Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:55, контрольная работа
Краткое описание
Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Другое очень важное для человечества понятие «цивилизация» - появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения. Слово «цивилизация» постепенно входило в интеллектуальный и научный оборот западного общества вслед за термином «культура» на том этапе, когда постепенно ослабевало влияние религиозного мировоззрения и мир все более представал как среда и результат деятельности человека, отделившегося от природы и уже мало подверженного вере в божественное провидение.
Содержание
Введение3 Раздел 1. Что такое культура4 1.1 Понятие культуры4 1.2 Функции культуры5 1.3 Многомерность культуры7 Раздел 2. Культура и цивилизация8 2.1 Цивилизация как культурно-исторический процесс 8 2.2 Традиционное и техногенное (индустриальное) общество 9 2.3 Человек в техногенном мире 12 Заключение14 Список использованной литературы
На то время новоевропейская
культура представлялась «странной» с
точки зрения предшествующего социокультурного
опыта. Странной потому, что в ее «ядро»
(по крайней мере в явном виде) не входила
религия, которая придавала традиционной
культуре целостность, завершенность,
смысл и делала человеческую жизнь и социальную
историю устойчивой и предсказуемой, вытеснение
религии на духовную периферию побуждало
людей искать альтернативные религиозным
установкам смыслы, идеалы и ценности
человеческого бытия.
В новой культуре утверждалась
вера человека в свой разум, в способность
самостоятельно обустроить мир на принципах
социальной справедливости, в возможность
для каждого индивида всесторонне раскрыть
свои физические и духовные силы. Таким
образом, новая культура, в отличие от
традиционных обществ, ориентировала
человека не на прошлое, а на будущее, не
на сохранение существующего порядка,
а на его изменение. В качестве же главного
инструмента реализации своих идеалов
и ценностей человек Нового времени видел
науку.
Техногенная (индустриальная)
цивилизация основана на знании законов
природы и умении использовать ее «силы»
в интересах человека.
Покорение природы с началом
Нового времени шло рука об руку с подчинением
западноевропейскому господству народов,
принадлежащих к цивилизациям традиционного
типа — индийской, китайской, исламской
и др. Такого рода «встреча» цивилизаций
вывела последние из состояния устойчивости
и предсказуемости и побудила их к переменам,
т. е. переосмыслению собственных культурных
основ и усвоению ценностей западной культуры.
Тем не менее и в начале XXI в. во многих
странах Востока по-прежнему очень сильны
религиозно-традиционные основы мировоззрения
и способы жизни людей.
В различных культурах человек
обнаруживает свою индивидуальность по-разному.
В цивилизациях традиционного типа он
утверждает себя через традицию (устойчивые
ценностные ориентиры, ритуал, преемственность,
отсутствие конфликта между поколениями).
В техногенном обществе индивид стремится
реализовать себя, подчиняя своему господству
природу, перестраивая социальные институты,
структуры и отношения, постоянно обновляя
материальные условия своей жизни. В традиционном
обществе культура ориентирует человека
на созерцание и гармоничное сосуществование
с окружающей его действительностью; в
техногенном — на действие, экспериментальное
познание законов природы, обретение власти
над нею и ее преобразование. Цивилизации
с традиционной культурой устойчивы, статичны,
их идеалы и ценности в прошлом; ее ядром
является религия. Культура техногенного
общества динамична, изменчива, ее идеалы
лежат в будущем и определяются научным
мировоззрением.
2.3 Человек в техногенном
мире
Греческая культура — колыбель
европейской и, можно сказать, всей современной
цивилизации. Уже в античном мире с его
такими общими признаками цивилизации,
как рациональная философия, наука, право,
государство, демократия и т. д., сформировался
в полном смысле цивилизованный человек.
Уже тогда целью деятельности цивилизованного
человека стало желание с помощью изобретений
и открытий «защитить человеческую жизнь,
сделать ее менее зависимой от сил природы,
увеличить всеобщее благосостояние, умножить
радость жизни в обществе, где все более
справедливые отношения медленно устанавливаются
между людьми» (А. Воннар. Греческая цивилизация).
Таким образом, можно утверждать, что античная
цивилизация дала старт будущему развитию
человеческой цивилизации по пути все
более обогащающегося и углубляющегося
гуманизма. И именно с этого времени идея
гуманизма будет сопровождать человечество
на всем пути его общественного, культурного
и научного развития.
Вместе с тем было бы неверно
считать, что цивилизация «автоматически»
превращает человека в гуманное существо.
Развитие общества полно противоречий
и взаимоисключающих тенденций современная
постиндустриальная цивилизация содержит
в себе немало препятствий проявлению
гуманности. И дело не просто в несовершенстве
общественных отношений и социальной
несправедливости. Существуют более глубокие
цивилизационные законы, не поддающиеся
полному регулированию.
В западной культуре, центральное
место в ее «ядре» занимает наука. Она
ориентирует человека на идеалы и нормы
рационального мышления, т. е. на логику,
расчет, определение конечного результата
своих действий. Практическое воплощение
этих идеалов в жизнь вот уже два столетия
приводит к постоянному расширению «искусственного»,
создаваемого человеком мира и подчинению
действий индивида его требованиям. Это
значит, что мир техники имеет собственные
законы бытия. Чтобы нормально функционировать,
этот мир должен «вбирать» в себя человека
и превращать его в один из своих составляющих
элементов. По такой схеме работает любое
предприятие индустриального общества.
Исходя из этого, и общество нужно рассматривать
как гигантскую «социотехническую машину».
Человек в подобном цивилизованном обществе
вынужден развивать лишь те свои качества
и способности, которые могут быть востребованы
этой «машиной». Тем самым он превращается
в «одномерное» существо, ибо именно в
таком качестве он может быть востребован
техногенным обществом.
Такая одномерность означает
прежде всего отсечение человека от ценностей
гуманистической культуры — философии,
искусства, морали, религии. Ориентация
человека исключительно на технологию
при явном или неявном игнорировании его
духовных ценностей и потребностей чревата
множеством проблем — экологических,
демографических, генетических, социальных,
политических и т. д. Многие из этих проблем
уже постигли техногенную цивилизацию,
и если сегодня не заняться вплотную их
разрешением, то это грозит общечеловеческой
катастрофой.
Заключение
Культура — это развивающееся
многообразие социальных действий, духовно
возвышающих общество и человека. В узком
смысле слова культура — это мир духовных
ценностей. Структура и функции культуры
богаты и многообразны.
В процессе культурно-исторического
развития первобытное общество уступает
место цивилизациям. Цивилизованное общество
создает условия для гуманного проявления
человеком своих сущностных сил и способностей.
Техногенная цивилизация создает опасность
формирования одностороннего, одномерного
человека, дегуманизации общества.
В заключение необходимо отметить,
что различие культуры и цивилизации,
приводящее в определенных социальных
системах к их противоречию, носит не абсолютный,
а относительный характер. История показывает,
что гуманистические ценности культуры
могут воплотиться в жизнь лишь с помощью
развитой цивилизации. В свою очередь,
высокая цивилизация может быть построена
на основе культурного творчества и вдохновляющих
культурных смыслов.
Список использованной
литературы
1. Гуревич П. С. Философия культуры.
М., 2005.
2. Драч Г. В. Культурология: Учебное
пособие для студентов высших учебных
заведений — Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,
2007.
3. Кузнецова А.Р. Культура эпохи
Возрождения. М., 2005