Культура исламского мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:41, реферат

Краткое описание

Культуру исламского мира невозможно рассматривать, не затронув такую тему, как религия. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 900 миллионов человек, из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента).

Содержание

Введение………………………………………………………………….…стр.3
Культура исламского мира…………………………………………………..стр.5
Зарождение и легенда возникновения Ислама ……………………...стр.5
Духовные ценности Ислама………………………………………….стр.8
Распространение Ислама…………………………………………...стр. 14
Ислам в сравнении с другими религиями ………………………...стр.18
Ислам в новое и новейшее время…………………………………..стр.21
Заключение………………………………………………………………...стр. 26
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

культура исламского мира .docx

— 65.45 Кб (Скачать файл)

 Обучение  молодежи  в  мусульманских  странах  прежде  было  тоже   чисто религиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях.

Высшие  школы - медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В  них  студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу,  богословские  вопросы.  Язык преподавания, язык  церковной  литературы  был  арабский.  Кстати,  арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она  для них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и  это  имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число - вакуф). Вакуфные  земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований  и пр. Они были очень велики: например, в  странах  Средней  Азии  до  половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви,  и  они  приносили  огромные

доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство. Хотя правоверный  ислам  не  идет  ни  на  какие  компромиссы  с  другими религиями  (в  отличие,  например,  от  буддизма),  но  в  народных   массах мусульманские   верования   очень   часто    переплетаются    с    древними, домусульманскими.  Почти  повсеместно,  особенно  в  слаборазвитых  странах, распространен  культ   местных   святых.   Мусульманские   святые   зачастую оказываются не чем иным,  как  древними  местными  божествами-покровителями, которым даны мусульманские имена.  Во  многих  местах,  особенно  в  Средней Азии, культ святых связан с культом мазаров - якобы гробниц этих  святых,  а на самом деле древних местных святилищ. Более  того,  в  последнее  время  в

исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся  в него, но  глубоко  архаичных  верований  и  обрядов,  относящихся  к  культу земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к  шаманизму.

Повсюду в  среде  мусульман  распространены  также  вера  в  магию,  ношение амулетов (часто  с  текстом  из  Корана).  Многие  муллы  выполняют  функции заклинателей, знахарей.

Интересно  отметить,  что   в   многовековых   столкновениях   ислама   с христианством (точно так же, как с маздеизмом  и  другими  религиями)  ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран  Средиземноморья,  где сейчас  господствует  ислам,  он   вытеснил   преобладавшее   здесь   прежде христианство (Северная Африка, Египет,  Сирия,  Малая  Азия).  На  Кавказе большинство народов до распространения ислама  придерживалось  христианства, позже многие из  них  были  исламизированы  (черкесы,  кабардинцы,  аджарцы, часть осетин и абхазов).

На Балканском полуострове  в  ислам  обращены  были некоторые группы болгар,  македонцев,  боснийцев,  албанцев,  бывших  прежде христианами.    Обратных    случаев    массового    обращения    какого-либо

мусульманского  народа  в  христианство  история   не   знает.   Правда,   с

Пиренейского  полуострова  (Испания,  Португалия)  мусульмане  в  результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были  вытеснены,  но  это  произошло  в результате  процесса  насильственного  изгнания  исповедующих  ислам,  а  не идейной победы одной религии над другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.ИСЛАМ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-экономических структурах стран Востока, становление нового класса - национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма - все это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и в самой исламской мотивации новых религий общественного бытия.

Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к новым историческим условиям, начавшимся в середине XIX века и продолжающийся и поныне, многие исследователи обозначают термином «мусульманская реформация», хотя он принципиально отличен от реформации христианской.  Отличие заключается:

во-первых, в том, что эти процессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях;

во-вторых, «мусульманская реформация» выражалась, прежде всего, в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословские вопросы; 

в-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в Исламе.

Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру.  Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм, сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин от представителей других конфессий.

Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой – в конечном счете, оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил. В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX века. В этот период религиозно-обновленческие процессы в Исламе были связаны в первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского направления высказывались за модернизацию в установлении Ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего Ислама, противясь нововведениям западного образца.  По мере развития национального самосознания и национально-освободительного движения все более отчетливо стала проявляться политизация Ислама (хотя на протяжении всей

истории Ислам никогда не был оторван от политики), выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов в политической борьбе.

Религиозно - политические движения, возникавшие в шиитской среде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском же Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики. Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характерна также активизация участия в политической борьбе суфийских братств; на базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно-политические движения, как, например, движение сануситов в Северной Африке. С братством кадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX века под руководством «Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-му’минин». 

В конце XIX и, особенно в начале XX века,  большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представители которого

вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со

сторонниками светских концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конгресс (Му’тамар ал-‘алам ал-ислами).

Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века.

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось, прежде всего, в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого «третьего пути», отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции «исламского

Государства», «исламского правления», «исламской экономики», «исламского социализма» и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например «Братья-мусульмане», Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.    

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар ал- ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины.  Мусульманские страны представлены в ней  главами государств и правительств.  Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения.

Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Подводя итог, можно сделать вывод, о том, что вследствие  своей  большей  простоты,  доступности,  понятности  народным массам,  особенно  в  восточных  странах,  где   преобладал   патриархально-феодальный быт, ислам был близок большинству людей.

В последние десятилетия, после первой мировой войны,  во  многих  странах произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние  религии.

Развернувшееся после второй мировой войны широкое демократическое прогрессивное движение  в странах «третьего мира»  привлекло  к  еще  более  радикальным  переменам  в мусульманских  традициях  и  к  их  общему  ослаблению.   Характер   перемен происходил сообразно различным социально-политическим условиям.

 Речь  идет  не  только  о  мелких  и  внешних   уступках   мусульманского духовенства требованиям  времени:  смягчение  или  отмена  старых  запретов, модернизация культа и пр., но и о более  глубоких  сдвигах.  В  ряде  стран проведены  прогрессивные   реформы,   означающие   решительную   перестройку правовых норм и культурно-бытового  уклада,  конфискацию  церковных  земель, ограничение сферы действия  шариата  (не  в  пример  возвращение  к  законам шариата в Чечне), введение светского школьного и университетского  обучения.

В частности, особенно радикальные реформы, произошли в  Турции  после  отмены султаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).

 Несмотря на многочисленные  изменения, произошедшие в  исламе  с  течением времени, стержнем его остаются незыблемые духовные ценности,  основанные  на общечеловеческих ценностях и морали.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Атеистический словарь. Изд.:  «Политическая литература», М.: 1986г.
  2. Еремеев Н.А. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – Л., -1990г.
  3. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока,  М.: 1982г.
  4. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х – начало 80-х годов XX в.)
  5. Ислам, краткий справочник, Изд.: «Наука», М.: 1983г.
  6.   Климович Л., «Книга о Коране», М.: 1986г.
  7. Основы религиоведения. Учебник. «Высшая школа», 1994г.
  8. Религии мира, Энциклопедия, т.6, Изд.: «Аванта +», М.: 1996г.
  9. Соловьев В., «Магомет, его жизнь и религиозное учение». Спб.:1902г.
  10. Токарев С., «Религия в истории народов мира», М.: 1986г.

Информация о работе Культура исламского мира