Культура в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение развития социальной политики в области культуры.
Задачи курсовой работы:
1)изучить аспекты социальной политики;
2)рассказать об основах и особенностях социальной политики в области культуры;
3)проанализировать эффективность мероприятий социальной политики в области культуры:
А) в России;
Б) в регионе(Мордовия);

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

В целях восполнения кадрового потенциала отрасли необходимо обеспечить совершенствование отечественной системы профессионального художественного образования, предполагающее непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования, где обучение начинается с раннего возраста. Целью художественного образования является формирование и развитие эстетических потребностей населения, создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства.

Необходимо разработать систему мер по укреплению материально-технической базы научно-исследовательских организаций культуры и обеспечить участие научно-педагогических работников высшей школы в проведении научных исследований.

Необходимо усовершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры, массовых коммуникаций и архивного дела на основании мониторинга уровня подготовки профессионального состава специалистов отрасли.

Блок 4 - Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом.

Реализация дальнейшей интеграции России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом обусловлена необходимостью сохранения национальной культурной идентичности в условиях глобализации.

В плане международного сотрудничества приоритетным направлением является укрепление позитивного образа России путем дальнейшей интеграции в мировой культурный процесс. Приоритетом остается сотрудничество с Росзарубежцентром при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Основой этого направления является подготовка и реализация международных проектов в сфере культуры, способствующих росту престижа российской культуры, формированию позитивного образа России за рубежом. Для этого необходимо активно осуществлять продвижение классического и национального искусства народов России в форме гастролей, конкурсов, выставок, фестивалей и стажировок за рубежом.

Действенным механизмом культурного влияния должно стать международное телерадиовещание как инструмент внешней государственной политики, обеспечивающий информационное присутствие России и создание ее позитивного образа на территории других государств, в первую очередь тех, где существенную часть населения составляют русскоязычные диаспоры.

В связи с этим перспективными направлениями являются:

        сотрудничество с государствами СНГ в целях поддержки соотечественников за рубежом. Стратегическое направление этого сотрудничества - сохранение единого культурного и информационного пространства СНГ, сохранение и укрепление информационного присутствия России на пространстве СНГ и стран Балтии. Особое внимание необходимо сосредоточить на поддержке русских театров, других видов творческой деятельности на русском языке;

        осуществление деятельности (в свете подписанного Соглашения о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ, а также в развитие Декларации о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ) по созданию таких новых институтов многостороннего взаимодействия в гуманитарной сфере, как учреждение Совета по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ, проведение на постоянной основе форума творческой интеллигенции государств - участников СНГ;

        взаимодействие с Европейским союзом и Советом Европы. Основой сотрудничества станет реализация четвертой "дорожной карты" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, создание Постоянного совета партнерства Россия - ЕС в области культуры, а также работа в рамках проекта "Создание культурного капитала";

        развитие и использование современных информационных технологий для дальнейшей интеграции культурных связей и формирования позитивного образа России за рубежом;

        сотрудничество с такими авторитетными международными организациями, как ЮНЕСКО, Шанхайская организация сотрудничества, Арктический Совет, АРС-Балтика, участие в работе Конференции министров культуры стран региона Баренцева моря, Конференции министров культуры стран региона Балтийского моря, в программе "Северное измерение", а также в деятельности Аудиовизуальной обсерватории и Всемирной сети по культурному наследию;

        участие в формировании стратегии построения в России информационного общества;

        сотрудничество в рамках Форума славянских культур по вопросам пропаганды российской культуры, сохранения материального и нематериального культурного наследия, сохранения культурного многообразия.

Таким образом, основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года являются:

        сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России;

        сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России;

        совершенствование отечественной системы художественного образования и науки;

        дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Гос. политика в области сохранения музейных фондов

Согласно Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного и национального развития Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, статья 71).

В число конституционных обязанностей Правительства Российской Федерации входит обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, а также управление федеральной собственностью (Конституция Российской Федерации, статья 114).

Таким образом, сохранение культурного наследия страны является конституционной обязанностью государства в лице Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что ни в одном из законодательных и иных нормативных правовых актов не сформулированы основные направления единой государственной политики в области культуры в целом и по вопросам Музейного фонда Российской Федерации в частности.

Имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры.[5]

К числу важнейших направлений музейной деятельности относится проблема сохранения Музейного фонда Российской Федерации, включающая в себя комплекс мер юридического, организационного и технического характера.

В круг полномочий Минкультуры России (в части, касающейся культурных ценностей) входит принятие следующих нормативных правовых актов:

- Перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения;

- Единые правила и условия учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;

- Порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда Российской Федерации, а также деятельности музеев в Российской Федерации.

Отсутствие утвержденного Минкультуры России порядка включения музейных предметов и музейных коллекций в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации привело к тому, что музеи в своих уставах самостоятельно определяют принадлежность музейных предметов к Музейному фонду Российской Федерации.

Следует отметить, что в Минкультуры России сложилась устойчивая практика руководства музейной подотраслью путем издания инструктивных писем и методических указаний, которые не относятся к категории ведомственных правовых актов, и, следовательно, их исполнение не является обязательным. Необходимо отметить, что данные письма рассылаются по системе Минкультуры России и Роскультуры и не всегда размещаются в общедоступных справочно-правовых системах «Гарант» и «Консультант», а следовательно, не становятся известными значительному числу работников музеев, находящихся в ведении других федеральных органов исполнительной власти и государственных общественных организаций (например, Российской академии образования и Российской академии наук).

Реализация одной из приоритетных задач музеев Российской Федерации - сохранения Музейного фонда Российской Федерации в части обеспечения юридической и физической сохранности предметов и музейных коллекций - осуществляется государственными музеями, иными государственными учреждениями, которым переданы в оперативное управление музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Решение этой задачи достигается осуществлением следующих мероприятий:

1. Организация системы юридической защиты путем хранения информации о музейных предметах. Система включает комплекс документов по учету музейных предметов и музейных коллекций, связанных со структурой фондов и ссылками обработке, а именно:

- книги поступлений, в которых регистрируются музейные предметы в соответствии с решениями экспертных фондово-закупочных комиссий музеев об их принадлежности к музейным предметам основного фонда и научно-вспомогательным материалам в зависимости от их музейной значимости. Каждый предмет при этом получает личный (неповторяющийся) номер;

- инвентарные книги, в которых музейные предметы основного фонда учитываются по видам коллекций в зависимости от материала музейных предметов и их смыслового назначения. Предметы каждой коллекции регистрируются в инвентарных книгах с присвоением буквенных шифров.

2. Организация системы физического хранения музейных предметов, включающей комплекс мер технического и организационного характера: создание специальных помещений для хранения музейных предметов и музейных коллекций; оснащение хранилищ оборудованием для поддержания соответствующих климатических условий, специальной мебелью, системами пожарно-охранной сигнализации, замками, пропускными режимами, а также проведение реставрационных и профилактических работ с музейными предметами.

В полномочия Росохранкультуры, помимо государственного контроля за состоянием Музейного фонда Российской Федерации, входит государственный контроль за:

- вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей;

- сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации;

а также:

- аттестация экспертов по культурным ценностям;

- обеспечение экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза;

- принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, выдачей юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза с территории Российской Федерации;

- заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации договоров о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими о временном их вывозе;

- оказание содействия законным собственникам в восстановлении их прав на культурные ценности при незаконных вывозе, ввозе культурных ценностей и передаче права собственности на них в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, содействием возвращению культурных ценностей в Российскую Федерацию в случае незаконного вывоза;

- регистрация культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными и другими правоохранительными органами, обеспечением временного их хранения, проведения экспертизы, а также публикацией информации о них с целью уточнения права собственности;

- регистрация фактов пропажи, утраты, хищения культурных ценностей, организацией и обеспечением оповещения государственных органов и общественности в Российской Федерации и за ее пределами об этих фактах;

- осуществление в установленном порядке проверки деятельности юридических и физических лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности службы.[6]

Заключение

Итак, социальная политика – это система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Информация о работе Культура в современном мире