Культура и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, реферат

Краткое описание

Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

Содержание

1. Культурная и природная реальности.

2. Природа и культура – основные сходства и различия.

3. Теории русских ученых о биологической связи природы и культуры.

4. Экологическая культура.

5. Пути выхода из сложившейся ситуации – как их видят ученые.

Вложенные файлы: 1 файл

култь природа.docx

— 24.41 Кб (Скачать файл)

Мы не можем исследовать  и должны оставить в стороне вопрос о том, что означает наше внутреннее развитие в масштабе развития всего  мира. Культура есть наиболее полное развитие воли к жизни, слагающееся из всех доступных человеку и человечеству видов прогресса воли к жизни, которая испытывает благоговение перед  жизнью во всех ее проявлениях в  сфффере деятельности человека и  которая стремится к совершенствованию  в духовности благоговения перед  жизнью. Она в такой степени  несет свою ценность в самой себе, что даже уверенность в неизбежной гибели человечества в определенный исторический момент не снимет наших  забот о культуре, считает А. Швейцер.

В качестве процесса, в котором  осуществляется высший акт самопознания и реализации воли к жизни А. Хайдеггер  видит именно культуру. Она имеет  мировое значение и не нуждается  в каком-либо объяснении мира.

Еще несколько десятилетий  назад мир человека можно было – в весьма упрощенном виде –  представить тремя взаимосвязанными, недостаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были природа, сам  человек и общество. Теперь же в  эту человеческую систему вмешалась  еще и техника – потенциально неуправляемый элемент, основанный на науке. Нынешний глобальный кризис – где все элементы человеческой системы оказались неуравновешенными  друг с другом – является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой могущественной роли в  мире, осознать свои новые обязанности  и ответственность в нем.

А. Печчеи видит проблему в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение  он связывает с человеком, с изменением его ориентиров. Квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и  способности всех людей. Он приходит к выводу, который можно выразить следующей аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человека и  человечества, являются человеческие качества – и не качества отдельных  элитных групп, а именно «средние»  качества миллиардов жителей планеты.

Признание роли личности –  это та нить, которая связывает  все тенденции происходящего. Многие философы видят именно в этом новый  подход к решению проблемы природы  и культуры, их взаимосвязи. Успехи нашей внешней культуры приводят к тому, что индивиды, несмотря на все преимущества, которые сулят  им эти успехи, во многих отношениях утрачивают способность к постижению подлинной культуры.

Успехи материальной культуры обостряют социальные и политические проблемы. Стремление разрешить эти  проблемы втягивает человека в классовую  и политическую борьбу. Противоречия и проблемы появляются по нарастающей. А Швейцер приходит к неутешительному  заключению, что именно в то время, когда духовная сущность культуры особенно необходимо нам, мы обрекли ее на прозябание.

Наше личное бытие становится во всех отношениях приниженным, быть личностью для человека становится все труднее и труднее. Идеалом  же культурного человека должен стать  идеал, который в любых условиях сохраняет свою подлинную человечность. Признание роли личности и воспитание новых человеческих качеств, построение культуры на новых, гуманистических идеалах, выработка экологического мышления – вот те пути выхода из сложившейся ситуации, которые предлагаются сегодня учеными.

 

Литература:

1.     Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.

2.     Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М., 1998.

3.     Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону, 1998.

4.     Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

5.     Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. – М., 1991.

6.     Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.

7.     Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1991.

 

 

[1] Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. – М., 1991. - С. 19.

[2]. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1991.

 

[3] Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991. – С. 151.


Информация о работе Культура и природа