Культура и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не преступил пределов природы, он остался бы без культуры. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами.

Содержание

1. Понятие Культура и природа
2. Экологический аспект культуры и природы
3. Экологическая культура
4. Взаимосвязь и взаимодействие культуры и природы
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 26.90 Кб (Скачать файл)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (ФИЛИАЛ)

ФГБОУ ВПО «МГУТУ ИМЕНИ К.Г.РАЗУМОВСКОГО»


 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине "Культурология"

на тему: Культура и природа.

 

 

                                                                       

                                                                      Выполнил студент 1

                                                  курса

Направление 260800 «Технология продукции и организация общественного      питания». ПФО (СФО)

Шифр:          28      

Зорина Наталья Александровна

       (ФИО)

 

 

 

 

 

 

г.Нижний Новгород

2012 г

Вариант№18. Культура и природа.

 

1. Понятие Культура и природа                                                                   

2. Экологический аспект  культуры и природы                                          

3. Экологическая культура                                                                           

4. Взаимосвязь и взаимодействие культуры и природы                           

5. Литература                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

                                            

Понятие Культура и природа.

Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный  потенциал. Но если бы человек не преступил  пределов природы, он остался бы без  культуры. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа  дает сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями  чувственного восприятия и инстинктами.

 

         Человек  претворяет и достраивает природу.  Культура — это формирование  и творчество. Противопоставление  культуры и природы не имеет  смысла, так как человек в определенной  мере есть природа, хотя и  не только природа... Не было, и  нет чисто природного человека. От истоков и до заката своей  истории был, есть и будет  только «человек культурный»,  т. е. «человек творящий». 

 

Однако овладение внешней природой само по себе еще не является культурой, хотя и представляет собой одно из ее условий. Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и внутренней жизнью, на что способен только человек. Он сделал первый шаг к разрыву  с природой, начав возводить на ней свой мир, мир культуры как  высшую ступень эволюции. С другой стороны, человек служит соединительным звеном между природой и культурой. Более того, его внутренняя принадлежность к обеим этим системам свидетельствует  о том, что между ними существуют отношения не противоречия, а взаимного  дополнения и единства.

 

 

3

Культура постепенно делает своим объектом отношение к природе, то есть возникает культура экологической деятельности человека, или, чаще говорят, экологическая культура. Ее задача – поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести знание об этих отношениях в систему ценностей культуры.

 

В отечественной литературе противоречия между природой и культурой преодолеваются зачастую через категорию деятельности в ее историческом развитии. На начальном  этапе единство культурного и  природного носило характер подчиненности  человека природе, которую он «преодолевал»  не столько в труде, сколько в  мифе. Позднее, с развитием труда, ростом его производительности, прогрессом науки и техники, это единство распадается, трансформируется во взаимодействие культуры (человека) и природы, как  господство культуры над природой.

Противопоставление природы и  культуры не имеет исключительного 

смысла, так как человек в  определенной мере есть природа, хотя и не только природа. Человек претворяет и достраивает природу. Культура - это формирование и творчество. Не было и нет чисто природного человека., есть и будет только "человек  культурный", т.е. "человек творящий".

 

Однако овладение внешней природой само по себе еще не является культурой, хотя и представляет собой одно из ее условий.

Освоить природу - означает овладеть не только внешней, но и внутренней, т.е. человеческой природой, на что способен только человек. Он сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить свой мир, мир культуры как высшую ступень эволюции. С другой стороны, человек служит соединительным звеном между природой и культурой.

 

 

4

Таким образом, культура - это природа, которую "пересоздает" человек, утверждая  посредством этого себя в качестве человека. Он единственное существо, способное  к новаторству. Человек - уникальный творец культуры, придающий ей смысл. На начальном этапе единство культурного  и природного носило характер подчиненности  человека природе, которую он "преодолевал" в труде. С развитием труда, ростом его производительности, прогрессом науки и техники это единство распадается, трансформируется во взаимодействие культуры (человека) и природы, в  господство культуры над природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Экологический аспект культуры и природы.

       

 Экологический аспект: «человек  не может ждать милости от  природы после того, что он  с ней сделал». Экологическое  равновесие, охрана природы, экологически  чистые технологии — все это  важнейшие аспекты современного  состояния проблемы «культура  и природа».

 

Разумное осмысление и построение природного и культурного стало  особенно важным в наши дни, когда  все настойчивее звучат предупреждения о грозящей миру людей глобальной экологической катастрофе. Несомненно, что в ходе истории «натура» превращается в культуру. Наше природное жизненное  пространство все более «очеловечивается». Активное, преобразующее воздействие  человека на планету все более  усиливается, но несомненно, что в  этом процессе происходит отчуждение культуры от природы. Мы живем во все  более искусственном мире, в котором  возросшая мощь человека обращается против него самого. Как не вспомнить  вещее высказывание русского писателя М. Пришвина: «Природа может обойтись и без культуры... Но Культура без  природы быстро выдохнется».

 

Сегодня, когда человечество находится  в ситуации конфликта природы  и культуры, особенно значимыми становятся нарастание экологической составляющей в системе культуры, т.е. умение найти  «общий язык» с природным миром, обеспечить оптимальное развитие культуры и природы. Нахождение гармонии между  природой и культурой станет, пожалуй, основной глобальной задачей человечества в третьем тысячелетии.

 

Во взаимодействии культуры и природы  можно выделить следующие аспекты.

 

6

Первый аспект - хозяйственно-практический. От природных условий, богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран и народов, культур. Сейчас значение природного фактора для экономического могущества стало косвенным. Все большую роль в судьбе стран, культур играют не природные условия и богатства, а собственно человеческий фактор.

 

Второй аспект - экологический: "человек не может ждать милости от природы после того, что он с ней сделал". Экологическое равновесие, "чистые" технологии - все это аспекты современного состояния проблема "культура и природа". Сегодня, когда человечество находится в ситуации конфликта природы и культуры, особенно значимыми становятся нарастание экологической составляющей в системе культуры, становление и развитие экологической культуры.

Третий аспект - медико-гигиенический. Климат, погода, оказываю большое

влияние на жизнь человека. И не учитывание этих факторов приводит к  возникновению многих заболеваний  и аномальных состояний у человека. Отсюда - проблемы здорового образ  жизни, география болезней и т.д.

 

Четвертый аспект проблемы - этический. Он тесно связан с формированием экологической культуры, экологическая культура как результат ценностного отношения человека к природе, в котором выражается все понимание связи, и зависимости между жизнью и деятельностью человека.

Таким образом, проблема "культура и природа" это история человечества.

 

 

 

 

 

7

Экологическая культура

 

 применительно к процессам  взаимодействия общества и природы  предполагает реализацию новых  принципов жизнедеятельности людей.  Она несовместима со старой  традицией покорения природы  и предполагает гармонизацию  трех видов взаимодействия природы  и общества: использование природных  богатств, охрану природы как  естественной среды обитания  человека, разумное регулирование  природных процессов, их восстановление, сохранение, улучшение. 

 

 Это потребует переориентации  всех видов жизнедеятельности  человека, его менталитета, целей,  идеалов, то есть мировоззрения.  Природа в этом мировоззрении  должна рассматриваться как самоценность, и ее преобразование должно  санкционироваться высшими духовными  смыслами, а не технократическими  показателями, как это зачастую  делается в современной культуре. Такая оценка природы должна  быть имманентна самосознанию  человека, а не только культуре. Природа должна оцениваться человеком  как источник эстетических, нравственных  и других идеалов. Гуманизм, при  таком подходе, с необходимостью  должен включать в себя ценности  и идеалы экологического характера,  то есть необходимо выйти за  границы антропоцентрических ценностей  и идеалов. Возможно, это будет  биосфероцентрический менталитет  и мировоззрение, где основная  задача культуротворческой деятельности  человека должна сводиться к  развитию и установлению экологической  системы самодостаточности человечества. Очевидно, что это – задача  новой по духу культуры и  нового по мировоззрению человека.

 

 Большая часть современных  культурологических теорий органически  включает в себя разнообразные  походы к прогнозированию будущего 

8

человека и человечества, основанные на различных глобальных моделях.

В рамках манифестов Римского клуба  эта проблема видится как установка  на кардинальное изменение ценностных ориентацией человека и всего  человечества, улучшение «человеческого качества».

 

 В ХХ веке многие крупные  ученые обращаются к теме технизации  жизненной среды человека. Так,  известный экзестенционалист Мартин  Хайдеггер ставит проблему техники  следующим образом: «Пока довольствуются  тем, что проклинают или прославляют  технику, никогда не поймут, чем  она является. Нужно ее вопрошать»2.

 

 Современное человечество уже  стало воздействовать на существование  жизни на всей планете, однако  современный человек все еще  не понимает своей новой роли  и своего места в изменившемся  мире.

7

Так, президент Римского клуба А. Печчеи считает, что основная проблема современности 

 

заключается в самом человеке, а  не вне его. По его убеждению, существуют пределы материального роста, исходящие  из вырожденно присущих человеческому  существу внутренних пределов.

 

 Современный человек все  еще слепо доверяет науке и  технике, полагая, что именно  они смогут разрешить все противоречия  современной эпохи. Однако научно-технический  прогресс не ведет к разрешению  кризиса человечества, который вызван  другими причинами и, в первую  очередь, тем, что современный  человек не способен принять  на себя ответственность, вытекающую  из его новой роли. Перед человечеством  встала новая задача – воспитание  в человеке необходимых человеческих  качеств.

9

Взаимосвязь и взаимодействие культуры и природы

 

Мир, в котором живет человек, – целостен, он представляет собой  сложную систему «природа-общество»  и культура функционирует на всех уровнях именно этой системы. Поэтому, направления, в которых культура осуществляет реализацию своих функций, многообразны, хотя внутренне целостны и едины.

 

Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия  стала природа, причем, природа не только как объективная реальность, но и природная  сущность самого человека. Когда человек начал  созидать свой «собственный мир», когда  он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума.

 

Для естественно-природных явлений, принципы происхождения находятся  в самих этих явлениях. В то время  как для артефактов, явлений, созданных  культурой, принципы происхождения  находятся вне этих явлений, в  голове человека, проектирующего и  осуществляющего продуцирование артефактов.

В этом можно усматривать несовместимость  природы и культуры. Существует точка  зрения, которая разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального  в человеке.

 

Однако очевидно, что вне природы  «первой» никакая культура невозможна, что культура трансформирует, преобразовывает  то, что дано первой природой. По этому  поводу существует противоположная  точка зрения,

Информация о работе Культура и природа