Культура древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы является – рассмотреть древнеримскую культуру.
В данной работе поставлены следующие задачи:
- Изучить особенности древнеримской культуры;
- Искусство и архитектура древнего Рима.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………...4
2 ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА………………………………………………….6
3 АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА……………………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме

(I в. до  н. э)-- уникальный образец раннего  завершенного римского храма  типа псевдопериптера с замкнутой  фронтальной осевой композицией. Г

Имперский период

архитектура древний рим республиканский

В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической  республики превратилось в империю. Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник  Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хотя и «первым среди равных» -- принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев --Клавдиев и Флавиев.

При Августе  был создан Алтарь Мира -- памятник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев. Алтарь представлял собой самостоятельное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент, как правило, изломанная под прямым углом линия). Нижний изображал застилающие всё поле стебли, листья и завитки Древа Жизни с птичками и разной живностью на нём; верхний представлял торжественное шествие, включавшее членов императорского дома. Царит греческая изокефалия (головы изображённых находятся на одном уровне), однако в группу вторгаются оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельные персонажи изображены оборачивающимися, они как бы обращаются к зрителю (что было неприемлемо для классического греческого памятника).

Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев  и Траяна) -- время создания грандиозных  архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.

Рядом с древним  республиканским форумом были возведены  предназначенные для торжественных  церемоний форумы императоров (Форум  Траяна и др.), стремившихся увековечить  себя пышными сооружениями. Строились  многоэтажные дома -- они определили облик Рима и других городов империи. До сих пор поражают своим суровым величием развалины гигантских дворцов цезарей на Палатине (I в. н. э.).

Большое место  в жизни римлян занимали зрелища. Театры и амфитеатры характерны для  античных городов. Еще в период поздней  республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением.

В 70--80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр  Флавиев, получивший название Колизей 

Римский Колизей  представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, (замкнутую снаружи кольцевой элипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои (навмахии), сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес -- велум, или веларий.

Колизей -- самый  большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч  зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными  аркадами, в нижнем этаже они служили  для входа и выхода

При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум Траяна, возведенный Аполлодором Дамасским (109--113 гг. н. э.).

Среди всех императорских  форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна), обраставших вокруг старого Форума Романум, это наиболее красивый и внушительный. Он состоял из прямоугольной площади, окруженной сквозной колоннадой с входом -- Триумфальной аркой, а также с двумя мощными полукружиями по боковым сторонам. В центре площади возвышалась конная статуя Траяна из бронзы, покрытой позолотой. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой - весь Форум Траяна был вымощен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора.

Правивший вслед  за Траяном Адриан был приверженцем всего греческого.

В Риме по указу Адриана был выстроен мавзолей, частично перестроенный в Средневековье и названный замком Святого Ангела. Сооруженный на правом берегу Тибра, он был доступен через специально наведенный мост, на котором стояли золоченые статуи, они были заменены в XVII в. После Андриана в Риме постепенно прекращается большое строительство

Стремление  к возрождению величия и мощи Римской империи внешне проявилось в тяготении к грандиозности, присущей архитектуре и изобразительному искусству III -- первой половины VI в. н. э. Потребности римской городской жизни вызвали появление уже в I в. н. э. нового типа зданий: гигантских терм -- общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. Это был целый комплекс разнохарактерных по своему назначению сооружений, предназначенных для всестороннего гармоничного развития человека. К залам холодных и теплых бань, образующих центральное ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и умственных занятий. Огромные сводчатые и купольные залы поражали роскошью отделки из мрамора и мозаик, равно как и дворы-сады с экседрами (полукруглые ниши больших размеров, завершенные полукупольным сводом) и площадками для игр. Наиболее знаменитые термы императора Каракаллы (нач. III в. н. э.), вторые по размеру в Риме, дошли до нас лишь в руинах. 

Император Диоклетиан, правивший на рубеже III -IV веков, уже  редко бывал в Риме. Его резиденцией  была Салона, город в восточной  Адриатике. Диолектиан сделал важный шаг  к укреплению империи, проведя ряд  реформ, усилив государственную бюрократию и систему взимания налогов. О характере его времени красноречиво говорит построенный в Салоне дворец. Обнесенный мощной крепостной стеной с башнями, с выходами к морю, четко распланированный, он был похож скорее на военный лагерь. Однако в нем были и жилые постройки, и хозяйственные службы, и мавзолей, и храм, и парк. Он был удобен для жизни: Диоклетиан, добровольно сложивший с себя власть после 20-ти лет правления, даже разводил там овощи. Но все же в этом дворце не чувствуется прежней свободы. Есть в нем особая строгость и предопределенность в соподчинении всех частей, близкая дворцам будущих византийских императоров.

     Великая империя идет к концу, когда на трон садится Константин, первый император, официально принявший христианство. Античная религия окончательно изжила себя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Римская цивилизация  была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние  на последующее культурное развитие человечества.

     Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Булгакова С. В. Культурология / Булгакова С. В. – М.: Эксмо, 2009.

2 Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / 3 Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

4 Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990

5 Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г.

 

 

 

 

 




Информация о работе Культура древнего Рима