Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 09:45, контрольная работа
Типы цивилизаций древности.
Основные достижения культуры Древнего Египта.
Культурное наследие Древнего Китая.
Особенности древней культуры Индии и Японии.
Позднее даосизм выродился в религию, в систему суеверий и волшебства, стремился найти эликсир жизни и сохранил мало общего с первоначальным философским даосизмом.
Легисты (законники) выступили против конфуцианских идей умиротворения Поднебесной через совершенствование социальноэтической стороны взаимоотношений между людьми, и в основу порядка положили закон. От нравственного принуждения они перешли к правовому принуждению и наказанию. Они считали, что только закон, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Совесть они заменили страхом. Представлению о государстве, как большой семье, они противопоставили представление о государстве, как бездушном механизме. На место мудрецов поставлены чиновники, на место правителя встал не отец народа, а деспот, гегемон. Высшей целью государства были провозглашены внешние победы. Ради этого изгонялись все излишества, упразднялось искусство, пресекалось разномыслие, уничтожалась философия. Все упрощалось и унифицировалось. Земледелие и война -
главное, на что государство должно опираться и ради чего должно существовать. Положительным у законников было то, что они выдвинули концепцию равных возможностей, по которой государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости.
Практические идеи законников пытался осуществить Шан-Ян (Царство Цинь, IV век до н.э.): была создана система доносительства, круговой поруки, кстати, сам Шан-Ян был казнен. Эти идеи были широко реализованы в империи Цинь (221 - 207 годы до н.э.). Император Цинь Ши-хуан распорядился сжечь большинство книг, сотни философов были казнены. Плодами деспотизма стали: страх, обман, доносительство, физическое и умственное вырождение народа. За утайку книг кастрировали и отправляли на строительство Великой Китайской стены. За недоносительство казнили, а доносчика повышали в должности. Период Цинь - это единственный период, когда в Китае была прервана традиция.
Новая династия Хань восстановила традицию. Конфуцианство стало официальной государственной идеологией, правда, с элементами легизма. Но характерные для доциньского периода явления духовной жизни общества: плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область мировоззрения - никогда не были восстановлены.
В литературе и искусстве Древний Китай также добился впечатляющих успехов. Об этом свидетельствует, в частности, сборник древнекитайскойпоэзии «Шицзин», куда входит 305 поэтических произведений.
Музыка занимала особое место в духовной культуре китайцев, считавших, что слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать.
В архитектуре основой сооружения были столбы и соединяющие их балки, черепичные крыши с приподнятыми краями.
В области естественно-научного знания значительного развития достигла математика. Во II веке до н.э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах», где зафиксированы правила действия с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, решение системы линейных уравнений. Высокое развитие получила астрономия, составлен солнечно-лунный календарь с поправкой в високосный год.
В медицине уже с IV века до н.э. для лечения использовалось иглоукалывание. Имелись трактаты по диетологии, лечебной гимнастике, создавались сборники рецептов, при полостных операциях использовалась местная анестезия.
Значительное развитие получило лаковое производство. Дерево и металлы покрывались лаком для защиты от огня и коррозии. Выдающееся значение имело изобретение бумаги, которая первоначально делалась из отходов шелка, а затем из древесного волокна. Бронзовое литье не имело аналогов по качеству в древнем мире.
Как отмечалось, неолитическая революция и складывание цивилизации в Китае запоздали по сравнению с другими основными центрами Востока. Зато последующее развитие не прерывалось: китайской культуре в этом отношении принадлежит бесспорное первенство. Нельзя понять современный Китай, не обращаясь к ранним этапам этой цивилизации, оказавшей громадное влияние на весь Дальневосточный регион.
4. Особенности древней культуры Индии и Японии.
Культура Индии
Культура Древней Индии имеет свои истоки в глубокой древности, охватывая период с III тысячелетия до н. э. до V в. н. э. Специфика древнеиндийской культуры была определена особенностями мифологии и религии. Священными и сегодня в Индии являются гимны Вед.
Мифология брахманизма распространилась в начале I в. до н. э. Сборниками этих мифов являются поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». В дальнейшем на смену брахманизму приходит буддизм, определяемый как философско-религиозная культура «без души и без Бога».
Постулатами буддизма являются необходимое движение души к нирване и совершенствование человека посредством ряда перерождений.
Большого успеха в Древней Индии достигают такие отрасли науки, как медицина, астрономия, лингвистика, философия, математика.
Древнеиндийские ученые первыми определили значение числа пи, нашли эффективный способ решения линейных уравнений, разработали теоремы алгебры и геометрии, десятичную систему исчисления.
Уже в то время медики в Индии могли делать сложные хирургические операции.
В первых веках нашей эры в Индии начинает развиваться каменная культовая архитектура.
В период правления Гуптов создаются разработки теории искусства. Теоретики считали необходимым изображение духовных переживаний и чувств, а также отмечали значение красоты в искусстве и жизни.
В трактатах о театральном искусстве были поставлены и проанализированы задачи театра, театральных представлений, игры актеров.
В период раздробленности, последовавший после упадка Гуптской империи, усиливается влияние на искусство и культуру религии. Господствующее положение занимает индуизм. Затем, после установления власти Делийского султаната, в Индию проникли идеи ислама, оказавшие определенное влияние на развитие культуры. Во время возникновения империи Великих Моголов начинается процесс взаимопроникновения мусульманской и индусской культур. Новые архитектурные тенденции стали заметны при строительстве мавзолеев (Тадж-Махал). Достигла высокого уровня развития монгольская школа миниатюры и стенной живописи.
В то же время в этот период обостряются межрелигиозные отношения, что привело к необходимости поиска новых религиозных воззрений, которые могли бы примирить индуизм и ислам.
Культура Японии
1. Особенности культуры Японии определяются ее изолированным островным положением. Оно обусловило:
1)
черты национального
2) специфику отношений с природой и обществом;
3) специфику религии и искусства.
Культура Японии возникла и сформировалась в период Средневековья.
Поведенческие формы закрепились традициями и законами, во многом заимствованными из конфуцианства и легизма. В VII в. были созданы «Табель о 12 рангах», «Закон из 17 статей», содержавшие принципы власти и государства.
Государь отождествлялся с небом, все остальные (слуги) – с землей. Японское общество включало в себя свободных земледельцев, полусвободных ремесленников и рабов.
Над ними стояла знать, происходившая из родовой аристократии.
2.
В японской культуре нет
Японцы постоянно ищут точки соприкосновения с ней, способы гармонии. Это определило присущее японской культуре чувство прекрасного.
Древнейшая религия Японии синто отразила эти представления.
Синто объясняет божественное происхождение власти от богини солнца Аматэрасу и остальных японцев от других божеств (ками).
Принципы синто:
1) мир совершенен сам по себе;
2) понимание естественной силы жизни, отсутствие разделения на чистое и нечистое;
3) единство природы и истории, природы и культуры;
4) признание многобожия;
5)
синто – религия только
Синтоизм воспринял религиозные китайские учения, растворив их в себе. В VI в. в Японию попадают даосизм и буддизм. Результатом ассимиляции буддизма стал дзен-буддизм.
Его суть – в самоуглублении, в результате которого приходит озарение. Наиболее сильным оказалось влияние конфуцианства, которое распространилось на всю систему поведения людей в обществе.
Художественные традиции Японии не восприняли влияния других культур
Литература :
Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.
“История
мировой культуры. Культурные регионы:
Уч. Пособие / под ред. Л. Т. Левчука. – Киев:
1997..
Древние цивилизации - М.,1989
Введение в культурологию -М., 1995
Культурология - Ростов на Дону, 1995
Бонгард - Левин Т.М. “Древнеиндийская
цивилизация”,- М., 1993