Культура и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Диалектика развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой. Причем анализ этого взаимодействия учитывает различное понимание природы, которую можно представить в виде стихийной системы и в виде естественной предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой истории. Природные явления и процессы рассматриваются, как естественные предпосылки общественного производства лишь в том случае, если они включаются в производство и тем самым утрачивают свою стихийность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..............3
1. Взаимосвязь культуры и природы……………………………………………4
2. Влияние развития культуры на свободу человека………………..5-7
3. Ноосфера…………………………………………………………………...............8-10
Заключение…..………………………………………………………………………………11
Список используемой литературы……………………………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

культура и природа.docx

— 21.89 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 Введение…………………………………………………………………………..............3

1. Взаимосвязь  культуры и природы……………………………………………4

2. Влияние  развития культуры на свободу человека………………..5-7

3. Ноосфера…………………………………………………………………...............8-10

 Заключение…..………………………………………………………………………………11

 Список  используемой литературы……………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Диалектика  развития культуры раскрывается  во взаимодействии человека с  природой. Причем анализ этого  взаимодействия учитывает различное  понимание природы, которую можно  представить в виде стихийной  системы и в виде естественной  предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой  истории. Природные явления и  процессы рассматриваются, как  естественные предпосылки общественного  производства лишь в том случае, если они включаются в производство  и тем самым утрачивают свою  стихийность. Так, понимаемая  природа образует единство с  человеком в экономическом отношении,  ибо, согласно К.Марксу, человек  начинается относиться к ней  как «к своей лаборатории», «к  своему неорганическому телу…  к неотъемлемой предпосылке его  индиви-дуальности, к способу существования  последней» 

 В  этом случае природа выступает  не просто средой обитания, экологической  нишей человека наряду с представителями  животного царства, сферой его  предметно - преобразующей деятельности, материального производства, «царством  естественной необходимости».

 

1. Взаимосвязь культуры и природы.

 Неразрывное  единство человека и природы  предполагает отношение к ней  - «неорганическому телу» человека - как к своему собственному  организму. По отношению к природе  культура есть возделывание, культивирование,  обработка почвы, а по отношению  к человеку - воспитание, формирование  чувств и мыслей. В этом плане  следует вести речь о человеческой  сущности природы, которая существует  только для общественного человека, поскольку только в обществе  природа является жизненным элементом  человеческой деятельности.

 Человеческая  сущность предметов природы, явлений  и процессов проявляется в  том, что они во взаимодействии  с человеком обретают человеческие, культурные определения. Кусок  мрамора имеет разные определения  для строителя, скульптора или  химика - неорганика, а молния на  небесах - для жреца, поэта или  физика. Во всех случаях человек  творит «вторую природу», исходя  из закономерностей объективного  мира. И обратно, - человек воспринимает  объективный мир, находящийся  вне его органов чувств, в той  мере, в какой он вкючается  в сферу культурного творчества  человека. Человек постигает гармонию, порядок в природе, «встраивая»  ее вне себя, свою практически  - преобразующую и познавательную  деятельность. Тем самым он творит  мир человеческой культуры.

 

2. Влияние развития культуры на  свободу человека.

 Вопрос  о взаимосвязи культуры и природы  имеет немаловажный аспект - как  с развитием культуры расширяется  сфера человеческой свободы. Свобода  по своей сути означает способность  человека действовать в соответствии  со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной  необходимости. Свобода, которой  обладают люди в ту или иную  эпоху, является продуктом исторического  развития, развития культуры. «Первые  выделившиеся из животного царства  люди, - писал Ф.Энгельс, - были во  всем существенном также несвободны, как и сами животные, но каждый  шаг вперед по пути культуры  был шагом к свободе» Иначе  говоря, культурный процесс оказывается  предпосылкой, предтечей свободы.  Человек достигает ее (хотя, каждый  рубеж есть лишь очередной  этап освоения мира) в процессе  преобразования природы в соответствии  со своими целями, но подчиняясь  ее законам. Тем самым природа  как раз оказывается по отношению  к человеку тем «неорганическим  телом», созидание которого представляет  собой культурную деятельность  человека. Характеристикой результата  культурного прогресса является  степень единства человека и  природы как его «неорганического  тела». Единство сдесь имеется  в виду не биологического порядка  (которое, естественно, не отрицается  ни в коем случае), а то, которое  является результатом действия  сущностных сил человека практически  - преобразующих, познавательных  или же не имеющих рациональную  природу (религия, изобразительное  искусство).

 Движение  к свободе через культуру имеет  множество составляющих. Это культура  труда и производства, политическая  и правовая культура, культура  человеческих отношений, культура  мышления, художественная, религиозная  культура и т.д. Каждая из  этих составляющих культурного  творчества обеспечивает соответственно свободу совести и творчества и т.п. Особенность современного этапа развития человечества заключается в том, что на него выпало бремя одновременности протекания этих культурных процессов, обусловливающих революционный скачок в достижении человеческой свободы. А. Печчеи (организатор и первый президент Римского клуба) весьма удачно назвал этот скачок «человеческой революцией» Отличая тот факт, что неуправляемое развитие человечества, подчинившего себе планету, достигло переломного момента, Печчеи усматривает в дальнейшем две альтернативы. Либо создать неустойчивость своего положения и достичь уровня культурной зрелости, чтобы научиться управлять планетарными процессами. Либо пасть жертвой своего же внутреннего кризиса и отказаться от роли защитника и главного арбитра жизни на планете. «Если мы хотим, - пишет Печчеи, - поднять уровень самосознания и организации всей человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должны стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качества и способности всего человеческого сообщества»

 Человеческая  революция представляет собой  трансформацию человеческого существования.  Она в свою очередь является  сутью «революционного гуманизма», способного «восстановить культурную  гармонию человека, а через нее  и равновесие и здоровье всей  человеческой системы». Печчеи усматривает  свободу выбора, свободу воли  в том, что современный человек  разгадал множество тайн природы  и научился подчинять себе  ход событий. Но именно поэтому  он «наделен невидимой, огромной  ответственностью и обречен на  то, чтобы играть совершенно новую  роль арбитра, регулирующего жизнь  на панете - включая и свою собственную  жизнь».

 Пафос  рассуждений А. Печчеи очевиден: только через разносторонние  культурные творчества человека, гармонизирующее его отношение  с природой, ему может быть  уготовано возможность не только  «заглядывать в будущее», но и  «создавать» его. Природные процессы  и явления, включенные в социум, социальное бытие благодаря человеческой  деятельности обусловливают возможностью  создания будущего. Судить же  о той или иной степени «общей  культуры человека» следует потому, «насколько природа стала человеческой  сущностью человека» 

 Итак, развитие культуры в контексте  взаимодействия человека и природы  означает углубление единства  между ними. Культурный прогресс  приводит к увеличению степени  свободы человеческого бытия.  Но рост степени свободы ведет  к неустойчивому балансу между  силами природы и человеческими  возможностями, нарушению экологического  равновесия. Эти нарушения связаны,  прежде всего, со стремительным  ростом производительных сил  и качественными преобразованиями  в технологическом способе производства.

 

3. Ноосфера.

 У  истоков учений о ноосфере  стояли французские естествоиспытатели  и философы Э. Леруа и П.  Тейяр де Шарден и русский  ученый В.И. Вернадский. Понятие  «ноосфера» обозначает сферу  взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая  деятельность оказывается сопоставимей  с энергетикой геологических  процессов. Оно отражает накопленные  человеческие знания, которые превращаются  в могучую производительную силу. Под ноосферой понимают часть  биосферы, процессы в которой  подвластны управленческой деятельночти  человека. Потому и ее еще называют  техносферой, антропосферой или  социосферой, что коррелирует  с названными выше процессами  культурогенеза, антропогенеза и  социогенеза. 

 Суть  учений о ноосфере наиболее  полно была представлена 

 В. И.  Вернадским в одной из последних  его работ «Несколько слов  о ноосфере» (1944г.). Вот основные  положения этой работы:

 «Человечество,  как живое вещество неразрывно  связано с материально - энергетическими  процессами определенной геологической  оболочки Земли - с ее биосферой.  Оно не может физически быть  от нее независимой ни на одну минуту.

 В  нашем столетии биосфера получает  совершенно новое понимание…Она  выявляется как планетное явление  космического характера… 

 В  ХХ веке впервые в истории  Земли человек узнал и охватил  всю биосферу, закончил географическую  карту планеты Земли, расселился  по всей ее поверхности. Человечество  своей жизнью стало единым целым.

 В  геологической истории биосферы  перед человеком открывается  огромное будущее, если он поймет  это и не будет употреблять  свой разум и свой труд на самоистребление.

 Впервые  в истории человечества интересом  народных масс - всех и каждого  - и свободной мысли личности  определяют жизнь человечества, являются мерилом его представления  справедливости. Человечество, взятое  в целом, становится мощной  геологической силой. И перед  ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке  биосферы в интересах свободно  мыслящего человечества, как единого  целого.

 Это  новое состояние биосферы, к которому  мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера.

 Ноосфера  есть новое геологическое явление  на нашей планете. В ней впервые  человек становится крупнейшей  геологической силой. Он может  и должен перестраивать своим  трудом и мыслью область своей  жизни, перестраивать коренным  образом по сравнению с тем, что было раньше.

 Лик  планеты - биосфера - химически резко  меняется человеком сознательно  и главным образом бессознательно. Меняется человечом физически  и химически воздушная оболочка  суши, всей ее природной воды.

 В  результате роста человеческой  культуры в ХХ веке все более  резко стали меняться (химически  и биологически) пребрежные моря  и части Океана.

В будущем  нам рисуется как возможные сказочные  мечтания: человек стремится выйти  из пределов своей планеты в космическое  пространство. И, вероятно, выйдет.

 В  настоящее время мы не можем  не считаться с тем, что в  переживаемой нами великой исторической  трагедии (вероятно, Вернадский имеет ввиду Великую Отечественную войну - И.К.) мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере.

Ноосфера - последний из многих состояний  эволюции биосферыв геологической  истории - состояние наших детей.

 Сейчас  мы переживаем новое геологическое  эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу.

 Но  важен для нас факт, что идеалы  демократии идут в унисон со  стихийным геологическим процессом,  с законами природы, отвечают  ноосфере.

 Можно  смотреть поэтому на наше будущее  уверенно. Оно в наших руках.  Мы его не выпустили.» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Человеческая  сущность предметов природы, явлений  и процессов проявляется в  том, что они во взаимодействии  с человеком обретают человеческие, культурные определения. Тем самым  человек творит мир человеческой  культуры 

 С  развитием культуры расширяется  сфера человеческой свободы. 

 Человек  достигает ее в процессе преобразования  природы в соответствии со  своими целями, но подчиняясь  ее законам. Таким образом,  культурный прогресс приводит  к увеличению степени свободы  человеческого бытия. 

 Понятие  «ноосфера» обозначает сферу  взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая  деятельность оказывается сопоставимой  с энергетикой геологических  процессов. Оно отражает накопленные  человеческие знания, которые превращаются  в могучую производительную силу.

 Рост  и развитие культуры сопровождается  тем, что исчезает и уменьшается  органичность единства человека  и природы. Природа - это среда  обитания человека, вне которой  человек не способен существовать  как биологический вид, но наряду  с этим, не менее существенной  и реальной средой обитания  человека является и культура.

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 Каган  М.С. Философия культуры. - СПб.; ТОО  ТК «Петрополис», 1996. - С. 55-94

 Кефели  И.Ф. Культура и природа - //Соц.- политический журнал. - 1995. - №2. - С. 116-120




Информация о работе Культура и природа