема в кинематографе. В 1943 г. студии начали постепенно возвращаться в свои московские павильоны. И первым большим художественным фильмом, снятым в годы войны на Мосфильме, был «Кутузов» (режиссера В.Петрова) с А.Диким в главной роли. Вышли на экран «Александр Невский», «Суворов».

 

4. Театральная  и музыкальная культура

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

В центре внимания деятелей культуры стояла проблема организации индивидуальных и коллективных мероприятий с представителями различных социальных групп общества, в том числе эвакуированных граждан, строителей оборонных рубежей, культурное обслуживание госпиталей, мобилизационных пунктов, резервных воинских соединений и военнослужащих на линии фронта.

Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой.

Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, прозвучала по радио в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева «Священная война» - стихи В.Лебедева-Кумача. Опубликованные 24 июня 1941 года одновременно в «Красной звезде» и «Известиях», стихи буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого. Почти стремительно, буквально озаренный моментально зазвучавшей в нем музыкальной темой музыку к этой песне руководитель ансамбля красноармейской песни и пляски А.В.Александров. 27 июня красноармейцы впервые спели «Священную войну» на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. И те, кто слушал, уходя на фронт, провожая близких и друзей, и те, кто исполнял, не могли сдержать слезы. Поэт назвал свою песню «взволнованной речью», и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников как гимн, как набат. Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала бойцом. Однако впервые на всю страну она прозвучала в октябре 41-го года, когда стало ясно, что быстрой победы не будет и огромную страну все-таки ждет «смертный бой». Монументальная по содержанию, лаконичная по выражению, эта песня стала уже в те дни «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны»15.

В годы войны массовая песня – самый распространенный жанр советской музыки. Она одной из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью. Темы, образы и содержание песен воплотили борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков, эмоциональную атмосферу военного времени. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Первое выступление Лидии Андреевны Руслановой на фронте состоялось в районе Ельни в конце июля 1941 г. затем были блокадный Ленинград, передовые позиции многих фронтов. Свои выступления на фронте певица завершила в мае 1945 г. на ступенях поверженного рейхстага. Награждена орденом Красной Звезды. В 1944 г. на личные сбережения певицы была приобретена боевая техника для минометной батареи.

В годы войны джаз-оркестр под руководством Леонида Осиповича Утесова выступал при отправлении воинских частей на фронте, на военных кораблях, на Волховском и Калининском фронтах. Завоевали большую популярность в исполнении Утесова песни: «Дорога на Берлин» Фрадкина, «Песня военных корреспондентов» Блантера. Денежные средства от ряда концертов были переданы на постройку двух военных самолетов, получивших название «Веселые ребята». 9мая 1945 г. при огромном стечении народа Утесов выступал на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве. Награжден двумя орденами Красного Знамени.

В годы войны Клавдия Ивановна Шульженко – солистка и художественный руководитель (совместно с Коралли) Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Только за первый год войны дала более 500 концертов. Денежные сборы от ряда концертов были переданы ей в Фонд помощи детям. Она пела о любви, нежности, верности. «Хорошая песня – словно моноспектакль с большим смыслом и содержанием, с огромным накалом человеческих страстей». Среди песен в ее исполнении особую популярность получили «Давай закурим» Табачникова, «Где же вы теперь, друзья-однополчане» Соловьева-Седова.

По воспоминаниям Алексея Суркова, фронтового корреспондента, автора стихов к песне «В землянке», блюстители оптимистического духа советского воина требовали заменить в песне такие строчки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага», считая их «упадническими». У фронтовиков замена, которую пытались произвести, вызвала бурю негодования. Сурков получил от солдат письмо с такой просьбой: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте, как есть, - ведь мы-то знаем, сколько шагов до смерти»16.

В Великую Отечественную войну многие песни, созданные ранее, получили свое второе рождение. Например, «Катюша» была написана задолго до войны, в 1938 году, однако стала любимой именно в годы военного лихолетья. Говорят, что именно из-за этой песни советские солдаты прозвали страшные для немцев машины реактивной артиллерии «катюшами».

Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: «Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы «прокрутили» ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»?! Не бывать этому! Надо отобрать у них «Катюшу»!.. В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – «Катюша» (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим»17.

Григорий Максимович Плотниченко среди других студентов Краснодарского музыкального училища добровольно ушли на фронт, участвовал в боях на разных участках Крымского и Воронежского фронтов, был тяжело ранен, врачи ампутировали ему правое предплечье. Но он не пал духом, не вышел из строя. Одна за другой появляются его песни о событиях грозных военных лет, о подвигах русских людей: «Гвардейцы-минометчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет» и др. Летом 1943 года Плотниченко возвращается в Краснодар, продолжает обучение в музыкальном училище, участвует в шефских концертах в военных госпиталях. Песни молодого композитора получают известность.

Уникальность художественной культуры рожденной в годы сражений, ощутима в музыке серьезных жанров: симфониях (5-я симфония С.Прокофьева, 2-я Т.Хренникова, 2-я А.Хачатуряна). В фильмах, посвященных войне, музыка приобретала самодовлеющее значение, выражая обобщенно-симфоническими средствами основной драматургический конфликт фильма. Такова музыка С.Прокофьева к фильму «Моя Украина», Г.Попова - к фильму «Она защищает родину», Д.Шостаковича - к фильму «Зоя» и А.Хачатуряна - к фильму «Человек № 217», где даны ярко художественные, контрастные образы двух миров: с одной стороны - образы Родины, ее славных героев, а с другой - фашистских захватчиков.

В блокадном Ленинграде Д.Д.Шостакович работал над Седьмой симфонией. По словам композитора, он хотел запечатлеть в музыке «образ нашей сражающейся страны». В августе 1942 года симфония была впервые публично исполнена в осажденном городе. В ленинградском радиокомитете имелось всего 15 музыкантов, а требовалось не менее 100, но артисты с честью вышли из трудного положения. В июле 1942 г. под управлением известного дирижера А.Тосканини Седьмая симфония впервые прозвучала в США.

На титульном листе Седьмой симфонии Д.Д.Шостакович написал: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - я посвящаю свою Седьмую симфонию».

Артисты Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко составили фронтовой театр музыкальной комедии, спектакли которого пользовались у бойцов огромным успехом. Прославленные артисты Большого театра В.В.Барсова, М.Д.Михайлов, Е.К.Кругликова, известный квартет им.Бетховена часто выезжали на фронт; популярными были так называемые окопные ансамбли, выступавшие на переднем крае.

Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история. За четыре года боев на фронтах с выступлениями побывало 42 тысячи артистов, которые дали более 1 млн концертов. В них приняли участие такие знаменитости, как балерина Г.С.Уланова, киноактер Н.К.Черкасов, оперные певцы С.ЯЛемешев и И.С.Козловский.

На Кубани приоритетное место было отведено мобильным формам работы: организация культповозок, агитфургонов, театров миниатюр, библиотечек-передвижек, выездных выставок. Центр деятельности кубанской интеллигенции переместился на передовую линию фронта - в госпитали, на полевые станы, в рабочие коллективы. Были созданы 8 концертных бригад. На фронт ушла группа выпускников Краснодарского музучилища. Артисты Майкопского театра 6 августа 1942 г., сыграв последний спектакль, прямо со сцены ушли с советскими войсками в горы.

В те годы, когда Краснодар был оккупирован немецкими войсками, труппа Краснодарского академического театра драмы им. Горького эвакуировалась в Сочи. Артисты давали спектакли и концерты в городе, превратившемся в единый военный госпиталь. Возвратившиеся из эвакуации в освобожденный Краснодар артисты обнаружили на месте своего театра руины. В 1943 г. здание Зимнего театра было взорвано уходящими из города после годичной оккупации немецкими войсками.

Осенью 1943 г. в Москву возвратилась основная труппа Большого театра, и 26 сентября новой постановкой героико-патриотической оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» театр открыл свой сезон. Постановка спектакля совпала с освобождением от фашистских захватчиков родины великого композитора - города Смоленска.

В балетной музыке получила развитие героическая и сказочно-фантастическая тематика. Интересными и принципиально новыми спектаклями военного периода были балет С.Прокофьева «Золушка» (1941-1944 гг.), поставленный на сцене Большого театра в декабре 1945 г., и балет Ю.Юровского «Алые паруса», постановка которого была осуществлена филиалом Большого театра в Москве в декабре 1943 г.

В 1941-1945 гг. увидели свет оперы «Емельян Пугачев» (1942 г.) М. Коваля, «Суворов» (1942 г.) С. Н. Василенко, «Война и мир» (первая редакция, 1943 г.) С. Прокофьева, главным действующим лицом которых был героический русский народ. И не случайно лучшие эпизоды этих опер связаны с воплощением образа народа. Впервые опера С. Прокофьева «Война и мир» прозвучала в концертном исполнении в Москве 2 и 11 июня 1943 г. в Большом зале Московской консерватории.

Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра «Нашествие» (1943 г., режиссер И.Я.Судаков), театра имени Вахтангова «Фронт» (1942 г., режиссер Р.Н.Симонов). На сценах театров блестяще играли В.П.Марецкая, А.Н.Грибов, Д.Н.Орлов, А.Д.Дикий, А.А.Хорава, В.Н.Пашенная, М.И.Прудкин и др.

 

5. Литература в  годы Великой Отечественной войны

С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом, и основным направлением стала патриотическая тема. В июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н.Н.Асеева, М.В.Исаковского, А.А.Суркова, публицистические статьи А.Н.Толстого, А.А.Фадеева, М.А.Шолохова и других писателей и поэтов.

Огромную роль в борьбе с врагом сыграла поэзия военных лет. «Каза-лось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта», укладывать литера-туру «в узкую щель окопа», но «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа», - так оценивал роль лирики военных лет в докладе на юбилейной сессии Академии наук 18 ноября 1942 г. А. Толстой18.

В военные годы поэзия, без сомнения, была приравнена к штыку. Почти 1000 писателей ушли на фронт военными корреспондентами, политработниками, бойцами Красной Армии. Среди них - М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, А.А. Фадеев. Из-под их пера вышли сотни очерков, повестей, стихов, посвященных войне. «Мобилизованными и призванными» себя считали: А. Твардовский, А. Сурков, С. Кирсанов, И. Сельвинский, С. Щипачев, А. Прокофьев, О. Бергольц, В. Инбер, А. Жаров, И. Уткин, С. Михалков и др. Газеты публиковали поэтические письма из тыла.

Проблема роста и мужания солдата в боях была решена в повести А.А.Бека «Волоколамское шоссе», Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М.А.Шолохова «Они сражались за Родину», «Наука ненависти». Сталинградской битве посвящены повести К. Симонова «Дни и ночи» и В. Гроссмана «Направление главного удара». Во время войны были опубликованы первые главы романа А. Фадеева «Молодая гвардия». Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: «Священная кровь» Айбека, «Шиганак» Г.Мустафина, «Царь Пап» С.Зорьяна и др.

Информация о работе Культура в годы ВОВ