Культура и личность в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:35, контрольная работа

Краткое описание

Становление личности в человеке происходит через самосознание. Но проблема в том, что в ходе исторического развития культуры человек далеко не сразу идентифицирует себя как личность, причем в разных культурах это происходит по-разному. В восточной культуре чувство личности как таковое в основном подавлено сложившимися моральными устоями в обществе. В культурных традициях Запада человек более предрасположен к осознанию себя в качестве созидателя, творца; своей роли в развитии мира, в частности мира культуры. Поэтому в данной работе будет рассматриваться развитие западной концепции личности, начиная с представлений античности до эпохи Возрождения, так как современные представления о личности были заложены именно в этот период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ 3

1.1 Личность как творец культуры 5

1.2 Античные представления о человеке 8

2 ЛИЧНОСТЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Принадлежащий к стоической школе древнегреческой философии Марк Аврелий, продолжая идею Сократа о человеке, в своей работе «Наедине с собой» высказывает такую мысль, что все приходящее человеку свыше, извне не имеет никакой цены, и на самом деле человек есть выражение внутренней установки души, подчеркивается свобода выбора. По сути человек сам в состоянии определить для себя, что, как и с какой целью делать, без помощи или даже наставления высших сил: «То, что делает человека худшим, чем он есть, не делает худшей и его жизнь и не вредит ни внешней, ни внутренней установке его существа»8. По сути, главная идея стоиков выражалась в том, что человек, живущий в гармонии с самим собой, живет в гармонии со всем остальным миром, универсумом, причем именно сам человек, а не универсум, обладает главенствующим значением в своем развитии как личности. Человеческое «Я» свободно, самодостаточно, свободно от чужих предрассудков.

Стоическая теория, признававшая главным достоинством человека как личности его абсолютную независимость, в некотором смысле противоречит идеалам христианства, считавшей независимость человеческим пороком. Главная идея христианства – спасение, возвращение человека к первоначальному образу, его можно интерпретировать как бегство от своего «Я». Пока человек будет уверен в том, что он свободен, он не обретет спасения. Человек подчинен не природе, а только Богу, причем человек создан по его образу и подобию.

Но с другой стороны, именно христианство считают высшей точкой развития антропоцентризма: человек является творцом природы. Он обретает самоценность, сочетая разум и духовность. Таким образом, в христианстве происходит некий синтез теоцентризма и антропоцентризма.

 

 

2 ЛИЧНОСТЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

В христианстве происходит зарождение персоналистской традиции, и личность в ней представляет собой Божественное начало, подчеркивающее в человеке индивидуальное в противовес язычеству, растворяющему индивидуальность в социальной общности. Зарождение персонализма приходится на эпоху Средневековья, когда роль религиозной идеологии была доминирующей, антропологическая проблематика была погружена в богословскую.

Родоначальником средневековой  христианской философии является Аврелий Августин Блаженный, воспитанный в духе греческой философии. В чем же состояла уникальность учения Августина? В отличие от Аристотеля, Августин отзывается о человеке в первом лице, тем самым выражая уважительное отношение к нему. Человек для Августина прежде всего нечто неисчерпаемое, тайное, «великая бездна». «“Неповторимое” по определению нельзя раскрыть до конца, ведь оно есть субъект, который не может быть присвоен другим субъектом. Исчерпать тайну личности, докопаться до итога не дано даже в отношении себя самого»9.

Но проблема в том, что само употребление местоимения «Я» не утверждает человека как личность. «Исповедь» считается автобиографией Августина, но он сам совершает «бегство» от своей биографии, назвав так свое произведение: происходит разговор не с самим собой, а именно с Богом; Августин отождествляет своё «Я» с «рабом Божьим». Его позиция основана на низменной сущности человека. «Неповторимость» человека он считал религиозной, причастной к Богу, в частности, сравнивает себя не с другими людьми, но представляет себя малым по отношению к Творцу.

Поскольку христианский персонализм состоит в идее постоянного непосредственного общения и связи души с Провидением, то из этого можно сделать вывод, что наблюдения Августина относительно самого себя нисколько не психологичны. То есть сочинение о своей жизни посвящено отнюдь не самой его жизни. Даже спросив себя, кто он есть на самом деле, он отвечает: «Человек». Он буквально убивает свою уникальность.

Признание личного в  христианском персонализме являлось большим  грехом и приравнивалось к гордыне, тщеславию. Только в исповеди человек имеет право сказать «я», которое, однако, растворяется в божественном «ты»: «“Я” – не что иное, как мой грех <...> Да не в себе найду жизнь свою: я плохо жил собой, смертью я был в себе – в Тебе я оживаю»10.

Так для чего же Августин пишет «Исповедь»? Скорее всего, он заинтересован не в том, что поведать историю о себе, а в том, чтобы дать нам понять, кем мы являемся на самом деле. И Августин – всего лишь один из тех, кого создал Бог, и наше знание о себе ничтожно по сравнению с тем, что нам дано знать о Творце. Таким образом, в «Исповеди» речь идет отнюдь не об отдельном человеческом существе, не о его отличии от других как личности.

Нить рассуждений Августина  «подхватывает» Гвиберт Ножанский. Свое сочинение «О моей жизни» он начинает также с обращения к Богу. В первой части своей биографии он довольно подробно рассказывает, чем занимался в детстве, как получал образование. Затем Гвиберта отдали в монастырь, и после того, как он стал его настоятелем, автобиография как таковая прекращается. Он уделяет огромное внимание тому, что происходит вокруг него: политическим событиям во Франции и Англии, происшествиям в монастыре. После избрания аббатом Гвиберт больше не рассказывает о себе, по сути заканчивает свою автобиографию. Похожая попытка написания своей биографии была предпринята аббатом Сюжером, который также «растворил» свою личность во внешних явлениях и событиях, в красотах своего аббатства.

Определенные черты  автобиографии обретают форму в  произведении французского философа и  богослова Пьера Абеляра «История моих бедствий». Изложение жизни Абеляра уже резко отличается от описания Ножанского: в отличие от Гвиберта, он начинает свое произведение с обращению к другу (о котором не вспоминает вплоть до конца произведения), а не к Богу. Он уходит от христианского антропоцентризма, основанного на божественном начале, фактически отрицает роль Бога в развитии своей личности. Вдобавок, он очень кратко описывает свое происхождение и концентрируется не на происходящих вокруг него событиях, а именно на себе. Но, по мнению А.Я. Гуревича, жанр автобиографии предполагает взаимодействие с окружающим миром, и поэтому биография Абеляра не полноценна, так как построена на том, что он лишь повествует о своих несчастьях. Именно позор, на который его выставили враги, побудил Абеляра написать эту историю. Он пытается оправдать себя, и «виноват лишь в одном – в том, что он очень талантлив, что он – первый философ, что он очень хорош и пороков в нем нет»11. Да, он описывает некоторые черты своей натуры, но не создает образ целостной личности, и, к сожалению, лишь подчеркивает свою эгоистичность. Поэтому, вопреки утверждениям некоторых ученых, не с Абеляра начинается становление автобиографии как жанра, раскрывающего суть человеческой личности. Более того, сама по себе эпоха Средневековья не дает нам полного представления о личности того времени. Хотя всё же А.Я. Гуревич приводит в пример немецкого проповедника Бертольда Регенсбургского, «Пять талантов» (собственная персона, служба, время, богатство, любовь к ближнему) которого ясно дают понять, что каждый средневековый человек – отдельная социальная личность. Но это скорее исключение из правил: «проповеди Бертольда дают возможность проникнуть в менталитет средневековых людей, они позволяют хоть что-то узнать о представлениях того времени»12.

Связующим мостом между  Средневековьем и Возрождением выступает  «Божественная комедия» Данте. В  понимании Данте человек, как божье творение, наделен божественной силой, однако он утерял свое совершенство после грехопадения, и теперь его задачей является возвращение к Богу. С другой стороны, у Данте мы находим новую для того времени концепцию человека - человека свободного, способного самому выбирать свою судьбу. То есть Данте выделяет два типа событий, происходящих вокруг человека: те события, на которые самостоятельный, свободный человек может оказать воздействие, определить их течение, и те, которые уже заранее определены свыше. С Данте начинается переход от средневекового понимания значения человеке в устройстве мира к возрожденческому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы была рассмотрена  западная концепция личности на протяжении большого культурного отрезка времени  – от античности до эпохи Возрождения. Как показало время, европейский  человек не мог сразу осознать себя в качестве творца или деятеля, так как этому мешали принятые в обществе догмы и ценности. В античности, за исключением стоической теории, чувство личности было растворено в макрокосмосе. Средневековая христианская традиция, соединяя высшие силы в одного Бога, также всячески подавляла самосознание человека, что можно проследить по работам Августина, Абеляра, Гвиберта Ножанского, Сюжера и др. Проблески наблюдались еще у немецкого проповедника Бертольда Регенсбургского, но переход к антропоцентризму наметился у Данте в «Божественной комедии». Наконец, возрожденческий гуманизм Петрарки и политические убеждения Макьявелли приблизили представление европейского человека о личностном самосознании к современному. В наши дни человек привык полагаться в основном только на себя, и именно собственные поступки и решения без опоры на авторитеты делают его личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гуревич П.С. Культурология (Эл. вид)
  2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1991.
  3. Балакина Т.И.  Мировая художественная культура. Россия IX-начало XX в. – М., 2008.
  4. Старовойтенко Е. Б. Культурная психология личности. – М., 2007.
  5. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 2008.
  6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2000.
  7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., 2001.
  8. Кон И.С. В поисках себя (Эл.вид)
  9. Гайдадымов Е.Б. Философия человека. – М., 2005.
  10. Марк Аврелий. Наедине с собой. – М. 1994.
  11. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с самим собой. – М., 2000.
  12. Серебряный С.Д. История мировой культуры: наследие запада. – М., 1998.

 

 

1 Гуревич П.С. Культурология (Эл. вид)

2 Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1991. С.21.

3 Балакина Т.И.  Мировая художественная культура. Россия IX-начало XX в. – М., 2008. С.4.

4 Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб., 2002. С.21.

5 Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., 2001. С.581.

6 Кон И.С. В поисках себя (Эл.вид)

7 Там же.

8 Марк Аврелий. Наедине с собой. – М.,1994. С.42.

9 Баткин Л.М. Европейский человек наедине с самим собой. – М., 2000. С.63.

10 Баткин Л.М. Европейский человек наедине с самим собой. – М., 2000. С.72, 74.

11 Гуревич А.Я. Культура Средневековья (в составе курса лекций Серебряного С.Д. История мировой культуры: наследие запада. – М., 1998. С.291.

12 Там же, С.316.




Информация о работе Культура и личность в средние века