Культура и Общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен.

Вложенные файлы: 1 файл

культура и общество.docx

— 26.83 Кб (Скачать файл)

Культура — неотъемлемое свойство человека.

Однако представления  о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние  римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных  попутчиков среди людей, вещей и  мыслей — как в прошлом, так  и в настоящем. Немецкий философ  Гегель полагал, что культурный человек  в состоянии сделать все то, что делают другие.

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать  прежде всего Леонардо да Винчи, который  одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать  универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку  объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания и компетенции, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Сегодня культурный человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером.

 

Культура  и общество


 

Культура и общество —  это очень близкие, но не тождественные  системы, которые относительно автономны  и развиваются по своим законам.

 

Типы общества и культуры.

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Спор между представителями  этих подходов ведется о том, как  понимать общество: как надындивидуальную  объективную социальную структуру  или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.

Если исходить из системного подхода, заложенного в трудах Э. Дюркгейма, следует рассматривать  общество не просто как совокупность людей, но и объективно существующую совокупность условий их совместного  существования. Общественная жизнь  является реальностью особого рода, отличной от природной реальности и  не сводимой к ней, — социальной реальностью, и важнейшей частью этой реальности выступают коллективные представления. Именно они — фундамент  культуры, которая трактуется как  способ организации общественной жизни, общество — как социальный организм. Как любые организмы, являющиеся сложными системами, общество обладает интегративными свойствами. которые  присущи всему социальному целому, но отсутствуют у отдельных его  элементов. Среди важнейших свойств  — способность к исторически  длительному автономному существованию, основанная на том, что только общество связано со сменой поколений. Благодаря  этому общества являются самодостаточными системами, обеспечивающими, поддерживающими  и совершенствующими свой образ  жизни. Способом реализации этой самодостаточности  выступает культура, а ее межпоколенная  трансляция позволяет обществу воспроизводить себя.

Человечество никогда  не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных группах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных  групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет  ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и  существуют локальные культуры и  общества. Культуры по отношению к  этим обществам (социальным группам) выполняют  задачи интеграции (Она представляет собой создание связей между определенными социальными объектами, в том числе, между отдельным индивидуумом и общественной средой), консолидации (сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.) и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.

В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных  с ними культур.

Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура — современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).

Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию

государства, где были узаконены  иерархические отношения между  людьми. Рождение государства произошло  в странах Древнего Востока. При  всем разнообразии его форм — восточные  деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные  члены общества. В таких обществах  регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру, где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой стало индустриальное общество и культура, где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.

Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.

 

Социальные институты  культуры

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными  институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и  используется в нескольких смыслах:

  • устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему;
  • общность людей, играющих определенные социальные роли и организованных посредством социальных норм и целей;
  • система учреждений, посредством которых упорядочиваются, консервируются и репродуцируются определенные аспекты человеческой деятельности.

В различных типах культур  социальные институты формируются  по-разному, тем не менее можно  выделить несколько общих принципов  их появления. Во-первых, требуется  осознание потребности в данном виде культурной деятельности. Многие народы и культуры обходились без  музеев, библиотек, архивов, концертных залов и т.п. именно потому, что  не было соответствующей потребности. Отмирание потребности ведет  к исчезновению связанного с ней  культурного института. Так, сегодня  число церквей на душу населения  гораздо меньше, чем в XIX в., когда  основная масса людей еженедельно  посещала службы.

Во-вторых, должны быть поставлены общественно весомые цели, формирующие  мотивы посещения соответствующих  учреждений у большинства людей  в данной культуре. При этом постепенно появятся нормы и правила, которые  будут регулировать данный вид культурной деятельности. Итогом станет создание системы статусов и ролей, выработка  стандартов деятельности, которые будут  одобрены большинством населения (или  хотя бы властной верхушкой общества).

Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функции:

  • регулирование деятельности членов общества; о создание условий для культурной деятельности;
  • инкультурация и социализация — приобщение людей к нормам и ценностям своей культуры и общества;
  • консервация феноменов и форм культурной деятельности, их репродукция.

Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:

  • потребность в воспроизводстве рода — институт семьи и брака; о потребность в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;
  • потребность в средствах существования — экономические институты, производство;
  • потребность в получении знаний, в инкультурации и социализации подрастающего поколения, подготовка кадров — институты образования и воспитания в широком смысле, включая науку;
  • потребность решения духовных проблем, смысла жизни — институт религии.

Основные институты содержат неосновные, которые называют также  социальными практиками или обычаями. У каждого основного института  существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур, механизмов. Например, экономические институты  не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной  собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института  семьи и брака находятся институты  материнства и отцовства, родовой  мести, побратимства, наследования социального  статуса родителей и т.д. В отличие  от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребности.

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели тему: культура и общество, их взаимосвязь. Завершая работу, кратко отметим следующее.

Культуру изучают многие науки, и каждая дает ей свое определение. Назовем одно из них: культурой называется специфический способ организации  и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального  и духовного труда, в системе  социальных норм и учреждений, в  духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между  собой и к самим себе.

Культура передается от одного поколения  другому в процессе социализации. Условия для социального развития человека создает общество. Все, что  создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт  взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны  друг с другом общими интересами.

Общество - это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека, т.е. человек несет печать конкретной культуры и конкретного общества.

Основные элементы культуры:

а) понятия, обозначающие способ организации  человеческого опыта;

б) отношения или представления  о том, каким образом различные  аспекты опыта людей связаны  между собой;

в) ценности или общепринятые верования  относительно целей, к которым люди должны стремиться;

г) правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Словом «культура» мы обозначаем, прежде всего, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в  единственном числе. Но, понятием культура мы обозначаем так же и отдельные  сферы и компоненты национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, мы говорим о культуре труда, быта, поведения, художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.

Информация о работе Культура и Общество