Культура и личность в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 17:48, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть личность в пространстве культуры. Обозначенная проблема определила постановку задач исследования:
-дать определение понятиям «индивид», «личность» и «человек»;
-охарактеризовать античную личность;
-выявить особенности средневековой личности и эпохи Возрождения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1. Характеристика понятий «человек», «индивид», «личность»……………..5
2. Становление античной личности……………………………………………...6
3. Становление и особенности средневековой личности……………………...8
4. Личность эпохи Возрождения………………………………………………...10
5. Культура и личность в современном мире …………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….........16
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

культурология - личность.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

В средние века  человек сам по себе, без чьей-либо защиты, оказывался вне закона. В городе он мог чествовать только как член какой-то корпорации, которая его  защищала. Своя корпорация была даже у нищих. Поэтому социальный строй Средневековья иногда называют корпоративным. Цеха могли защищать своих членов. Каждый цех  был  в то же время боевым отрядом. Он имел свое знамя, свое меховое здание, где проводились собрания и торжественные акты. Во главе стоял выборный магистр.

 

4. Личность эпохи    Возрождения

 

     Эпоха Возрождения  обращается  к Античности, особенно  к идеям  человечности   позднеантичным учениям. Эпоха Реформации  конкурирует  с эпохой  Возрождения и частично совпадает  с ней  по историческому времени.

      Товарное производство  снимало присущие натуральному хозяйству ограничения и стимулировало потребность в развитии производительных сил, совершенствовании средств производства, навыков, умений и знаний работника. Оно требовало также работника, способного трудиться не за страх, под угрозой принуждения, а на совесть.          

        Потребность в развитии производительных сил дает толчок к опытному познанию природы, к переориентации философии с теологических и схоластических проблем средневековья на проблемы познания природы и человека, а потребность в свободном от внешнего принуждения труде порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинстве.

      Универсальным выражением  этих общественных потребностей  стала гуманистическая идеология эпохи Возрождения как первая форма буржуазного просвещения и «исправление» христианской религии в ходе протестантской Реформации в качестве первого практического выступления буржуазии против феодализма.

Говоря   об эпохе  Возрождения  как о великом    историческом перевороте , Ф. Энгельс   в предисловии   к «Диалектике   природы»    подчёркивал, что   в ходе   этого  перворота   в Европе сложились нации, родились национальные литературы, выковался новый  тип человека2.

 В   эпоху   Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Как отмечает   Л. М. Брагина, идея гуманизма   выражалась  в том, что  в человеке    важны   его личные качества -ум,  творческая   энергия,  предприимчивость,  чувство собственного   достоинства,  воля  и образованность,   а не социальное происхождение    и положение   в обществе 3.

        В противовес  средневековому христианскому аскетизму с его представлением о том, что земная жизнь не имеет самостоятельной ценности и есть лишь подготовка к вечной, небесной жизни, гуманизм возрождает античные воззрения на человека как центр мироздания, утверждает его величие и достоинство, его право на творческую разумную деятельность, на наслаждение и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. На основании библейского выражения «по образу и подобию» они распространяли на человека присущие Богу созидательные, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшении его своим трудом, в развитии искусств, наук и ремесел.

        В религиозной  форме гуманисты по существу  возрождали и развивали натуралистическое и рационалистическое понимание человека, проводили идеи гедонизма и эвдемонизма, тем самым преодолевая аскетический характер и потусторонний дух христианского гуманизма.

        С другой  стороны, средневековые представления  о нравственном миропорядке, которые защищала католическая церковь, расшатывала  Реформация. Она обосновала  новое понимание христианской веры как непосредственной личной связи человека с Богом, ограничив авторитет и претензии церкви в вопросах веры и морали, защитила свободу совести и достоинства личности независимо от места в социальной иерархии, освятила нравственную ценность мирского труда и предприимчивости.

         Реформация изменила сознание массового человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу мыслить самостоятельно, освободился от авторитарной опеки церкви, приобрел высшую для себя санкцию — религиозную на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.

          Однако  для окончательной победы нового  строя необходима была более радикальная переориентация ценностей — с потусторонней морали на человеческую, с этики откровения на эмпирическую земную этику. Необходимо было свести нравственность на землю, связать ее с условиями реальной жизни, найти объяснения нарастанию кризисных явлений в нравственной жизни под воздействием развивающегося индивидуализма, частного произвола, эгоистических устремлений, разрушающих идею божественного миропорядка.

         Поэтому  главными чертами этики Нового  времени становятся эмпиризм  и рационализм, сведение этики  к отрасли естествознания, которая  должна иметь дело не с божественными  велениями и идеальным миром, а  природным  бытиём  человека, его  потребностями, стремлениями   и интересами.  Только   таким  образом  можно понять   и смысл  деятельности.

    Доминирующая  установка  мыслителей  Нового  времени  предполагала  выведение  морали  из природы, что часто  оборачивалось  сведением  её  к  естественнонаучному  знанию.  Стремление  придать  этике  статус  строгой  научной   теории  путём   использования   методов  математики, физики было характерно   для этических  изысканий  Декарта,  Гоббса, Спинозы и многих других.

 

                          5. Культура и личность   в  современном мире 

 

           Вторая  половина XIX - начало XX в. стала  временем перелома, знаменовавшего собой конец классической и становление новой, современной философии и этики. Это выразилось в отходе от основных принципов и установок, характерных для всей классической этики, или их переосмыслении в свете новых реалий, в появлении огромного множества учений и школ, в изменении самих способов и подходов к традиционным проблемам.

           Понятие   «личность»  традиционно базировалась на культе разума и рациональности, на оптимистической уверенности в закономерности и логичности устройства всего бытия и самого человека, способного к сознательному переустройству своей жизни на началах разумности, справедливости и человечности. Все случайное, неподлинное, неразумное, несправедливое, эгоистическое рассматривалось как временные характеристики Бытия, через которые посредством прогресса науки и просвещения, развития человеческой сознательности проторит себе дорогу Разум.

          Культура  была пронизана гуманистическими установками, а различия между течениями и школами касались в основном лишь средств обоснования и утверждения идеалов гуманизма и справедливости, свободы и достоинства человека. Эти идеалы в категориальной форме выражались в понятиях «природы человека», его «сущности» и «назначения» и   носили  абстрактно-обобщённый  характер.

В центре   своих     размышлений  Н. А.   Бердяев   ставит  человека  и его творчество, проблемы смысла  жизни, духовности  и свободы, добродетели и порока, добра  и  зла. Нравственность, по его мнению, лежит  в основании  философии. Так, философия Платона  была   вдохновлена   исканием   верховного блага, кантовский   категорический   императив    обосновывает   общечеловеческие  нормы   поведения, а за диалектикой  Гегеля  скрывается    нравственные ценности. 

Свои несчастья  и страдания   человек   переносит   на Бога, против   которого    восстало  не  только   зло, но и добро, неспособное    примириться   с самим фактом  существования  зла.  Злые люди  ненавидят  Бога  за то, что он мешает   им  творить  зло, а добрые - за   допущение    зла.

Связь зла   с личностью, с грехом  и виной   ведёт   к персонификации  зла, к созданию  образа личности  как универсального   воплощения   зла4.

Бердяевское  учение   о свободе  и творчестве  выявляется  через   этику.  В книге  «О назначении человека. Опыт   парадоксальной этики» (Париж, 1931 г.) он различает   три формы этики:  этику закона, этику   искупления  и этику  творчества. Первая  из них, этика закона, соответствует  начальному  природно-органическому, дохристианскому  периоду   человеческой духовности, периоду ветхозаветного Бога, требующего  от человека   абсолютной  покорности  и любви. Эти  этика  обращена  не столько   к человеку, сколько  к роду  человеческому, она носит  запретительный   характер  и представляет  безличный  кодекс  всевозможных  «вето», порождённых страхом   вернуться   в животное  состояние.

Этика искупления  соответствует  культурно-органическому  периоду  человеческой духовности. Это этика  Бога-сына, этика  всепрощения, любви  и сострадания  в отличие    от этики   закона  обращена   конкретным людям, грешникам, предлагает  им путь  искупления. Это  евангельская  мораль, неподвластная   закону, ставящая  человека  выше добра и зла.

 Учение Н. Бердяева  персоналистично, поскольку   основной   ценностью  в нём  является  человеческая личность. Творчество  осуществляется  во времени, и смысл  ему  задаётся  конечным результатом, т.е.  выходом  за пределы  конечного, выходом  из времени  в вечность.

Современое-постмодернистское-состояние  культуры  характеризуетс  небывалым  разрастанием  сложности  её внешних  проявлений, её техник  и одновременно   глубоким кризисом её внутреннего   содержания - кризисом культуры. Внутренне  определение   культурности  «уходит»  всё дальше вглубь  культуры,  всё реже  проявляется  в пространстве  разрастающейся   множественности, которая мешает    сосредоточенности.

С позиций   христианского   сознания   эпоха модернизма -последний  акт   великой   исторической миссии, завершающая фаза   раскола   между Богом  и человеком.   Раскол   этот  обнаружил   свою разрушительную   силу,  когда человек   вообразил, что Бог «мёртв», а   личное    и государственное    безбожие   стало почти   повсеместно    превращается   в норму    общественной жизни.   Метаморфозы, переживаемые    человечеством   на протяжении  всей эпохи   модерна,  весьма серьёзны.  Их  суть - в отходе    западного   и российского   культурного  сознания от   классического     христианства.

Cтремительное   вхождение  понятия  «постмодернизм»  в лексикон   современной   интеллигенции  говорит   о  её  морально-психологической  усталости   от безбрежного   нигилизма  и вседозволенности  модернисткой   культуры.   Постмодернизм  создал философию, которая   стала  интеллектуальной    апологией  корпоративной греховности.  Его   неотъемлемыми    составляющими   выступают  литература   и искусство.  Собирание   себя в мире   и мира   в себе   стало   одним из магистральных   сюжетов   в модернизме.  В его развитии   формообразующую   функцию     выполняет    бессознательное, что    привело   к переосмыслению    классических   парадигм  в искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      На основании изученного материала  можно сделать вывод, что личность  характеризуется   уникальным  сочетанием  природных   свойств индивида   и социальных  качеств, формируемых   в обществе. Становление  личности – это сложный, глубоко противоречивый   процесс взаимодействия    человека  с  миром  людей  и  природой. Масштаб   личности   определяется   степенью   реализации   себя в социально   значимых  деяниях. Человек становится личностью, отождествляя  себя с  определённой  социальной ролью.  Личность - одна из реализаций  сущности. Человек представляет   собой частицу   общества, «каково  общество, таков и человек».  При таком подходе   выделяются   существенные характеристики человека,  можно проследить, как он менялся  от эпохи  к эпохе вместе   с развитием   общества.

         Природа   человека едина, неисчерпаема и  изменчива. По своему содержанию  она настолько   богата, что  потенциально   даёт возможность  для универсального, а не одностороннего   существования   в окружающем мире.

      Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Но каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщённых способов преобразования текущих жизненных ситуаций. Её формирование и вся жизнедеятельность неизбежно обусловлены биосоциальными факторами. 

           В  античное время   человека определяли    как гражданина, носителя   духа. 

         В   Средневековье  социальное  неравенство  компенсируется  равенством   греховности,  страданий;  людская  разобщенность  заменяется   братством   во  Христе  в  общении;  бессилие  человека  компенсируется  всесилием  Бога;  мир  зла  и справедливости  заменяется  царством   Божием.  Общение  людей  происходит  в  культовой  деятельности.

Главную черту культуры эпохи Возрождения – антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью.

Особенность эпохи   Возрождения  заключалась в широком использовании античного культурного наследия. Античная, «языческая» культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений. В эту эпоху были разработаны основные категории, которые  существует  и по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

Информация о работе Культура и личность в современном мире