Культура и субкультура. Виды и функции субкультуры
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 06:17, контрольная работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение культуры и субкультуры, виды и функции субкультуры, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: - Описать соотношение культуры и субкультуры; - Выявить основные признаки и функции субкультуры; - Проанализировать молодежную культуру как субкультуру.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Соотношение культуры и субкультуры 4 2. Основные признаки и функции субкультуры 7 3. Молодежная культура как субкультура 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Следует сказать, что указанные признаки
являются весьма неустойчивыми и неопределенными,
они зависят от характера и уровня развития
общества, культуры и особенностей процесса
социализации. В целом же этап социализации
все больше растягивается. Так, еше в прошлом
веке период молодости заканчивался чаще
всего к 20 годам, поскольку к этому возрасту
человек начинал свою трудовую деятельность
и вступал во взрослую жизнь7.
Сегодня — в связи с резким увеличением
срока получения образования — верхняя
граница молодости поднялась до 30 и даже
более лет. То же самое происходит и с нижней
границей, правда, в обратном направлении.
Раньше она соответствовала 14 годам. Теперь
она — в связи с феноменом акселерации
— иногда отодвигается назад, к 10 годам,
особенно, если речь идет о молодежной
культуре. Однако большинство ученых сходится
на том, что возрастные границы молодости
находятся между 14 и 30 годами.
Эти границы указывают на то, что молодежь
составляет огромную социальную группу
— почти половину населения общества. В силу
этого ее роль в общественной и культурной
жизни постоянно возрастает. Во многом
по этой причине в наше время возникло
совершенно новое явление: если раньше
молодые люди стремились как можно быстрее
стать взрослыми или похожими на них, то
теперь появилось встречное движение
со стороны взрослых. Они не спешат расстаться
со своей молодостью, стремятся сохранить
свой молодой вид, заимствуя у молодежи
ее сленг, моду, форму поведения и способы
развлечения. Такое явление лишний раз
свидетельствует о том, что молодежная
культура существует, что она образует
в первую очередь феномен именно нашего
времени.
На этапе социализации отмеченные признаки
молодежи — возраст, социальный статус
и социально-психологические свойства
— претерпевают глубокие, качественные
изменения. По мере увеличения возраста
происходят физическое, физиологическое и половое развитие
и созревание. Практически отсутствовавший
социальный статус приобретает вполне
конкретные черты: в 18 лет человек официально
признается взрослым, что предполагает
соответствующие права и обязанности.
Социально-психологические свойства также становятся
вполне определенными и устойчивыми, образуя
неповторимый характер. Помимо этого вступающий
в жизнь человек получает образование,
приобретает профессию и квалификацию,
осваивает существующие в обществе традиции,
обычаи, идеалы и ценности.
Основными каналами социализации выступают
семья, школа и высшее учебное заведение,
общество сверстников, средства массовой
коммуникации. При этом собственно культурная
социализация составляет преобладающую
по своему объему и исключительно важную по своему значению часть8.
Молодежная культура является одним
из следствий процесса социализации вообще
и культурной в особенности. Ее социально-психологические
истоки находятся в стремлении молодого
человека и молодежи в целом к самосознанию,
самоутверждению, самовыражению и самореализации.
Эти естественные устремления далеко
не всегда получают необходимую поддержку.
Дело в том, что почти все названные выше
каналы социализации, за исключением общества
сверстников, рассматривают молодого
человека главным образом в качестве объекта
воздействия.
От последнего в таком случае требуется
просто принять и усвоить содержание и
ценности существующей культуры. Однако
входящий в мир человек не соглашается
быть пассивным объектом, он далеко не
все принимает в предлагаемой культуре. Его свежий взгляд
позволяет ему острее видеть то. что некоторые
элементы культуры старшего поколения
уже не соответствуют духу времени, другие
же нуждаются в обновлении.
Именно этот процесс критического осмысления
и творческого обновления культуры, позволяющий делать
ее действительно своей, в конце концов
и приводит к появлению молодежной культуры.
В западной литературе истоки молодежной
культуры часто рассматриваются в свете
теории «конфликта поколений», конфликта
«отцов» и «детей». В основе таких теорий, как правило, лежит
система психоанализа 3. Фрейда, ядро которого
составляет известный эдипов комплекс.
В античном мифе о трагедии царя Эдипа,
который убил своего отца и женился на
своей матери, Фрейд увидел универсальное
объяснение всех межчеловеческих отношений,
включая отношения между поколениями
и народами.
Его современные последователи рассматривают
конфликт поколений в качестве главной
и универсальной движущей силы истории.
По их мнению, вся предшествующая история
была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами
и детьми, зрелыми мастерами и молодыми
подмастерьями, старыми профессорами
и молодыми студентами. В качестве современных
проявлений борьбы поколений указывается
на студенческие и молодежные движения,
на молодежную культуру9.
Хотя концепции молодежной культуры,
опирающиеся на теорию конфликта поколений,
отражают некоторые черты данного явления,
в целом они страдают явными преувеличениями,
упрощениями и схематизмом. В первую очередь
они противоречат фактам истории. В первобытном обществе культура была однородной,
в ней не было каких-либо субкультур, как
и конфликта поколений. На последующих
этапах истории культура начинает дифференцироваться,
в ней возникают субкультуры, в частности,
городская и сельская. Однако молодежь
еще не составляет особую социально- демографическую
группу, что не дает оснований говорить
о конфликте поколений.
Только в наше время молодежь выделяется
в относительно самостоятельную фуппу
и становится носителем особой — молодежной
субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими
— женской, городской, сельской и т.д. Теперь
появляются реальные возможности для
возникновения разногласий и противоречий
между поколениями.
Действительно, сегодня темп социального
развития значительно ускоряется. Это
ведет к тому, что многие принципы отношений,
нормы и правила поведения, знания, идеалы
и ценности, сами условия и уклад жизни
старшего поколения, проходившего социализацию
25-30 лет назад, и нового поколения оказываются
настолько различными, что таят в себе
потенциальные возможности для разногласий
и противоречий, которые могут перерасти
в конфликт. К тому же с возрастом у человека
снижается способность к адаптации, он
уже не может воспринимать и усваивать
новое наравне с молодыми. Поэтому люди
старшего поколения все больше отстают
от ускоряющегося темпа жизни. Все это
усиливает вероятность возможных конфликтов10.
Тем не менее, в культуре всегда имеется достаточно
прочный и солидный слой, который обеспечивает
преемственность между поколениями. Но
даже если на определенном этапе культура
действительно переживает глубокие, радикальные
изменения, их настоящим источником является
вовсе не «конфликт поколений». Последний
может выступать лишь как внешняя форма
происходящих изменений, тогда как действительные
причины скрываются гораздо глубже. К
тому же культурные революции происходят
не так часто, что также свидетельствует
не в пользу теории «конфликта поколений».
Молодежь чаще всего расходится не со
всей культурой прежних поколений, а по
конкретным позициям. Прежде всего ее не устраивает
сложившаяся иерархия ценностей. Обычно
составляющие культуру элементы располагаются
в таком порядке: образованность и интеллект,
мастерство и умение, нравственные ценности,
эстетические ценности и т.д. Однако молодежь
на первое место ставит нравственность,
за которой следуют эстетические, интеллектуальные
и другие ценности. Но даже на эстетические
и другие ценности она часто смотрит через
призму морали. В искусстве ее интересует
в первую очередь нравственная проблематика.
Как показывают социологические исследования,
культурный человек для нее — это прежде
всего нравственная личность11.
В целом для молодежи характерно эмоционально-нравственное
восприятие мира. В ее поведении преобладают
движения, действия и динамика. В равной
мере для нее характерно резкое противопоставление
добра и зла, категоричность и максимализм,
нетерпимость ко лжи, несправедливости,
лицемерию, неискренности, равнодушию
и т.д. Именно в этой области молодежь чаше
всего расходится с культурой старших
поколений.
Здесь ей труднее всего находить взаимопонимание
и взаимное доверие. Поэтому нередко наилучшей
средой для нее оказываются сообщества
сверстников, которые могут быть как официальными,
так и неформальными. Последним отдается
явное предпочтение, поскольку в них меньше
иерархии, каких-либо правил и ограничений.
В них молодежь в наибольшей степени
чувствует себя как дома. Здесь ей легче
всего найти взаимопонимание. Они позволяют
с интересом провести досуг, обсудить
личные проблемы, весело развлечься. Через
эти сообщества молодежь добивается эмоционально-нравственного
самоутверждения. Они оказываются главным
местом создания молодежной культуры,
выступающей основной формой самовыражения
и самореализации.
В узком смысле молодежная культура —
это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на
народную культуру. По своему уровню она
также нередко бывает не слишком высокой,
однако это компенсируется неподдельной
искренностью и честностью, откровенностью
и подкупающей наивностью. Как и народная,
молодежная культура в той или иной мере
противопоставляет себя официальной,
массовой культуре и отчасти — высокой12.
Вместе с тем молодежная культура выходит
за рамки того, что создается самой молодежью,
и включает в себя культуру, специально
созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной
индустрии ориентирована на удовлетворение
запросов и вкусов молодежи. В особенности
это касается досуга и развлечений, а также
моды, производства одежды, обуви, украшений,
косметики и т.д.
Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром
чувств и эмоций. Центральное место в ней
занимает музыка, поскольку именно она
обладает наиболее сильным эмоциональным
воздействием. Только музыка способна
наиболее глубоко выражать чувства. Она
наполняет жизнь поэзией, заражает энергией,
меняет и поднимает настроение. Музыка
может становиться главным средством
общения. Она является лучшим способом
самовыражения. Главными жанрами при этом
выступают рок- и поп-музыка, а вся культура
часто называется рок-культурой. Рок-музыка
в массовой культуре действительно выходит
за рамки искусства и становится стилем
или образом жизни.
Наряду с рок- и поп-музыкой элементами
молодежной культуры выступают также
сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний
вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. Сленг, или молодежная речь,
отличается от общепринятого литературного
языка специальной и небольшой по объему
лексикой, а также повышенной экспрессивностью
и эмоциональностью. Одежда и обувь включают
в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку.
Во внешнем виде большое значение придается
прическе, длине волос: у хиппи они длинные,
у панков — короткие и покрашены в яркие
цвета. Все элементы культуры несут символическую
нагрузку, они означают общность и единение
носителей культуры и подчеркивают ее
выделенность и обособленность от общей
культуры.
Молодежная культура является субкультурой,
существующей наряду с другими. Она представляет
собой довольно аморфное образование,
охватывающее студенческую, творческую,
рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов и т.д. Значительная часть
молодежи либо не связана с ней, либо эта
связь является весьма слабой, чисто символической.
Молодежная культура распадается на множество
групп и течений, наиболее активные из
которых объединяются вокруг тех или иных
рок-ансамблей.
Часть из них составляют поклонники (фанаты)
какой-либо спортивной команды — футбольной,
хоккейной, баскетбольной и т.д. На какое-то
время одна из ведущих групп становится
лидером, уступая затем свое лидерство
другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты
и т.д.
В целом роль и значение молодежной культуры,
ее влияние на общую культуру остаются
локальными. Они не сравнимы с ролью и
влиянием массовой культуры. Однако на
определенных исторических этапах роль
и влияние молодежной культуры могут резко возрастать
как по своим масштабам, так и по своему
значению13.
Молодежная культура является переходным
этапом в жизни молодежи. Вместе с завершением
процесса социализации и включением во
взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры,
либо отдают предпочтение высокой культуре,
в той или иной мере сохраняя верность
некоторым элементам молодежной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, под субкультурой понимается система
ценностей, установок, способов поведения
и жизненных стилей, которая присуща более
мелкой социальной общности, пространственно
и социально в большей или меньшей степени
обособленной. Субкультурные атрибуты,
ритуалы как устойчивые образы поведения,
а также ценности, как правило, отличаются
от таковых в господствующей культуре,
хотя с ними и связаны
Субкультуры выполняют в рамках общей
культуры две важнейших функции.
Во-первых, они помогают людям устанавливать
и осуществлять взаимодействия с другими
людьми, с обществом в целом, включаться в общество,
в его культурную жизнь.
Во-вторых, субкультуры при всей их относительной
«отдельности», изолированности в рамках
доминирующей культуры всё же взаимодействуют
с ней, становятся известны большому числу
людей, принадлежащих иным субкультурам.
Ведущим признаком субкультуры является
наличие стиля. В структуре стиля выделяют:
образ (одежда, причёска, бижутерия); манеру
поведения (походка, мимика); слэнг (набор
слов и характер их использования).
Среди молодёжных субкультур Запада выделяют две группы: субкультуры
нижнего класса (рокеры, бритоголовые,
панки, футбольные фанаты и другие) и субкультуры
среднего класса (битники и хиппи). Эти
разновидности получили распространение
на постсоветском пространстве культуры.
Субкультуры нижнего класса получили
свои названия, как правило, за яркую особенность
внешнего вида или поведения. Субкультуры
среднего класса менее распространены
и сложнее по содержанию. К элементам их
стиля исследователи относят: поиск духовного
удовлетворения в творчестве, стремление
к формированию и выражению индивидуальности
вплоть до индивидуализма, сознательный
отказ от материальной обеспеченности.
Молодежная культура – это,
прежде всего, возрастная ассимиляция,
переработка общей культуры, присущей
обществу на данном этапе социального развития, это
культура определенного молодого поколения,
но в то же время это и культура определенного
возрастного этапа в жизни каждого человека,
когда происходит формирование личности,
самоопределение и самореализация индивида,
которые не могут не включать и культурный
аспект.