Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:22, реферат
С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.
На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.
Введение……………………………………………………………….3
1. Особенности "речной цивилизации" и основные периоды ее развития. …………………………………………………………….…… ………….4
2. Устройство египетского общества, его социальная структура. ………5
3. Наука, техника, сельское хозяйство Египта. Письменность, иероглифы. ……………………………………………………………………………...7
4. Религия и мифология египтян. Заупокойный культ………………… ..11
5. Искусство Древнего Египта: архитектура (пирамиды и храмы), живопись, скульптура. ……………………………………………………………13
Заключение……………………………………..………………………………..15
Библиографический список………………………………………………….…16
Залежи медной руды еще в раннюю эпоху привлекли внимание египтян к Синайскому п-ову, и добыча меди в большом количестве на синайских рудниках стала процветающей отраслью древнеегипетского хозяйства. Добывали на Синае и бирюзу. Золото и в меньшем количестве серебро египтяне получали из юго-восточной пустыни и Нубии. Своего железа Египет не знал, и оно почти не применялось в производстве и обиходе. В Египете было обнаружено несколько кусков метеоритного железа; некоторые изделия из этого металла были привезены сюда из других стран. В гробнице Тутанхамона найден изящный железный кинжал с золотой рукояткой. Грузы разнообразных иноземных товаров доставлялись в Египет из Западной Азии, с Кипра, Крита, из верховьев Нила и с восточного побережья Африки. Специальные экспедиции отправляли по Красному морю к берегам современного Сомали для покупки предметов роскоши и благовоний (ладана, мирры и др.), необходимых для богослужений.
На шахтах и рудниках работали в основном пленные иноземцы. На этих и других общественных работах, требовавших приложения больших физических сил, нередко использовались подразделения египетских войск. Вероятно, существовало и рабство, но о положении и правах рабов сохранилось мало сведений.
Ремесленники - столяры, плотники, каменотесы, а также зодчие, скульпторы, живописцы, ювелиры Древнего Египта были невпревзойденными мастерами. Самые выразительные образцы их мастерства демонстрируют сокровища из гробницы Тутанхамона.
Письменность, иероглифы
Египтяне были искусными рисовальщиками. Они необычайно точно и тонко рисовали различные предметы, вещи, людей. Можно подумать, что египтяне изначально рисовали и записывали свои мысли иероглифами.
Начнём с того, что принимается за иероглиф. Иероглиф это система письма, принятая в Древнем Египте, сочетавшая черты идеографического и фонетического письма.
Слово иероглиф происходит от древне – греческого hieroglyphe (иероглифика грамота) — священно вырезанные письмена. Сами египтяне называли свою письменность «письмо слова бога».
Иероглифы бывают разные. У каждого написанного иероглифа имеется транслитерация на коптский язык. В свою очередь коптский это ещё одна ветвь ( причём самая первая) египетской письменности.
С самого начала все знаки письменности Древнего Египта были довольно сложные. Их сложно было воспроизвести с точностью, как исходный вариант, но так как система письма этого типа являлась довольно сложной и требовала немалого художественного таланта, спустя некоторое время знаки были упрощены до самых необходимых контуров.
Так возникло иератическое письмо. Им пользовались главным образом египетские жрецы, делая надписи в храмах и на гробницах. В последний период появилось демотическое письмо, т. е. народное. Оно состояло из черточек, дуг и кружков, было легким в написании, хотя распознать в нем.
По внешнему облику иероглифы Древнего Египта представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Иероглифы или прямо «изображали» слово, например, изображение быка, означало слово «бык», или косвенно намекали на содержание слова, например, изображение палицы – оружия соседних племен – означало название их страны «Ливия». Первые иероглифы носили явно картиночный характер.
Всего известно до 5000 разных египетских иероглифов, однако в каждую эпоху использовалось не более 700-800. Среди египетских иероглифов различают:
К своим богам египтяне обращались на особом, священном языке – он, собственно, и был языком первых иероглифов.
Вообще, все известные мировые культуры опираются на использование символического значения букв – как в их графическом, так и в фонетическом значениях. В ряду алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывалось её очертание. В наши дни так рисуют детские азбуки, для наглядности изображая букву А в виде арбуза, а букву Я – в виде яблока. Изучение символики букв позволяет распознавать связи, лежащие в основе иероглифов, священных преданий, космогоний.
Предания решительно всех народов, которым была свойственна собственная письменность, указывают, что она была дарована людям богам. Древние египтяне просто называли свои иероглифы «языком богов».
Религия и мифология египтян. Заупокойный культ.
Мифология и религия Древнего Египта
Египетская мифология была, по-видимому, очень богата, но до нас дошла сравнительно небольшая ее часть. В ней отразились религиозные представления египтян. Мифология лает возможность лучше всего проследить постепенное развитие самой египетской религии, ее последовательные наслоения, а также выделить в ней местные культы, боровшиеся между собой за преобладание.
Космогонических мифов у египтян было, видимо, много, и они противоречили один другому. Возможно, что в каждой местности существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Древнейший из таких мифов, дошедший до нас, содержится в Мемфисском богословском трактате, относящемся, как считают, ко времени 3-й или 4-й династии, когда Мемфис был столицей. В этом трактате создание мира приписывается местному богу Птаху (Пта), который вытеснил Гора, Тота и других богов и как бы сам создал их: «И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела (статуи) по желанию их сердец...». Птах выполняет здесь, таким образом, функции не только творца и демиурга, но и культурного героя.
Гелиопольское же жречество приписывало создание мира своему солнечному богу Ра (Атуму). Гелиопольская космогония представляет собой, следовательно, цепь олицетворении, соединенных идеей взаимного порождения и магического творения. Здесь есть известная доля и эволюционной идеи. По другому мифу, Геб и Нут, земля и небо, вначале были плотно слиты и держали друг друга в объятиях. Бог Шу (воздух) отделил их друг от друга, подняв Нут высоко вверх. Сохранилось наглядное изображение этого мифа
В мифологических олицетворениях явлений природы у египтян одно из первых мест вообще занимает солнце. Солярные мифы египтян были очень разнообразны. В одном мифе солнце в образе великого кота борется с огромным змеем. Содержание другого мифа -- борьба Ра (солнце) с подземным змеем Апопом -- отражает, конечно, суточное движение солнца и его нисхождение за западный горизонт. Ходячее мифологическое представление египтян заставляло солнце совершать свой ежедневный путь в б арке (ведь лодка была вообще главнейшим средством передвижения в Египте, стране, вытянутой вдоль узкой долины реки). Олицетворялось солнце и в виде разных животных: жука-скарабея, сокола, змеи, кота, ранее уже говорилось о мифологической связи дневного светила с космогонией, а также с представлениями о загробной жизни.
Заупокойный культ
Египтяне верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии. Благодаря ней установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из них была строгая система композиционных и иконографических правил, получивших название "канона". В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как усыпальницы. В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных двойников покойных, убежищ для их бессмертных душ – "Ка". Внутри стены гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев и рассказавшими об их подвигах в жизни. Бессмертие было обещано тем душам, которые Осирис, верховный судья, признает праведными. Эти души должны были вернуться в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой следовало небытие. Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском похоронном требнике – «Книге мертвых».
Эта священная книга,
которая должна была находиться в
каждом гробу, состояла из гимнов, молитв
и разных похоронных обрядов. Глава
вторая этой книги вся посвящена
жизни, начинающейся после смерти, а
глава сорок четвертая ясно и
определенно говорит о том, что
эта новая жизнь будет
Искусство Древнего Египта: архитектура (пирамиды и храмы), живопись, скульптура
В древнем Египте размышляли
о значении ремесла, учёбы и искусстве.
Искусство имело высокий
Египтяне верили ,что душа умерших людей
живет дальше и иногда посещает их. Поэтому
они тщательно охраняли тело умершего
и хранили его в крепком сооружении. Консервативными
мумификационными материалами были различные
масла, глина, песок, смола, опилки, шерсть,
духи и лук. На сердце умершим ложили омулет,
который был сделан из камня, дерева или
металла,а так же на них ложили украшения
и дорогие вещи.
АРХИТЕКТУРА - это одна основная ветвь
культуры древнего Египта.
С древних времён Египет привлекал путешествеников,
школьников, внешние соседние страны.
Греки египедской цивилизации удивлялись
ее памятникам и характеру жизни, восхищалисьуму
и воображению. Две большие пирамиды Хеопса
и Хефрена - причисленны к семи чудесам
света. Заинтересованность Египтом началась
во времена Ренесанса. Изучение памятников
Египта началось только в 19 веке, после
того когда, посетившие его участники,
наполеоновской экспедиции выпустили
собрание "Описание Египта" (1798-1801),
а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822г. огласил
работу, помогшую читать иероглифы. Примите
к сведению, что только археологические
раскопки помогают воссоздать и понять
жизнь и искусство Древнего Египта. Большое
значение имело чтение текстов написанных
иероглифами, которые помогли понять историю,
ремесло, культуру и искусство Древнего
Египта.В этот край приезжали грабители,
они уничтожали памятники, а краденные
произведения искусства продавали в музеи
европейских стран.
В живописи и рельефах, прежде всего, бросается в глаза то обстоятельство, что голова, руки и ноги человеческой фигуры изображены в профиль, а тело - анфас. Это наиболее характерный силуэт древнеегипетского искусства. Древние египтяне не знали законов перспективы, и в многокомпонентных изображениях фигуры часто перекрывают одна другую.
Скульптурные изображения так же достаточно условны по пластике и представляют собой вид предмета спереди. Изобразительное искусство тесно связано с архитектурой. Его произведения хорошо вписываются в строгую церемониальность зданий.
В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия».
С момента возникновения скульптуры установились принципы, определявшие приемы изображения. Эти принципы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений. Все египетские скульптуры, независимо от их размера, отвечали одним и тем же изобразительным законам, главные из которых сводились к следующему. Первое: всякая скульптура создается для того, чтобы быть созерцаемой исключительно с фронтальной стороны. Второе: основные объемы скульптуры должны распределяться симметрично относительно вертикальной оси.
Египетские скульпторы начинали свою работу с того, что из каменных глыб изготавливали призмы правильной формы. На лицевой стороне призмы намечалась сетка, которая служила разметкой при изготовлениии фигуры. Эта сетка чертилась с двух сторон блока — в фас и в профиль. Исходя из этих двух чертежей и высекалась скульптура.
Заключение
Таким образом, проследив развитие искусства Древнего Египта, мы можем сделать некоторые выводы относительно его культуры. Древнейшая цивилизация Востока была египетская – на Ниле. Здесь впервые появились различные науки, литература, философская мысль, изобразительное искусство, и, наконец, письменность. Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства.
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа.
Развитие архитектуры и
Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды- получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него- европейским. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.