Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:58, лекция
Культуру можно рассматривать и как знаково-семиотическую систему. Знак — материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. В XX в. сложилась особая наука о знаке — семиотика.
Культуру можно рассматривать и как знаково-семиотическую систему. Знак — материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. В XX в. сложилась особая наука о знаке — семиотика.
Для
понимания природы знака
Язык — это один из аспектов культуры. Поэтому нужно обратиться к «случайностям» истории и к другим компонентам, составляющим культуру. Каждый человек стремится классифицировать свой опыт на основе привычной для него грамматики, но сама грамматика — продукт культуры.
Анализ языка снабжает нас богатым материалом для изучения мыслительных процессов. Человеческая речь развертывается, эволюционирует от сравнительно конкретного к все более абстрактному состоянию. Первые названия всегда конкретны: они относятся к пониманию отдельных фактов или действий. Все оттенки и нюансы нашего конкретного опыта описываются детально и обстоятельно, но они не включаются в общий род.
Социальный опыт передается от поколения к поколению в знаковой форме, в качестве содержания различных семиотических систем. Семиотика (от греч. semeion — знак) — дисциплина, которая занимается сравнительным изучением знаковых систем — от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки.
Каковы основные функции знаковой системы:
1)
функция передачи сообщения
2)
функция общения, т.е.
(читателем)
передаваемого сообщения, а
Осуществление
любой из этих функций предполагает
определенную внутреннюю организацию
знаковой системы, т.е. наличие различных
знаков и законов их сочетания.
Осознание культуры как небиологической системы передачи информации в отечественной культурологии началось в 80-е годы прошлого столетия. Одним из древнейших и первейших кодов является язык тела. Уже отмечалось вслед за К. Ясперсом, что человеческое тело обладает экспрессивностью. В культурной антропологии обычно выделяют различные виды ухода за телом — одежда в ее неутилитарной функции, прическа, украшения. Тело выполняет важную культурно-семиотическую роль в любом обществе. Современный человек
пользуется различными методиками, средствами, которые позволяют ему достичь определенного телесно-знакового эффекта.
Как показывает B.C. Малахов, тело становится объектом исследования в поздних работах Р. Барта, который подчеркнул особую роль письма в процессе смыслопорождения и предложил рассматривать текст как особого рода тело. Реализовавшийся в тексте тип телесности — это определенный тип организации и структурирования опыта (как индивидуального, так и коллективного), «механизм» работы сознания, «материя» мысли, первичная по отношению к самой мысли и задающая способ ее развертывания. Можно, в частности, по B.C. Малахову, говорить об «аскетической», «экстатической», «невротической» и других типах телесности применительно как к отдельным мыслителям, так и к отдельным культурам.
Любой ритуал имеет семиотическую, знаковую сторону, которая укрепляет стереотипы поведения, т.е. выступает и средством общения и регулятивным механизмом. Стало быть, ритуал не сводится к чувственному или телесному изображению какого-то события, а выступает как определенная семиотическая система, призванная раскрыть некоторое смысложизненное содержание, выходящее за пределы сиюминутного и преходящего.
По мнению Ю.М. Лотмака, структура
текста подобна семиотической структуре
культуры, что позволяет в целом уподоблять
культуру и текст, отождествлять их.
Лотман понимает культуру как осознанные
и неосознанные модели деятельности, формы
и виды отношения человека к окружающему
миру. Семиотика культуры изучает, каким
образом язык моделирует мир, и как человек
«берет на вооружение» текст. Семиотический
аспект культуры заключается не только
в том, что культура живет как знаковая
система, а и в том, что весь реальный мир
есть «текст».
Культура может рассматриваться не только через деятельность человека, но и как знаково-семиотическая структура. Любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков, могут служить предметом культурологического анализа. Структурно-семиотический подход раскрывает понятие диалога культур в новом аспекте, через понимание и определение статуса и специфики собственного культурного типа, которое осуществляется посредством привлечения и изучения собственных традиций, значимых в контексте иной культуры.
Отсюда вытекает возможность диалога в рамках одного культурного типа, но в различные периоды истории.