Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:07, реферат
Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не преступил пределов природы, он остался бы без культуры. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами.
1. Понятие Культура и природа
2. Экологический аспект культуры и природы
3. Экологическая культура
4. Взаимосвязь и взаимодействие культуры и природы
5. Литература
Контрольная работа
по дисциплине "Культурология"
на тему: Культура и природа.
Направление 260800 «Технология продукции и организация общественного питания». ПФО (СФО)
Шифр: 28
Зорина Наталья Александровна
(ФИО)
г.Нижний Новгород
2012 г
Вариант№18. Культура и природа.
1. Понятие Культура и природа
2. Экологический аспект культуры и
природы
3. Экологическая культура
4. Взаимосвязь и взаимодействие культуры
и природы
5. Литература
2
Понятие Культура и природа.
Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не преступил пределов природы, он остался бы без культуры. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами.
Человек
претворяет и достраивает
Однако овладение внешней
3
Культура постепенно делает своим объектом отношение к природе, то есть возникает культура экологической деятельности человека, или, чаще говорят, экологическая культура. Ее задача – поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести знание об этих отношениях в систему ценностей культуры.
В отечественной литературе противоречия между природой и культурой преодолеваются зачастую через категорию деятельности в ее историческом развитии. На начальном этапе единство культурного и природного носило характер подчиненности человека природе, которую он «преодолевал» не столько в труде, сколько в мифе. Позднее, с развитием труда, ростом его производительности, прогрессом науки и техники, это единство распадается, трансформируется во взаимодействие культуры (человека) и природы, как господство культуры над природой.
Противопоставление природы и культуры не имеет исключительного
смысла, так как человек в определенной мере есть природа, хотя и не только природа. Человек претворяет и достраивает природу. Культура - это формирование и творчество. Не было и нет чисто природного человека., есть и будет только "человек культурный", т.е. "человек творящий".
Однако овладение внешней
Освоить природу - означает овладеть не только внешней, но и внутренней, т.е. человеческой природой, на что способен только человек. Он сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить свой мир, мир культуры как высшую ступень эволюции. С другой стороны, человек служит соединительным звеном между природой и культурой.
4
Таким образом, культура - это природа, которую "пересоздает" человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Он единственное существо, способное к новаторству. Человек - уникальный творец культуры, придающий ей смысл. На начальном этапе единство культурного и природного носило характер подчиненности человека природе, которую он "преодолевал" в труде. С развитием труда, ростом его производительности, прогрессом науки и техники это единство распадается, трансформируется во взаимодействие культуры (человека) и природы, в господство культуры над природой.
5
Экологический аспект культуры и природы.
Экологический аспект: «человек
не может ждать милости от
природы после того, что он
с ней сделал». Экологическое
равновесие, охрана природы, экологически
чистые технологии — все это
важнейшие аспекты
Разумное осмысление и построение природного и культурного стало особенно важным в наши дни, когда все настойчивее звучат предупреждения о грозящей миру людей глобальной экологической катастрофе. Несомненно, что в ходе истории «натура» превращается в культуру. Наше природное жизненное пространство все более «очеловечивается». Активное, преобразующее воздействие человека на планету все более усиливается, но несомненно, что в этом процессе происходит отчуждение культуры от природы. Мы живем во все более искусственном мире, в котором возросшая мощь человека обращается против него самого. Как не вспомнить вещее высказывание русского писателя М. Пришвина: «Природа может обойтись и без культуры... Но Культура без природы быстро выдохнется».
Сегодня, когда человечество находится в ситуации конфликта природы и культуры, особенно значимыми становятся нарастание экологической составляющей в системе культуры, т.е. умение найти «общий язык» с природным миром, обеспечить оптимальное развитие культуры и природы. Нахождение гармонии между природой и культурой станет, пожалуй, основной глобальной задачей человечества в третьем тысячелетии.
Во взаимодействии культуры и природы можно выделить следующие аспекты.
6
Первый аспект - хозяйственно-практический. От природных условий, богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран и народов, культур. Сейчас значение природного фактора для экономического могущества стало косвенным. Все большую роль в судьбе стран, культур играют не природные условия и богатства, а собственно человеческий фактор.
Второй аспект - экологический: "человек не может ждать милости от природы после того, что он с ней сделал". Экологическое равновесие, "чистые" технологии - все это аспекты современного состояния проблема "культура и природа". Сегодня, когда человечество находится в ситуации конфликта природы и культуры, особенно значимыми становятся нарастание экологической составляющей в системе культуры, становление и развитие экологической культуры.
Третий аспект - медико-гигиенический. Климат, погода, оказываю большое
влияние на жизнь человека. И не учитывание этих факторов приводит к возникновению многих заболеваний и аномальных состояний у человека. Отсюда - проблемы здорового образ жизни, география болезней и т.д.
Четвертый аспект проблемы - этический. Он тесно связан с формированием экологической культуры, экологическая культура как результат ценностного отношения человека к природе, в котором выражается все понимание связи, и зависимости между жизнью и деятельностью человека.
Таким образом, проблема "культура и природа" это история человечества.
7
Экологическая культура
применительно к процессам
взаимодействия общества и
Это потребует переориентации
всех видов жизнедеятельности
человека, его менталитета, целей,
идеалов, то есть
Большая часть современных
культурологических теорий
8
человека и человечества, основанные на различных глобальных моделях.
В рамках манифестов Римского клуба эта проблема видится как установка на кардинальное изменение ценностных ориентацией человека и всего человечества, улучшение «человеческого качества».
В ХХ веке многие крупные
ученые обращаются к теме
Современное человечество уже
стало воздействовать на
7
Так, президент Римского клуба А. Печчеи считает, что основная проблема современности
заключается в самом человеке, а не вне его. По его убеждению, существуют пределы материального роста, исходящие из вырожденно присущих человеческому существу внутренних пределов.
Современный человек все
еще слепо доверяет науке и
технике, полагая, что именно
они смогут разрешить все
9
Взаимосвязь и взаимодействие культуры и природы
Мир, в котором живет человек,
– целостен, он представляет собой
сложную систему «природа-
Исторически самим ранним объектом
культуропреобразующего воздействия
стала природа, причем, природа не
только как объективная реальность,
но и природная сущность самого
человека. Когда человек начал
созидать свой «собственный мир», когда
он стал переделывать природу в «свое»
обиталище, в «свой» дом, он сделал первый
шаг к разрыву с матерью-
Для естественно-природных явлений, принципы происхождения находятся в самих этих явлениях. В то время как для артефактов, явлений, созданных культурой, принципы происхождения находятся вне этих явлений, в голове человека, проектирующего и осуществляющего продуцирование артефактов.
В этом можно усматривать
Однако очевидно, что вне природы «первой» никакая культура невозможна, что культура трансформирует, преобразовывает то, что дано первой природой. По этому поводу существует противоположная точка зрения,