Культура в 50 - 90 -х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:18, реферат

Краткое описание

Образование . В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. Число средних школ в 1951-1958 гг. увеличилось и достигло 30,7 тыс., в них обучалось более 16 млн. учащихся. Возросло число учащихся старших классов. В 1958 г. был принят закон, который был призван укрепить связь школы с жизнью. Вместо семилетнего образования вводилось всеобщее восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1970/71 учебном году около 92% подростков продолжали обучение после окончания восьми классов.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура в 50.docx

— 21.28 Кб (Скачать файл)

Культура  в 50 - 90 -х гг.

        Образование . В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. Число средних школ в 1951-1958 гг. увеличилось и достигло 30,7 тыс., в них обучалось более 16 млн. учащихся. Возросло число учащихся старших классов. В 1958 г. был принят закон, который был призван укрепить связь школы с жизнью. Вместо семилетнего образования вводилось всеобщее восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1970/71 учебном году около 92% подростков продолжали обучение после окончания восьми классов.

     В 1956 г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении, а в 1957 г. были изменены правила приема: правом преимущественного поступления пользовались лица, имеющие трудовой стаж после окончания средней школы и демобилизованные из рядов Советской Армии. В 1970 г. в высших учебных заведениях обучалось 4,6 млн. студентов, что было в два раза больше, чем в 1958 учебном году. По численности специалистов с высшим образованием СССР занимал одно из ведущих мест в мире. Вместе в тем качество подготовки специалистов во многом не отвечало требованиям времени и мировому уровню.

      Наука. Государство оказывало поддержку и содействие развитии науки, в том числе разработкам оборонного значения и космическим исследованиям. В системе АН СССР были созданы десятки научно- исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках: в 1951 г. созданы Академии наук в Таджикской и Туркменской Сер, в 1954 г. - в Киргизской Сер, в системе Академий наук Узбекистана и Казахстана начали функционировать институты ядерной физики. Научные центры оснащались новейшей исследовательской аппаратурой. Так, в распоряжение Объединенного института ядерных исследований в г. Дубне был предоставлен крупнейший в мире синхрофазотрон на 10 млрд. электроновольт для изучения атомного ядра. Были также созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток).

     В целях  поощрения выдающихся работ в  области науки и техники в 1950 г. было восстановлено ежегодное присуждение Ленинских премий.

     Советские  ученые добились выдающихся успехов  в области естественных наук. В области физики атомного ядра трудились И. В. Курчатов (1903-1960), А. И. Алиханов (1904-1970), И. Е. Тамм (1895-1971), А. Д. Сахаров (1921- 1989) и др. Академики Л. А. Арцимович (1909-1973), М. А. Леонтович (1903- 1981) вели исследования по термоядерному управлению. Достижения ученых в области ядерной физики дали возможность стать СССР первой в мире страной, использующей атомную энергию в мирных целях, для получения промышленной энергии. Развитию естественных наук служили теоретические работы Н. Н. Боголюбова (1909-1992), Л. Д. Ландау (1908-1968), М. В. Келдыша (1911-1978), М. А. Лаврентьева (1900-1980), С. Л. Соболева (1908-1989).

     Огромны  были достижения ученых в области  теории реактивного движения  и создания реактивных двигателей. В 1957 г. ученые под руководством С. П. Королева (1906/07-1966) создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г. в космос поднялся первый человек - К). А. Гагарин (1934-1968). Была открыта эра освоения космоса. В 60-80-х гг. в СССР было произведено множество запусков пилотируемых космических кораблей.

     В 60-х  гг. академики В. И. Векслер  (1907-1960) и Г. И. Будкер (1918-1977) разработали принципиально новые направления ускорительной техники для использования элементарных частиц. Группой ученых под руководством Г. Д. Флерова (1913-1990) был открыт 102-й трансурановый элемент и синтезирован 104-й элемент периодической системы Д. И. Менделеева. В области квантовой электроники Н. Г. Басов (р. 1922) и А. М. Прохоров (р. 1916) осуществили работы, которые позволили создать квантовые генераторы. За эти разработки они были удостоены Нобелевской премии в 1964 г. Теоретические и экспериментальные исследования физики нейтрино и слабых взаимодействий были выполнены академиком Б. М. Понтекорво (1913-1993). И. М. Лившиц со своими учениками создал новое направление в электронной теории металлов. Ученые Р. В. Хохлов (1926-1977) и С. А. Ахманов (1929-1991) внесли большой вклад в развитие нелинейной оптики, изучающей влияние среды на характер оптических явлений при высокой интенсивности света, а также топографии, позволяющей получить объемные изображения предмета.

     Получила  дальнейшее развитие биологическая наука, хотя ей был нанесен серьезный ущерб «исследованиями» Т. Д. Лысенко (1898-1976). П. П. Лукьяненко (1901-1973) создал перспективный сорт озимой пшеницы «Безостая- 11»; В. С. Пустовойт (1896-1971) - сорт подсолнечника, отличающийся высокой масличностью; М. И. Вольский открыл свойство животных и растений усваивать азот из атмосферы; за работу по развитию хромосомной теории мутаций был удостоен Ленинской премии академик Н. П. Дубинин.

     Крупных успехов достигли ученые в медицине: хирургическое лечение сердечно-сосудистой системы - А. А. Вишневский (1906-1975), А. М. Амосов (р. 1913), К. Н. Куприянов (1893-1963); лечение туберкулеза - Л. К. Богуш, получение препарата для лечения полиомиелита - А. А. Смородинцев (1901- 1986), М. П. Чумаков (1909-1973В художественной культуре возникла тема ответственности за злодеяния перед человечеством.

     Градостроительство. В 40-х - начале 50-х гг. в различных точках Москвы впервые в стране были возведены высотные здания-. административное здание на Смоленской площади, жилые здания на Котельнической набережной и площади Восстания, Московский государственный университет.

      Литература. Об оживлении в художественной культуре говорило также возрастание сети культурно-просветительских учреждений, увеличение количества издаваемых книг, газет, журналов и их тиражей. Появились новые литературно-художественные журналы: «'Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник», возродилось издание журнала «Иностранная литература», который давал возможность советским читателям знакомиться с произведениями зарубежных авторов.

     В литературной  и общественной жизни большую  роль играл журнал «Новый мир», которым руководил замечательный  поэт А.Т. Твардовский (1910- 1971), автор поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете», «Дом у дороги», прозы «Родина и чужбина». Страницы журнала предоставлялись литературе демократического характера. Впервые на страницах журнала была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

     В литературе  появились значительные произведения, в которых советская действительность  находила правдивое отражение:  «Русский лес» Л. Леонова, «Районные будни» В. Овечкина, «Судьба человека» М. Шолохова.

     Развитие поэзии 50-бО-х гг. было связано с именами Р. Гамзатова (р. 1923), Б. Ахмадулиной (р. 1937), Е. Евтушенко (р. 1932), Р. Рождественского (1932-1994).

     Н. С.  Хрущев (1894- 1971) считал возможным  учить писателей, художников, как  им работать.

     «Разоблачение отступления» (роман «Не хлебом единым» В. Д. Дудинцева, 1956) и Б. Л. Пастернака (роман «Доктор Живаго», опубликован за рубежом в 1957, Нобелевская премия 1958 г.) от социалистического реализма отразило стремление консервативных сил не допустить инакомыслия, сохранить диктат административно-бюрократического руководства над культурой и искусством.

      Неравную  борьбу за духовное освобождение  общества вел А. И. Солженицын, первые произведения которого («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка») вызвали широкий отклик общественности, стали началом переворота в сознании людей.     Становились известными читателю произведения В. Шаламова (1907-1982) - «Колымские рассказы», сборники стихов «Огниво», «Дорога и судьба», Е. Гинзбург (1906-1977) - «Крутой маршрут», А. Т. Марченко (1938-1984) - «Мои показания», «От Тарусы до Чуны».

     Спектакли  московских театров «Современник»  и «Таганка» воспринимались как  протест формирующемуся неосталинизму.

          Деятели культуры, выражавшие открыто  протест против казарменного  строя, пытавшиеся заставить общество  думать, оказывались в тюрьмах  или в эмиграции. Так, за  пределами Родины в разные  годы оказались писатели А. Солженицын, А. Зиновьев, В. Максимов, В. Некрасов, В. Аксенов, кинорежиссер А. Тарковский, поэт И. Бродский, музыкант М. Ростропович, певица Г. Вишневская и др.

Пришло и новое  поколение писателей, чьи произведения быстро находили своего читателя: Ю. Бондарев («Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина»), В. Распутин («Деньги для Марии», «Последний срок»), Ф. Абрамов (трилогия «Пряслины») В. Астафьев («Кража», «Царь-рыба», «Последний поклон», «Печальный детектив» и др.)

     В 60-80-x гг. появляется новое поколение  художников со своими темами и художественными приемами: М. Савицкий, Т. Салахов, И. Глазунов, А. Шилов, братья А. и С. Ткачевы и др.

     Развивалось  музыкальное искусство. Это были  произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные  произведения, романсы, песни. Созданные  оперно-балетные сочинения означали  качественно новый этап в  музыкальной культуре. Д. Кабалевским была написана опера «Тарас Бульба», С. Прокофьвым - «Война и мир», А. Петровым - «Петр Первый», Л. Жигановым - «Муса Джалиль». Балеты К. Караева «Семь красавиц», А. Хачатуряна «Спартак», Р. Глиэра «Медный всадник», В. Гаврилина «Анюта» стали классикой.

     В 60-80-х  гг. были созданы балетные спектакли, которые отличались глубоким воспроизведением образов героического и комедийного, лирического и драматического. Это «Легенда о любви» А. Меликова, «Спартак» А. Хачатуряна, «Иван Грозный» на музыку С. Прокофъева, «Макбет» К. Молчанова, «Икар» С. Слонимского. Молодые балетмейстеры Ю. Григорович, О. Виноградов, В. Васильев, Б. Эйфман и другие, развивая лучшие достижения предыдущих периодов, содержание и новые средства выражения, создали своеобразные неповторимые балетные спектакли.

     Огромную  популярность приобрели артисты Е. -Максимова, И. Колпакова, Н. Бессмертнова, В. Васильев, М. Лиспа, М. Сабирова, Н. Павлова и др. Владея современной техникой, высоким профессионализмом, они утверждали славу русского хореографического искусства.

Информация о работе Культура в 50 - 90 -х гг.