Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:27, реферат
Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних
веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному. Наступает пери-од первоначального
накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме
мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное
экспериментальное естествознание. Формирует-ся научная картина мира на основе открытий прежде всего в
области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают
гелиоцентрический взгляд на мир.
Аналогичным образом обстоит ситуация и с отношением к разуму. В свое время Лютер называл разум 'потаскухой дьявола', но это было лишь осуждением гордыни разума, претендующего на независимость от Божественной воли и заповедей Писания. Но если речь идет об исполнении заветов Писания, то они реализуются не в ходе мистического соединения с Богом (протестантизм категорически отрицает всякую мистику), а в ходе рационально организованной практической деятельности. Более того, само истолкование Писания отдано во власть человеческого разума, ибо у человека нет другого способа узнать волю Бога, кроме как через чтение Библии. А поскольку человек истолковывает Библию с помощью собственного рассуждения, то тезис об абсолютном авторитете Библии оказывается оправданием разума.
Таким образом, в протестантизме истина веры оказывается неотделимой от работы разума, а дело веры (честный труд как 'мирская аскеза') становится практическим делом разума. Именно человеческому разуму отдано толкование веры и полное руководство ее практической реализацией. Тем самым протестантизм дал мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени (см.: Merton R.K. Science, tecnology & society in sevententh century England. - Atlantic Highland; Hassocs, 1978; Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки Нового времени. - М., 1989; Жаров С. Н. Смысловые основания научного творчества // Человеческое измерение науки. - Воронеж, 1995). Освящая рациональную предприимчивость свободного индивида, протестантизм стал духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыночных отношений, правового государства и рационально-технического преобразования природы.
Информация о работе Культура западно-европейского Возрождения