Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, реферат
Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.
1. Культурная и природная реальности.
2. Природа и культура – основные сходства и различия.
3. Теории русских ученых о биологической связи природы и культуры.
4. Экологическая культура.
5. Пути выхода из сложившейся ситуации – как их видят ученые.
Мы не можем исследовать
и должны оставить в стороне вопрос
о том, что означает наше внутреннее
развитие в масштабе развития всего
мира. Культура есть наиболее полное развитие
воли к жизни, слагающееся из всех
доступных человеку и человечеству
видов прогресса воли к жизни,
которая испытывает благоговение перед
жизнью во всех ее проявлениях в
сфффере деятельности человека и
которая стремится к
В качестве процесса, в котором осуществляется высший акт самопознания и реализации воли к жизни А. Хайдеггер видит именно культуру. Она имеет мировое значение и не нуждается в каком-либо объяснении мира.
Еще несколько десятилетий
назад мир человека можно было
– в весьма упрощенном виде –
представить тремя
А. Печчеи видит проблему в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение он связывает с человеком, с изменением его ориентиров. Квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и способности всех людей. Он приходит к выводу, который можно выразить следующей аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человека и человечества, являются человеческие качества – и не качества отдельных элитных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты.
Признание роли личности – это та нить, которая связывает все тенденции происходящего. Многие философы видят именно в этом новый подход к решению проблемы природы и культуры, их взаимосвязи. Успехи нашей внешней культуры приводят к тому, что индивиды, несмотря на все преимущества, которые сулят им эти успехи, во многих отношениях утрачивают способность к постижению подлинной культуры.
Успехи материальной культуры обостряют социальные и политические проблемы. Стремление разрешить эти проблемы втягивает человека в классовую и политическую борьбу. Противоречия и проблемы появляются по нарастающей. А Швейцер приходит к неутешительному заключению, что именно в то время, когда духовная сущность культуры особенно необходимо нам, мы обрекли ее на прозябание.
Наше личное бытие становится во всех отношениях приниженным, быть личностью для человека становится все труднее и труднее. Идеалом же культурного человека должен стать идеал, который в любых условиях сохраняет свою подлинную человечность. Признание роли личности и воспитание новых человеческих качеств, построение культуры на новых, гуманистических идеалах, выработка экологического мышления – вот те пути выхода из сложившейся ситуации, которые предлагаются сегодня учеными.
Литература:
1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.
2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М., 1998.
3. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.
5. Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. – М., 1991.
6. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.
7. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1991.
[1] Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. – М., 1991. - С. 19.
[2]. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1991.
[3] Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991. – С. 151.