Культура древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:22, реферат

Краткое описание

Китайская культура – одна из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к V-III тыс. до н.э. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека — синантроп, существовавший около 400 тыс. лет назад. При этом цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте, Шумере и Индии, а именно во II в. до н.э. До середины I тыс. до н.э. китайская цивилизация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций.
Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью.

Содержание

1.Введение…………………………………………………...…3
2.Общая характеристика…………….……………………...…4
2.1Культ природы………………………………….………..4
2.2Культ предков…………………………………………....5
3.Философско-религиозные системы Китая………………....6
3.1Даосизм………………………………………………..….6
3.2Моизм……………………………………………………..8
3.3Конфуцианство…………………………………………...8
3.4Буддизм……………………………………………….….10
4. Нормы повседневной жизни……………….……….……...10
5.Основные достижения культуры Древнего Китая…..........11
5.1Письменность…………………………………………....11
5.2Художественная культура………………………………12
5.3Скульптура…………………………………………..…...13
5.4Живопись………………………………………………....13
5.5Изобретение книгопечатания…………………………...13
5.6Художественный промысел…………………………….14
5.7Наука……………………………………………………..14
6.Заключение…………………………………………………..16
7.Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Культура древнего Китая..docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА

ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по культурологии на тему:

«Культура древнего Китая.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 5 курса

Меньшова О. И.

 

 

                                        

 

                                                    Нижний Новгород 2014

 

 

Содержание:

1.Введение…………………………………………………...…3

2.Общая характеристика…………….……………………...…4

2.1Культ природы………………………………….………..4

2.2Культ предков…………………………………………....5

3.Философско-религиозные  системы Китая………………....6

3.1Даосизм………………………………………………..….6

3.2Моизм……………………………………………………..8

3.3Конфуцианство…………………………………………...8

3.4Буддизм……………………………………………….….10

4. Нормы повседневной  жизни……………….……….……...10

5.Основные достижения культуры  Древнего Китая…..........11

5.1Письменность…………………………………………....11

5.2Художественная культура………………………………12

5.3Скульптура…………………………………………..…...13

5.4Живопись………………………………………………....13

5.5Изобретение книгопечатания…………………………...13

5.6Художественный промысел…………………………….14

5.7Наука……………………………………………………..14

6.Заключение…………………………………………………..16

7.Список литературы……………………………………….....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

1.Введение.

 

Китайская культура – одна из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к V-III тыс. до н.э. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека — синантроп, существовавший около 400 тыс. лет назад. При этом цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте, Шумере и Индии, а именно во II в. до н.э.  До середины I тыс. до н.э. китайская цивилизация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций. 

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. 
Культура древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития китайской цивилизации и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2.Общая характеристика

 
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.  
Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Цинь восходят европейские

названия Китая со времен античности: лат.– sinae, фр.– chine, англ.– china.

Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый

социальный и полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь — это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. Таким образом у китайцев были распространены культ природы и культ предков.

 

 

2.1.Культ природы.

 

В китайской мифологии часто встречается обожествление неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается персонифицировано как наивысший правитель (шанди), но чаще он представляется словом «небо» (тянь).

Широко был развит  культ земли и гор. Этот древний культ гор связан с рельефом самой местности и с хозяйственным бытом того времени, когда древнейшие предки китайцев кочевали от гор к рекам, проводя лето на горах, а зиму в степи. В Китае долго существовала форма особых гаданий, связанных с землей (геомантия). Наряду с этим китайцы обоготворяли солнце, луну, планеты и

 

4

звёзды, реки и деревья.

Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причем культу этого божества был придан не столько сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. В понятие «добродетель» (дэ) включался сакральный оттенок высшего соответствия (главным образом правителя, олицетворявшего народ) божественным установлениям, внутренней божественно-детерминированной силе. Только имея «дэ», правитель имел право управлять; теряя его, он терял это право.

Итак, чжоуское Небо (тянь), вобрав часть функций Шанди, стало не столько даже верховным божеством, сколько высшим олицетворением разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Выдвинув на передний план в этом культе его рациональное начало, чжоусцы еще более усилили рационалистический акцент, уже имевшийся в практике верований и культов у иньцев.Культ Неба стал главным в Китае, чжоуского правителя стали считать

сыном Неба, а китайскую империю – Поднебесной.

Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божественным. Небо откликалось на проступки императора стихийными бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок – космический и нравственный.

Подобная религиозная система позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен, и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.

 

 

2.2.Культ предков.

 

Культ предков, известный многим народам мира, восходит к архаическому культу мертвых. Еще протокитайцы эпохи неолитических культур Яншао и Луншань верили в загробный мир, где душа умершего пребывает после смерти. Вероятно, уже в первобытную эпоху у далеких предков китайцев сложились зачатки представлений о том, что души умерших, обитающие в ином мире, способны оказывать влияние на судьбы живущих в этом мире. 
В эпоху Шан-Инь (XVI—XI вв. до н. э.), пришедшей на смену первобытности, культ мертвых приобретает главенствующее (если не сказать гипертрофированное) значение. Содержимое богатых усыпальниц иньских правителей свидетельствует о значительном социальном расслоении в период зарождения китайской государственности. Оружие, боевые колесницы с лошадьми, утварь, драгоценности служат их непременным атрибутом. Множество людей из близкого окружения усопшего правителя — жены, наложницы, слуги — были погребены вместе с ним:

 

5

правитель нуждался в их услугах и в загробном мире. Социальные различия привели и к глубоким сущностным изменениям в самом содержании культа предков, отныне ставшем сердцевиной религиозной жизни китайцев. В эпоху Шан-Инь покойный правитель-ван не только сохранял, но и значительно повышал свой прижизненный статус, приобретая власть над мирами людей и духов.

Культ предков приобретает всеобъемлющее социальное значение: добродетельный сын — от простолюдина до императора — посвящает свою жизнь служению родителям при их жизни и после смерти. Устойчивость такой вертикали является залогом должного устройства и социального порядка в государстве, объединяющем отдельные семьи в единую огромную семью. Преданный сын — верный подданный есть основа такой конструкции. Так конфуцианство преобразовало религиозный культ в социальную доктрину, придав ей универсальное значение и государственный статус. 
Почтение к родителям затмило все иные отношения в китайском обществе. Китайское письменное наследие — от мифов, легенд, поэм и драм до династических историй и официальных документов — переполнено

назидательными сюжетами, воспевающими сыновнюю почтительность. Некоторые

из этих образцов способны эпатировать нашего читателя, но отнюдь не китайца, воспитанного в сыновнем послушании и служении родителям. Так, один бедняк не мог прокормить одновременно и престарелую мать и малолетнего сына. Посоветовавшись с женой — мол, сына они могут иметь другого, а матери другой не будет, — он продал сына. Потом бедняк копал яму и выкопал сосуд с золотом и надписью, гласящей, что Небо награждает его за сыновнюю почтительность.

Священная обязанность почтительного сына — должным образом упокоить бренное тело родителя. Похоронные обряды и церемонии подробнейшим образом изложены в канонической “Книге установлений” и неукоснительно исполнялись в традиционном китайском обществе

 

 

3.Философско-религиозные системы Китая.

 

В середине I тыс. до н. э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, моизм и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавился буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Поднебесной — таково было название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев до сих пор.

 

 

3.1.Даосизм

 

Даосизм возник на рубеже VI — V вв. до н. э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Главное слово в этом труде дао, что буквально означает путь. Этим словом обозначали также и другие понятия:

правило, порядок, смысл, закон и т. д. Дао вечно единое, неизменное,

 

6

непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей:

Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо — от дао, а дао — от себя самого.

Дао — это единый объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир в представлении даосов состоит из мельчайших, неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении: «Неполное становится полным, кривое — прямым, ветхое — новым». Таким образом, в мире все бесконечно переходит в свою противоположность. Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.

Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Все явления и человек, и вещь в кругах бытия равны. Поэтому удел человека — пассивное созерцание естественного хода

событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали

отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория — основной принцип даосизма.

Лао-цзы утверждал, что все в мире зависит от дао, а не от«божественной воли» или каких-либо сверхъестественных сил. Не отрицая существование богов, он считал их всего лишь порождением дао. Даосы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения небу, земле, рекам, горам, другим обожествленным явлениям природы

Дао — источник всего существующего в мире — духовное начало.Его невозможно постичь ни зрением, ни слухом, ни осязанием. Все видимое бытие несоизмеримо ниже дао. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали древние даосы, материализуется в дэ — достоинстве человека.

Центральная проблема доктрины даосизма — учение о бессмертии. Создание такого учения стало важнейшей целью даосизма в силу того,что в древнекитайской философско-религиозной мысли проблема бессмертия души была в целом разработана слабо. Даосы создали свое учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао-цзы и его ближайших последователей (в частности, Чжуан-цзы) принято обозначать как философский даосизм.

В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь — это иллюзия, а смерть —это возвращение к дао — истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даоская«наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

Информация о работе Культура древнего Китая