Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 20:00, контрольная работа
В истории человечества существовало множество культур— само, не
похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные
культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать
друг друга?
В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре,
которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то
культуры выглядят стран, патриархальными, потому что они действительно
отражая древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже
существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.
Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны,
и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего
1. Введение
2. Культура и цивилизация
3. Заключение
Реферат: Культура и цивилизация
Содержание
1. Введение
2. Культура и цивилизация
3. Заключение
1. Введение
В истории человечества существовало множество культур— само, не
похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные
культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать
друг друга?
В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре,
которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то
культуры выглядят стран, патриархальными, потому что они действительно
отражая древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже
существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.
Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны,
и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли,
рассуждения привели к тому, что родилась культурология — наука о
множественности культур, об их уникальности, несхожести,
Сегодня она может помочь нам понять, что любое социальное изменение
начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых
ценностей ориентации, как итог действия разнообразных социокультурных
закономерностей.
Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на
духовный мир человека, о тайных символах пирамид или загадках современной
культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса в мифах или произведениях
пост, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, об эпосе или
античной трагедии, о дионисийской и аполлонической культурах, мы пытаемся
понять закономерности развития и функционирования культур — прошлых и
современных, осмыслить их истоки, судьбы. Многие произведения искусства
оказываются более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным
размышлением о культуре.
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью
всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания безусловно велико.
Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура — это всеобъемлющее,
«сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.
«Лишь за семь или восемь тысячелетий нам брезжит первый свет и слышны первые
смутные шорохи; а позади, в глубине веков, — сумерки и безмолвие, — отмечает
отечественный фи М. Гершензон. — Но там люди желали и мыслили так же,
как и мы, и в многократный срок развития, предшествовав нашей культуре,
был добыт весь существенный опыт чело. К тем познаниям позже ничего
не прибавилось, так как неизменен издревле и поныне телесный состав человека.
Первобытная мудрость содержала в себе все религии и всю науку.
Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо,
оно ждет еще своего осмысления. В гумани-культурном наследии древнего
мира, социально-философ мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать
глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли
философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни
людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники,
интересные фило и исторические труды, произведения искусства, мифы и
легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.
Из всех предложенных тем я решила взять тему «культура и цивилизация» потому,
что она мне интересна. В своем реферате я подробно рассмотрю понятие
«цивилизации», теорию «локальных цивилизаций», её сторонников и противников.
Самое главное в моём реферате – это показать взаимосвязь культуры и
цивилизации.
2. Культура и цивилизация
Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее
время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее
культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего
понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в
первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не
выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных
норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли
цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых
принципах организации и общения.
В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры,
создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме
соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезней работ
известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о
судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.
Понятие «цивилизация» многозначно. Термин «цивилизация» произошёл от лат.
слова, означавшего «гражданский». Можно указать, по край мере, три
основных значения этого слова. В первом случае рождается традиционная
культурфилософская проблематика, восходящая к немецким романтикам. В этом
значении «культу» и «цивилизация» уже не воспринимаются как синонимы.
Органика культуры противопоставляется мертвящему технициз цивилизации.
Второе значение слова предполагает движение мира от расколотого к единому.
Возможна и третья парадиг — плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций.
В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видени
общечеловеческой перспективы.
О. Шпенглер в своей
книге «Закат Европы»
цивилизации. Для Шпенглера цивилизация – это такой тип развития общества, когда
на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества,
этап оскуднения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап – это
культура, которой на смену приходит цивилизация.
В рамках этой концепции получается, во-первых, что цивилизация означает
омертвление культуры, а во-вторых, что цивилизация – переход не к лучшему, а
к худшему состоянию общества.
Концепция Шпенглера стала широко известной, правда с ней больше
полемизировали, чем соглашались. Например, великий гуманист А.Швейцер оценил
теорию Шпенглера как попытку узаконить право на существование цивилизации,
свободной от нравственных норм, цивилизации, свободной от гуманистических
духовных принципов. По мнению Швейцера, распространение в обществе идеи о
неизбежности бездушной механической цивилизации способно только внести в
общество пессимизм и ослабить роль моральных факторов культуры. Н.Бердяев
назвал ошибкой Шпенглера то, что тот придал «чисто хронологический смысл
словам цивилизация и культура и увидел в них смену эпох». С точки зрения
Бердяева, в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры
существует цивилизация.
Следует заметить, что Бердяев и Швейцер считали различение культуры и
цивилизации достаточно условным. Оба великих мыслителя указывали, что
французские исследователи предпочитают слово «цивилизация» («civilisa»),
а немецкое слово «культура» («Hochkultur», т.е. «высокая культура»), для
обозначения примерно одних и тех же процессов.
Но большинство исследователей все же не сводят различие между культурой и
цивилизацией к особенностями национальных языков. В большинстве научных и
справочных изданий цивилизация понимается как определенная стадия развития
общества, связанная с определенной культурой и имеющая ряд признаков,
отличающих цивилизации от доцивилизованной стадии развития общества. Чаще
всего выделяют следующие признаки цивилизации.
1.
Наличие государства как
управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые
другие сферы жизнедеятельности всего общества.
2. Наличие письменности, без которой затруднены многие
виды управленческой и хозяйственной деятельности.
3. Наличие совокупности законов, правовых норм,
пришедших на смену родовым обычаям. Система законов исходит из равной
ответственности каждого жителя цивилизационного общества независимо от его
родоплеменной принадлежности. С течением времени в цивилизациях приходят к
письменной фиксации свода законов. Написанное право – отличительный признак
цивилизованного общества. Обычаи – признак нецивилизационного общества.
Следовательно, отсутствие чётких законов и норм – рудимент клановых, родовых
отношений
Цивилизация – это прежде всего достижение культуры. А культура способна
переживать государства и династии. Иногда к одной цивилизации относят разные
государства сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий, как это
происходило в случае с цивилизациями Передней Азии. Цивилизация может
распространятся захватывая всё новые и новые народы и государства.
Цивилизация, как определённое общества с определенной системой элементов
культуры может исчезнуть, передав свои достижения культуры другим
цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные с точки зрения одних
исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-
римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать параллельно,
одновременно, и могут возникать одна за другой. Но в любом случае, история
цивилизаций – это история культуры. Изучение цивилизации – это изучение ее
культуры.