Культура и бессознательное начало человека: концепция З.Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа — фрейдизм — стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологии. В силу ограниченности объема мы не можем рассмотреть все содержание фрейдовского понимания человека и культуры и остановимся только на самых общих и принципиальных моментах.
В данной контрольной работе я попробую раскрыть сущность психоаналитической теории Фрейда и рассмотреть ее связь с культурой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 З. Фрейд - основоположник психоанализа…………………………………….4
2. Понятие бессознательного……………………………………………………...5
3 Культура и бессознательное начало человека в концепции З. Фрейда………10
Заключение…………………………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 30.42 Кб (Скачать файл)

феномен сознания, Фрейд же как  психопатолог, исследуя характер и  причины

возникновения неврозов, натолкнулся  на ту область человеческой  психики,

которая  оставалась  вне  поля  зрения  предшествующей  психологии.   Он

оказался  перед  необходимостью   исследования   природы   психического,

внутреннего мира "Я" и тех  структур, которые не вписывались  в собственно

"сознательное" в человеке,  и  пришел  к  заключению,  что  человеческая

психика представляет собой некий  конгломерат,  состоящий  из  различных

компонентов,  которые   по   своему   характеру   являются   не   только

сознательными, но и бессознательными и предсознательными.

Бессознательное   он   считал   центральным   компонентом, составляющим суть человеческой психики, а  сознательное  -  лишь  особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным.  Своим  происхождением сознательное,     по     Фрейду,     обязано     бессознательному      и "выкристаллизовывается" из него в процессе  развития  психики.  Поэтому,

согласно Фрейду, сознательное не есть суть  психики,  а  лишь  такое  ее качество, которое может присоединяться или не  присоединяться  к  другим

его качествам.

Фрейд считает, что это только иллюзия, будто  нашей жизнью руководит наше «Я». На самом же деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу

нашей души (т. е. психики). Фрейд называет это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней и темной психической силы. Фрейдовское «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека. Эти первичные влечения сводятся к двум: во-первых, Сексуальные желания, а во-вторых, влечение к смерти, которое, будучи обращено вовне, становится влечением к разрушению. Темная бурлящая бездна «Оно» таится под тонкой пленкой сознания, которое даже не подозревает о том, что клокочет под его приглаженными образами и рафинированной логикой.

Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы  и общества, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». Если «Я» руководствуется принципом реальности (т. е. стремится приспособиться к объективным условиям жизни), то «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между «Я» и «Оно».

 

3 Культура и бессознательное начало человека в концепции З. Фрейда

Человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять «Оно» своим важнейшим целям. Конечно, культура не может победить «Оно» в лобовом столкновении, ибо в нем сосредоточена вся психическая энергия человека. Поэтому Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фрейд назвал сублимацией. Сублимация — это использование сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначению (для удовольствия или продолжения рода), а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения «Оно» обретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу. Тем самым фрейдовскую «сублимацию» по аналогии с гегелевской «хитростью разума» можно было бы назвать «хитростью культуры». При этом культура, по Фрейду, выражает систему общественных норм и всегда стоит над отдельным человеком. Правда, надо отметить, что во фрейдовском варианте «хитрость» культуры имеет более благородный характер, ибо у Гегеля те, с кем хитрит культура (мировой разум), — это люди, а у Фрейда в роли «обманутых» выступают темные страсти.

Однако для  того, чтобы хоть немного овладеть энергией «Оно», культуре самой приходится проникать в его сферу —  сферу бессознательного. Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки, — так можно сформулировать важный вывод Фрейда. Эту установку Фрейд называет «Сверх-Я». «Сверх-Я» выполняет роль внутреннего цензора, который господствует над душевной жизнью человека и благодаря которому человек способен жить как культурное существо, а не как марионетка собственных темных страстей.

Таким образом  человеческое Я, по Фрейду, замкнуто между двумя противоположными полюсами — природной стихией и требованиями культуры. Оба этих полюса представлены в соответствующих бессознательных структурах человеческого «Я» и сталкиваются в нем, пытаясь подчинить себе это Я и друг друга. И чем выше развита культура, тем неутешительнее оказываются ее, так сказать, побочные эффекты. Если культура требует от человека больше, чем он может, «то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между природной психической стихией и культурными норма-ми, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. И Фрейд с горечью констатирует: «Сколь же сильным должно быть выдвинутое культурой против агрессивности средство защиты, если последнее способно делать людей не менее несчастными, чем сама агрессивность!».

 

 

 

Заключение

Учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки и культуры XX века — без его идей трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию, искусство. Однако, как это часто бывает с первооткрывателями, Фрейд в своей концепции чрезмерно усилил некоторые очень важные, но все же не единственно определяющие стороны дела. Во-первых, он явно биологизировал бессознательное, которое оказалось сведено к чисто природному феномену, к чисто биологическим влечения. Во-вторых, Фрейд акцентировал внимание на одной стороне человеческого бытия — на бессознательном, но потерял из виду другую сторону — личность и свободу человека. Фрейдовское «Я» лишено подлинной свободы, это «Я» есть не свободная личность, а марионетка, за право манипулирования которой бьются одинаково безличные «Оно» и «Сверх-Я», природа и культура, которая у Фрейда сведена к общественно выработанным требованиям. И при изображении этой схватки у Фрейда не нашлось места для самоценной личности, обладающей духовной автономией от природы и общества.

Многие  современные психоаналитики активно  используют работы Фрейда в своих  исследованиях. В своей работе я  попыталась раскрыть основные элементы психоанализа и культурологической концепции Фрейда. Многие вопросы я не затронула, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъективное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных Фрейду.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1 Фрейд 3. Недовольство культурой //Фрейд  3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

2 А.И. Кравченко//Культурология.  Учебник для ВУЗов. М,2005

3  Фрейд  З. Я и Оно //Фрейд 3. Психология  бессознательного: Сб. произведений. М., 1989

4 www.ru.wikipedia.org/wiki/Фрейд;

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Культура и бессознательное начало человека: концепция З.Фрейда