Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:34, контрольная работа
Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Ментальные основы и характерные черты древнеримской культуры и цивилизации……………………………………………………………………...3
1.1Культура этрусков……………………………………………………………7
2.Культура Древнего Рима периода Республики………………………………9
2.1 Ранняя республика…………………………………………………………...9
2.2 Поздняя республика…………………………………………………………11
3.Культура Древнего Рима периода империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)…….16
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Ментальные основы и характерные черты
древнеримской культуры и цивилизации…………………………………………………
1.1Культура этрусков…………………………………………………………
2.Культура Древнего Рима периода Республики………………………………9
2.1 Ранняя республика…………………………………
2.2 Поздняя республика………………………………
3.Культура Древнего Рима периода империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)…….16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.
Древний Рим оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всём этом – реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.
1. Ментальные основы и характерные черты древнеримской культуры и цивилизации
История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации.
Римляне в отличие от греков предпочитали воевать, а не торговать. Ратные подвиги и заслуги служили пропуском в политику, были гарантией личной карьеры и достойного положения в обществе. Войны велись с целью присоединения завоеванных территорий. Тем самым город-государство постепенно расширялся, пока не достиг пределов мировой империи. Одновременно с политическим подчинением других государств и целых регионов происходила их латинизация. Причем этот процесс охватывал все слои общества, а не только элиту, как это было с греческой эллинизацией провинциалов. Римлян характеризовало стремление ассимилировать другие культуры. Примечательно также постепенное исчезновение социальных различий между римлянами и представителями иных народов(греки же никогда не приравнивали себя к варварам).Эдикт императора Каракаллы 212 г. н.э. даровал римское гражданство всем свободным жителям империи.
Развитие римской культуры находилось под влиянием культур завоеванных народов и племен, прежде всего греков и этрусков. Римлян отличало неукротимое стремление перерабатывать отдельные культурные и цивилизационные достижения покоряемых народов в соответствии с утилитаристской системой ценностей, а затем объявлять достижения «своими». От этрусков они позаимствовали цифры, позже названные«римскими»,церемонию триумфа (торжественного въезда полководца-победителя),ставшую символом величия Рима, гладиаторские бои и многое другое. Творчески усвоив иноземные достижения, римляне в некоторых областях общественной жизнедеятельности, преимущественно в сферах материальной культуры и права, превзошли своих учителей, добившись впечатляющих результатов.
Если греки, наиболее ярко проявили себя в области искусства и философии, то римляне обнаружили бесспорные способности в практической деятельности. Амбивалентная черта римского характера –практицизм, перерастающий в утилитаризм, наложила отпечаток на весь ход развития Римской республики и империи.
Римляне рано сформировали в своей культуре чувство собственной исключительности и особой миссии по отношению к другим народам. Откровенно сказал об этом Вергилий в«Энеиде»:
Римлянин! Ты научись народами править державно – В этом искусство твое! – налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных!
Первоначально этическим идеалом римлян (так же, как и греков) было героическое поведение –virtus (мужество, доблесть и т.п. добродетели),утверждавшее такие ценности, как верность гражданскому долгу, сдержанность, упорное терпение и настойчивость, мужество, твердость, величие духа, уважение к традициям предков, почитание богов. Но данный идеал по мере нарастания и обострения противоречий в римском обществе все более и более перемещался в сферу назидательной риторики и апологетической литературы, утрачивая социальную почву.
Отличительными особенностями римской религии были ее «формульный»,договорной характер и прагматическая направленность, отвечающие духу официальной римской культуры. Римская религия сосредоточилась на обрядовой стороне. Религиозный ритуал рассматривался как своеобразный договор, а точное исполнение всех пунктов обряда – как гарантия успешности обращения к богам. Первоначально римские боги представлялись в качестве безличных сил, управляющих миром. Количество различных духов и демонов было поистине огромно. Впоследствии под влиянием греков и этрусков в Риме складывается антропоморфный пантеон богов во главе с Юпитером.
Многих богов римляне
Ведя происхождение права от богов, римская религия придавала особый статус юридическому мышлению. Уважение к закону, наряду с почитанием богов и традиций предков, отличало римский менталитет. Именно система права, это впечатляющее достижение Древнего Рима, оказала решающее влияние на европейскую юридическую мысль. В практику современного судопроизводства вошли такие созданные римлянами формы, как предварительное следствие, допрос, тюрьма, апелляция. Римляне впервые сформулировали одно из основных правил современной юриспруденции– презумпцию невиновности.
Римское право подобно религии долго сохраняло «формульный» характер. Ни одна правовая система того времени не имела таких точных формулировок и нигде следование букве закона не было столь неукоснительно. Правда, его толкование не было застраховано от произвола.
Древнейшим письменным сводом римского права стали Законы двенадцати таблиц» (середина V в. до н.э.), регулировавшие имущественные и торговые отношения. Процесс дальнейшей разработки системы римского права, направленного, прежде всего, на защиту частной и государственной собственности, связан с профессиональными комментариями и дополнениями к этим законам. Основателями римской юридической науки считаются Публий Муций Сцевола (II в. до н.э.) и Квинт Муций Сцевола (140–82 гг.до н.э.). Империя стимулировала системное оформление права. Во второй половине II в.н.э. появились знаменитые Институции Гая, но уже в середине III в.н.э. начался явный упадок римской юриспруденции.
Художественная культура Рима, сформировавшаяся под влиянием искусства греков и этрусков, отличалась большим разнообразием и пестротой форм, эклектическим смешением эстетических достижений ассимилированных в сверхдержаве культур; некоторые из них находились на достаточно высокой ступени развития. При сравнении основных принципов художественной культуры греков и римлян очевидно их различие. Эстетическим идеалом греков было чувство прекрасного, гармонии. Римское искусство основывалось на принципе пользы. Эта черта художественного мышления римлян сформировалась под воздействием культуры этрусков.
1.2 Культура этрусков
Один из истоков древнеримской культуры нужно искать в культуре этрусков. В VIIв. до н.э. этрусское государство, располагавшееся на северо-западе Апеннинского полуострова и представлявшее собой союз городов, подчинило себе племена латинян и задало тон культуро генезу последних.
Происхождение этрусских племен до конца не выяснено. Много тайн хранят их язык, письменность. Однако известно, что уже в VIII – VIвв. до н.э. этруски строили укрепленные города, знали морское дело(их суда долгое время контролировали море у берегов Сицилии), вели оживленную торговлю. Они славились как искусные ремесленники и земледельцы. Их государственное устройство составлял союз городов (двенадцатиградие). Наиболее крупные среди них –Вей, Тарквиния, Ветулония, Вульчи, Перузия. Под властью городов находились более мелкие поселения. Управляли объединением городов наделенные жреческой властью цари(лукумоны) и местная аристократия.
Религия. Не без влияния греков сложилась своеобразная религия этрусков. Высшую часть пантеона их богов занимали Тин (Тиния), Уни и Менрва (позже ставшая римской Минервой), что соответствовало Зевсу, Гере и Афине. На формирование загробного культа, видимо, повлияли восточные верования. Этруски испытывали особый страх перед душами умерших, верили в посмертное воздаяние за грехи и в загробную жизнь, которую рассматривали по аналогии с земной.
Архитектура. В архитектуре этрусков главное место занимало строительство храмов и гробниц. Этрусские храмы во многом напоминали греческие, но имели свои особенности. При строительстве гробниц этрусские зодчие впервые стали использовать клинообразные камни, поэтому их считают изобретателями арочной конструкции.
Этрусский храм стоял на высоком фундаменте– подиуме, ко входу вела лестница, обнесенная колоннами. Храм с широко расставленными колоннами имел фронтальную композицию: одна из узких сторон являлась фасадом и украшалась портиком, остальные заменяла глухая стена. На фронтоне нередко помещались статуи. В этрусском храме молились, поэтому три его стены не окружались колоннами, а имели пилястры(выступающие из стен столбы).Эта особенность этрусской храмовой архитектуры была воспринята римлянами. Отличительной чертой здешних храмов было использование тосканского ордера. В сравнении с дорическим тосканский ордер имел более тяжеловесные пропорции, гладкие, без каннелюр колонны, базу сложного профиля, высокую капитель и аттик.
Исскуство. Изобразительное искусство этрусков испытывало мощное воздействие соседних восточных и греческой культур. К самобытным явлениям этрусской скульптуры относится мемориальная пластика –погребальные урны-канопы и фигурные надгробия, украшенные скульптурными портретами ушедших из жизни. Этрусскую скульптуру и позднюю живопись отличало стремление передать характерные черты личности изображаемых людей. Позже это станет основой впечатляющих достижений реалистического римского портрета.
Высокий уровень исполнения
отличал этрусское декоративно-
Достигнув зенита славы в VI в. до н.э., этруски к концу столетия стали терять свое могущество. Со второй половины V в. до н.э. постепенно приходили в упадок их города, непрерывно, но безуспешно воевавшие с Римом, под власть которого они и попали к III в.до н.э. В 89 г. до н.э. Рим объявил этрусков своими гражданами. Произошла окончательная ассимиляция самобытной культуры, ставшей своеобразным мостом между греческой и римской античностью.
2. Культура Древнего Рима периода Республики
2.1. Ранняя Республика.
В эпоху ранней Республики (конец VI – начало III вв. до н.э.) Риму удаётся подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоёв римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритьё бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.
К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра – по примеру этрусков были введении сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.
В середине V в. до н.э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.