Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..............3
1. Взаимосвязь
культуры и природы……………………………………………4
2. Влияние
развития культуры на свободу человека………………..5-7
3. Ноосфера…………………………………………………………………...............8-10
Заключение…..………………………………………………………………………………11
Список
используемой литературы……………………………………………...12
Введение
Диалектика
развития культуры раскрывается
во взаимодействии человека с
природой. Причем анализ этого
взаимодействия учитывает различное
понимание природы, которую можно
представить в виде стихийной
системы и в виде естественной
предпосылки общественного производства,
образующей канву человеческой
истории. Природные явления и
процессы рассматриваются, как
естественные предпосылки общественного
производства лишь в том случае,
если они включаются в производство
и тем самым утрачивают свою
стихийность. Так, понимаемая
природа образует единство с
человеком в экономическом отношении,
ибо, согласно К.Марксу, человек
начинается относиться к ней
как «к своей лаборатории», «к
своему неорганическому телу…
к неотъемлемой предпосылке его
индиви-дуальности, к способу существования
последней»
В
этом случае природа выступает
не просто средой обитания, экологической
нишей человека наряду с представителями
животного царства, сферой его
предметно - преобразующей деятельности,
материального производства, «царством
естественной необходимости».
1.
Взаимосвязь культуры и природы.
Неразрывное
единство человека и природы
предполагает отношение к ней
- «неорганическому телу» человека
- как к своему собственному
организму. По отношению к природе
культура есть возделывание, культивирование,
обработка почвы, а по отношению
к человеку - воспитание, формирование
чувств и мыслей. В этом плане
следует вести речь о человеческой
сущности природы, которая существует
только для общественного человека,
поскольку только в обществе
природа является жизненным элементом
человеческой деятельности.
Человеческая
сущность предметов природы, явлений
и процессов проявляется в
том, что они во взаимодействии
с человеком обретают человеческие,
культурные определения. Кусок
мрамора имеет разные определения
для строителя, скульптора или
химика - неорганика, а молния на
небесах - для жреца, поэта или
физика. Во всех случаях человек
творит «вторую природу», исходя
из закономерностей объективного
мира. И обратно, - человек воспринимает
объективный мир, находящийся
вне его органов чувств, в той
мере, в какой он вкючается
в сферу культурного творчества
человека. Человек постигает гармонию,
порядок в природе, «встраивая»
ее вне себя, свою практически
- преобразующую и познавательную
деятельность. Тем самым он творит
мир человеческой культуры.
2.
Влияние развития культуры на
свободу человека.
Вопрос
о взаимосвязи культуры и природы
имеет немаловажный аспект - как
с развитием культуры расширяется
сфера человеческой свободы. Свобода
по своей сути означает способность
человека действовать в соответствии
со своими интересами и целями,
опираясь на познание объективной
необходимости. Свобода, которой
обладают люди в ту или иную
эпоху, является продуктом исторического
развития, развития культуры. «Первые
выделившиеся из животного царства
люди, - писал Ф.Энгельс, - были во
всем существенном также несвободны,
как и сами животные, но каждый
шаг вперед по пути культуры
был шагом к свободе» Иначе
говоря, культурный процесс оказывается
предпосылкой, предтечей свободы.
Человек достигает ее (хотя, каждый
рубеж есть лишь очередной
этап освоения мира) в процессе
преобразования природы в соответствии
со своими целями, но подчиняясь
ее законам. Тем самым природа
как раз оказывается по отношению
к человеку тем «неорганическим
телом», созидание которого представляет
собой культурную деятельность
человека. Характеристикой результата
культурного прогресса является
степень единства человека и
природы как его «неорганического
тела». Единство сдесь имеется
в виду не биологического порядка
(которое, естественно, не отрицается
ни в коем случае), а то, которое
является результатом действия
сущностных сил человека практически
- преобразующих, познавательных
или же не имеющих рациональную
природу (религия, изобразительное
искусство).
Движение
к свободе через культуру имеет
множество составляющих. Это культура
труда и производства, политическая
и правовая культура, культура
человеческих отношений, культура
мышления, художественная, религиозная
культура и т.д. Каждая из
этих составляющих культурного
творчества обеспечивает соответственно
свободу совести и творчества и т.п. Особенность
современного этапа развития человечества
заключается в том, что на него выпало
бремя одновременности протекания этих
культурных процессов, обусловливающих
революционный скачок в достижении человеческой
свободы. А. Печчеи (организатор и первый
президент Римского клуба) весьма удачно
назвал этот скачок «человеческой революцией»
Отличая тот факт, что неуправляемое развитие
человечества, подчинившего себе планету,
достигло переломного момента, Печчеи
усматривает в дальнейшем две альтернативы.
Либо создать неустойчивость своего положения
и достичь уровня культурной зрелости,
чтобы научиться управлять планетарными
процессами. Либо пасть жертвой своего
же внутреннего кризиса и отказаться от
роли защитника и главного арбитра жизни
на планете. «Если мы хотим, - пишет Печчеи,
- поднять уровень самосознания и организации
всей человеческой системы в целом, добиться
ее внутренней устойчивости и гармонического,
счастливого сосуществования с природой,
то целью нашей должны стать глубокая
культурная эволюция и коренное улучшение
качества и способности всего человеческого
сообщества»
Человеческая
революция представляет собой
трансформацию человеческого существования.
Она в свою очередь является
сутью «революционного гуманизма»,
способного «восстановить культурную
гармонию человека, а через нее
и равновесие и здоровье всей
человеческой системы». Печчеи усматривает
свободу выбора, свободу воли
в том, что современный человек
разгадал множество тайн природы
и научился подчинять себе
ход событий. Но именно поэтому
он «наделен невидимой, огромной
ответственностью и обречен на
то, чтобы играть совершенно новую
роль арбитра, регулирующего жизнь
на панете - включая и свою собственную
жизнь».
Пафос
рассуждений А. Печчеи очевиден:
только через разносторонние
культурные творчества человека,
гармонизирующее его отношение
с природой, ему может быть
уготовано возможность не только
«заглядывать в будущее», но и
«создавать» его. Природные процессы
и явления, включенные в социум,
социальное бытие благодаря человеческой
деятельности обусловливают возможностью
создания будущего. Судить же
о той или иной степени «общей
культуры человека» следует потому,
«насколько природа стала человеческой
сущностью человека»
Итак,
развитие культуры в контексте
взаимодействия человека и природы
означает углубление единства
между ними. Культурный прогресс
приводит к увеличению степени
свободы человеческого бытия.
Но рост степени свободы ведет
к неустойчивому балансу между
силами природы и человеческими
возможностями, нарушению экологического
равновесия. Эти нарушения связаны,
прежде всего, со стремительным
ростом производительных сил
и качественными преобразованиями
в технологическом способе производства.
3.
Ноосфера.
У
истоков учений о ноосфере
стояли французские естествоиспытатели
и философы Э. Леруа и П.
Тейяр де Шарден и русский
ученый В.И. Вернадский. Понятие
«ноосфера» обозначает сферу
взаимодействия природы и общества,
в пределах которой человеческая
деятельность оказывается сопоставимей
с энергетикой геологических
процессов. Оно отражает накопленные
человеческие знания, которые превращаются
в могучую производительную силу.
Под ноосферой понимают часть
биосферы, процессы в которой
подвластны управленческой деятельночти
человека. Потому и ее еще называют
техносферой, антропосферой или
социосферой, что коррелирует
с названными выше процессами
культурогенеза, антропогенеза и
социогенеза.
Суть
учений о ноосфере наиболее
полно была представлена
В. И.
Вернадским в одной из последних
его работ «Несколько слов
о ноосфере» (1944г.). Вот основные
положения этой работы:
«Человечество,
как живое вещество неразрывно
связано с материально - энергетическими
процессами определенной геологической
оболочки Земли - с ее биосферой.
Оно не может физически быть
от нее независимой ни на одну минуту.
В
нашем столетии биосфера получает
совершенно новое понимание…Она
выявляется как планетное явление
космического характера…
В
ХХ веке впервые в истории
Земли человек узнал и охватил
всю биосферу, закончил географическую
карту планеты Земли, расселился
по всей ее поверхности. Человечество
своей жизнью стало единым целым.
В
геологической истории биосферы
перед человеком открывается
огромное будущее, если он поймет
это и не будет употреблять
свой разум и свой труд на самоистребление.
Впервые
в истории человечества интересом
народных масс - всех и каждого
- и свободной мысли личности
определяют жизнь человечества,
являются мерилом его представления
справедливости. Человечество, взятое
в целом, становится мощной
геологической силой. И перед
ним, перед его мыслью и трудом,
становится вопрос о перестройке
биосферы в интересах свободно
мыслящего человечества, как единого
целого.
Это
новое состояние биосферы, к которому
мы, не замечая этого, приближаемся,
и есть ноосфера.
Ноосфера
есть новое геологическое явление
на нашей планете. В ней впервые
человек становится крупнейшей
геологической силой. Он может
и должен перестраивать своим
трудом и мыслью область своей
жизни, перестраивать коренным
образом по сравнению с тем, что было
раньше.
Лик
планеты - биосфера - химически резко
меняется человеком сознательно
и главным образом бессознательно.
Меняется человечом физически
и химически воздушная оболочка
суши, всей ее природной воды.
В
результате роста человеческой
культуры в ХХ веке все более
резко стали меняться (химически
и биологически) пребрежные моря
и части Океана.
В будущем
нам рисуется как возможные сказочные
мечтания: человек стремится выйти
из пределов своей планеты в космическое
пространство. И, вероятно, выйдет.
В
настоящее время мы не можем
не считаться с тем, что в
переживаемой нами великой исторической
трагедии (вероятно, Вернадский имеет
ввиду Великую Отечественную войну - И.К.)
мы пошли по правильному пути, который
отвечает ноосфере.
Ноосфера
- последний из многих состояний
эволюции биосферыв геологической
истории - состояние наших детей.
Сейчас
мы переживаем новое геологическое
эволюционное изменение биосферы. Мы
входим в ноосферу.
Но
важен для нас факт, что идеалы
демократии идут в унисон со
стихийным геологическим процессом,
с законами природы, отвечают
ноосфере.
Можно
смотреть поэтому на наше будущее
уверенно. Оно в наших руках.
Мы его не выпустили.»
Заключение.
Человеческая
сущность предметов природы, явлений
и процессов проявляется в
том, что они во взаимодействии
с человеком обретают человеческие,
культурные определения. Тем самым
человек творит мир человеческой
культуры
С
развитием культуры расширяется
сфера человеческой свободы.
Человек
достигает ее в процессе преобразования
природы в соответствии со
своими целями, но подчиняясь
ее законам. Таким образом,
культурный прогресс приводит
к увеличению степени свободы
человеческого бытия.
Понятие
«ноосфера» обозначает сферу
взаимодействия природы и общества,
в пределах которой человеческая
деятельность оказывается сопоставимой
с энергетикой геологических
процессов. Оно отражает накопленные
человеческие знания, которые превращаются
в могучую производительную силу.
Рост
и развитие культуры сопровождается
тем, что исчезает и уменьшается
органичность единства человека
и природы. Природа - это среда
обитания человека, вне которой
человек не способен существовать
как биологический вид, но наряду
с этим, не менее существенной
и реальной средой обитания
человека является и культура.
Список
используемой литературы:
Каган
М.С. Философия культуры. - СПб.; ТОО
ТК «Петрополис», 1996. - С. 55-94
Кефели
И.Ф. Культура и природа - //Соц.-
политический журнал. - 1995. - №2. - С. 116-120