Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

В истории человечества существовало множество культур— самобытных, не похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?

Содержание

Введение……………………………………………………………….........3
Культура и цивилизация………………………………………….…..5
1.1. Связь культуры и цивилизации………………………………....……5
2. Цивлизация……………………………………………………….….10
2.1 Теория «локальных цивилизаций»…………………………….…...10
2.2 Аргументы «против»……………………………………………..….14
2.3 Цивилизации современного мира……………………………….….19
2.4 Типология цивилизаций………………………………………...……23
3 Культура……………………………………………………….....…..27
3.1 Культурно- исторические типы………………………………..……27
Заключение………………………………………………………...……….31
Список использованной литературы……………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Новосибирский государственный аграрный университет.docx

— 70.96 Кб (Скачать файл)

Действительными носителями исторической жизни, по Н.Я. Данилевскому, являются «естественные  группы», т.е. всякое племя или семейство  народов, характеризующееся отдельным  языком или группой языков и составляющее самобытный культурно-исторический тип, если оно уже вышло из младенчества и по своим духовным задаткам способно к историческому развитию.

Философ отвергал географическое деление  общей культуры по частям света. Столь  же ошибочным он считал разграничение  истории на древнюю, средневековую  и новую. Падение Римской империи  в 476 г. до н.э., событие, ознаменовавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая и остальной части человечества. По Н.Я. Данилевскому, у культур Рима, Греции, Индии, Египта и других были свои древний, средневековый и современный периоды.

Он выдвинул идею о существовании  множества цивилизаций, являвшихся выражением бесконечно богатого творческого  гения человечества. Каждая из них  возникает, развивает свои собственные формы жизни (язык, способы общения, труда, формы быта и т.д.), свои моральные и духовные ценности, а затем погибает вместе с ними. Н.Я. Данилевский разделял все народы на три основных класса: 1) позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; 2) негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций; и, наконец, 3) народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии и потому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой «этнографический материал», используемый творческими народами для обогащения своих цивилизаций или придания импульса для их нового развития. Лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать культурно-историческими типами.

Всего философ насчитывал десять цивилизаций: египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), романо-германская (европейская). К этим несомненным, по Н.Я. Данилевскому, «естественным» группам он причислял два «сомнительных» типа цивилизаций: американскую и перуанскую (индейскую), погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития. Что касается групп новой Америки (современных США), то их значение еще не было ему ясным. Он колебался, признать ли их особым культурно-историческим типом.

Русский философ отмечал, что начала цивилизации одного культурно-исторического  типа не передаются народам другого  типа. Каждый тип сам вырабатывает ее для себя, при большем или  меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. Такое влияние Н.Я. Данилевский допускал лишь в смысле «почвенного удобрения». Всякое же образовательное воздействие чуждых духовных начал он абсолютно отвергал. Все культурно-исторические типы одинаково самобытны и из себя самих черпают содержание своей исторической / жизни. Но не все они реализуют свое содержание с одинаковой 1 полнотой и многосторонностью. Интересно, как Н.Я. Данилевский сформулировал основные закономерности (законы) возникновения, роста и заката цивилизаций.[Габидулин, с.-388]

1. Любое племя или народ, говорящие  на одном языке или принадлежащие  к одной языковой группе, представляют  собой культурно-исторический тип,  если они духовно способны  к историческому развитию и прошли стадию детства.

2. Для подлинного рождения и  развития культуры народ должен  достичь политической независимости.

3. Основные принципы бытия каждой  цивилизации закрыты, т.е. недоступны  другим народам. Так, многочисленные  попытки распространить греческую  цивилизацию среди неарийских  или восточных народов потерпели  крах... Англичане понесли аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Однако данная закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой. Простейший способ передачи — колонизация, таким образом, по мнению Н.Я. Данилевского, финикийцы перенесли свою цивилизацию в Карфаген, греки — в Южную Италию и Сицилию, англичане — в Северную Америку и Австралию. Другой способ — прививка черенка на чужое дерево. Черенок остается чужеродным телом на дереве, эксплуатирует его, ничего не давая взамен. Эллинистическая Александрия была таким черенком на египетском дереве. Третий способ — взаимное оплодотворение, при

котором ценности одной цивилизации  используются другой, если они ей подходят.

4. Цивилизация данного культурно-исторического  типа достигает своего полного расцвета, только если ее «этнографический материал» разнообразен и она обладает политической независимостью.

5. Существование культурно-исторических  типов напоминает жизнь многолетних  растений, период роста которых  длится бесконечно, а период цветения и плодоношения относительно короток и вконец истощает их силы. Первая стадия — возникновение великой культуры — может длиться очень долго. Она заканчивается тогда, когда культура переходит от этнографической формы существования к государственной. На этой, второй, стадии оформляется культурная и политическая независимость. Третья стадия — расцвет — представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, социального и индивидуального благополучия. Эта стадия завершается с полным исчерпанием творческих сил цивилизации. Тогда нация окаменевает, становится нетворческой и распыляется, раздираемая внутренними противоречиями. Первая и вторая стадии могут длиться очень долго, последняя же — расцвет — обычно коротка и длится в среднем 400—600 лет. Стадия упадка наступает несколько раньше, чем это можно наблюдать. Так, упадок европейской цивилизации начался, по мысли Н.Я. Данилевского, уже в XVIII в., однако (продолжим мысль философа) явные его признаки проявились лишь в XX в., в зените ее расцвета.

Как считал Н.Я. Данилевский, большинство  цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская — в религиозной, римская — в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Н.Я. Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.

Обоснование понятия культурно-исторического  типа имело огромное значение для  культурологии. Несомненно, на Земле  существует множество культур, и  они развиваются неодинаково. После  работы Н.Я. Данилевского наши представления о культурном процессе стали глубже и богаче. Действительно, влияние одной культуры на другую не является всепроникающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В гуманитарных науках нет  единого устоявшегося мнения о том, сколько цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные  цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для  их существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций  могут сильно различаться между  собой. Цивилизация не обязательно  совпадает с границами одного государства, не обязательно совпадает  с существованием одного определённого  народа.

Цивилизация – это прежде всего достижение культуры. А культура способна переживать государства и  династии. Иногда к одной цивилизации  относят разные государства сменявшие  друг друга на протяжении тысячелетий, как это происходило в случае с цивилизациями Передней Азии. Цивилизация  может распространятся захватывая всё новые и новые народы и  государства. Цивилизация, как определённое общества с определенной системой элементов  культуры может исчезнуть, передав  свои достижения культуры другим цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные  с точки зрения одних исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать параллельно, одновременно, и могут  возникать одна за другой. Но в любом  случае, история цивилизаций –  это история культуры. Изучение цивилизации  – это изучение ее культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агенство «Кафедра-М», 1999. - 288с.
  2. Габидулин Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. – Архангельск: Изд.-во Поморского госуниверситета, 1998. – 416 с.
  3. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. – Университетская книга, 1997, - 640 с.
  4. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред. А.А. Радугин – М.: Центр, 1998. - 304 с.
  5. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Пособие для10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. В.И. Уколовой. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 400с.; карт.
  6. Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций:- Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2000. – 574с.
  7. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов под. ред. проф. А.Н. Макрковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- 224с.

 

 


Информация о работе Культура и цивилизация