Культура как система знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:51, реферат

Краткое описание

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы»…………………………………………………………...5
2. Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез………….8
3. Закономерности развития культуры, традиции и инновации……………...11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

Социогенез. Это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создаёт "вторую природу" - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:

1.      отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;

2.      отношения по поводу производства этих производительных сил между людьми, что и создаёт общину.

Каждое  первобытное сообщество было полностью  независимо от соседей, оно носило автаркический  характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала  необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась  соответствующими соглашениями, существовал и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.

Культурогенез. Различные виды людей сменяли друг друга не мгновенно. Старые и новые их разновидности долгое время существовали подчас на одной территории, по соседству. Так, по схеме, предложенной И. К. Ивановой, архантропы почти 300 тысяч лет сосуществовали с австралопитеками (включая Homo habilis). Соответственно, палеоантропы почти 50 тысяч лет сосуществовали с архантропами. Около 10-15 тысяч лет неоантропы сосуществовали с палеоантропами. Это означает, что не было природной неизбежности их исчезновения. И действительно, существуя на протяжении сотен тысяч лет, вид без видимых природных причин вдруг прекращает своё существование. Единственным фактором, который мог в таком случае определить судьбу вида, является социальный фактор.

 

3. Закономерности развития культуры, традиции и инновации

 

Законы  развития культуры одной из основополагающих проблем культурологи является поиск  законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически  все авторы отвечают утвердительно, отвергая идею о хаосе и нецелесообразности культурного процесса. К настоящему времени выделены следующие закономерности и законы в развитии культуры.

1. Культура  обладает способностью к воспроизведению  самой себя; каждое культурное  событие находится в зависимости  от того, что было прежде, и  влияет на то, что будет потом. 

2. Культура есть результат сплетения множества различных факторов, одни из которых в определенные моменты оказываются сильнее и значимее других это есть так называемая стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегические переменные разные.

3. Устойчивыми элементами культуры являются нематериальные элементы традиции, обряды. Обычаи, привычки, совокупность привычных для данного общества набора ценностей и норм, выраженных в устном народном творчестве, мифологии, литературе. В обществе носителем этой линии, как правило, выступает крестьянство, и чем обширнее этот слой, тем устойчивее традиции, тем медленнее и реже меняются культурные образцы. Менее всего поддается чужому влиянию самая специфическая часть культуры народный дух, менталитет.

4. Исследователи пришли к выводу, что наиболее существенные черты культуры проявляются в специфике общения людей, и каждое общество вырабатывается свой стиль общения. Также каждый культурно исторический тип формирует свой идеал человека. В Античности это нравственно чистый, смелый, совершенный физически гражданин, для которого характерна радостная активность в познании мира. Для западноевропейского Средневековья идеалом был глубоко религиозный человек, способный на подвиг во имя христианской веры и отрицающий чувственные наслаждения. В эпоху Возрождения идеалом становится всесторонне развитая талантливая личность, человек умелый, с сильной волей, свободный в выборе жизненного пути. Идеалом для западного общества Нового и Новейшего времени является целеустремленный человек, который «сделал себя сам», добился успеха благодаря личным заслугам. Идеал человека, будучи результатом, продуктом культуры, сам в свою очередь, сильно воздействует на культурное развитие данного общества.

 

 

 

 

 

Заключение

 
            Объединяя  и вдохновляя людей, культура  дает не только общий способ  постижения мира, но способ взаимопонимания  и сопереживания, язык для сопереживания,  язык для выражения тончайших  движений души. Языком культуры  в широком смысле этого понятия  называются те средства, знаки,  формы, символы, тексты, которые  позволяют людям вступать в  коммуникативные связи друг с  другом, ориентироваться в социокультурном пространстве. Человек выражает свои мысли и чувства с помощью знаков и знаковых систем: условных, или конвенциональных, вербальных (естественные знаки), знаковых систем записи и т. п. Основываясь на многочисленных исследованиях, можно сделать заключение, что человеческая культура начинается там и тогда, где проявляется способность сознания к символизации. Культура предстает как смысловой мир, определяющий способ бытия и мироощущения людей, выражаясь и в знаках и в символах. С помощью символа человек нашел способ передачи информации средствами, превосходящими возможности языка. Например: гербы, эмблемы, знамена, ордена, полумесяца или образы, голубь мира и т.п. Помимо наглядно-образной формы они передают абстрактные идеи и понятия. Причем, формы материальной культуры могут со временем меняться, но символы сохраняются (иногда даже на протяжении тысячелетий). Смысл символа чаще всего является многоуровневым, в него могут быть включены различные историко-культурные представления, знание которых облегчает понимание этого смысла. Иногда символы утрачивают свое первичное значение, трактуются по-новому в силу изменения смысловой насыщенности. Особое значение имеют образно-символические системы в религии, искусстве («художественные языки»), причем каждый вид искусства вводит свой образно-символический язык: язык музыки, танца, живописи, кино или театра и т.п.

Культура выражает себя через мир  символических форм, передаваемых от поколения к поколению. Символические  формы сами по себе – лишь внешняя  сторона культуры. Только благодаря  творческой активности человека символический  мир наполняется глубоким содержанием. Поэтому определить понятие культуры только посредством символов, т.е. отождествлять  культуру и мир символов, нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Васин А.С.  Культурология. – М.: Фобос, 2008

2. Реформаторский А. А. Введения в языковедение, М. аспект пресс, 2007

3. Романов Ю.М. Культурология. – С-П.: Юристь, 2008

4.Терминасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово - 2009.

 


Информация о работе Культура как система знаков