Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:47, реферат
Культура межнационального общения – это совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Культура межнационального общения является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.
Введение
Воспитание культуры межнационального общения.
Формирование культуры межнационального общения у детей и подростков.
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании культуры межнационального общения у детей и подростков
Заключение.
Компонентами культуры
межнациональных отношений
Показателями этих компонентов в общении являются: мотивация вступать в межличностное общение; соблюдение нравственных норм межнациональных отношений и правил поведения; неагрессивное и невраждебное реагирование на особенности людей других национальностей; способность и умение разрешать конфликты; отрицательное отношение к организациям профашистского и националистического толка и неучастие в их акциях.
На формирование культуры
межнациональных отношений
При формировании культуры межнационального общения выделяются главные направления:
1) познавательный (рациональный, интеллектуальный) - обогащение знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
2) эмоциональный (эмоционально-
3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.
Формирование межнационального общения предполагает решение следующих задач:
1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;
2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;
4) воспитание в духе
терпимости к религиозным
С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.
К сожалению, современные школьники почти не знают своей национальной культуры в ее истинных, устойчивых формах, часто не могут отличить настоящее, самобытное от подделки, исконно народное от стилизации, поэтому изучение народного искусства является базой, отправной точкой, мерилом искусства настоящего, современного.
Так же формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать культуру межнационального общения у детей и подростков, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.
Общей для учителей и для родителей является проблема межнациональной толерантности. Очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о "плохом" русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети.
Важно совместное обсуждение этих проблем, особенно в многонациональных коллективах, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.
Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так, дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.
Выявление проблем в
воспитании детей, семейных отношениях,
поведении родителей позволит организовать
специальное просвещение
Задача формирования у учащихся национального самосознания и формирования культуры межнациональных отношений в условиях становления нашего государства, в условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок, важна и актуальна.
Решение этой задачи позволит
вырастить и воспитать патриото
И, таким образом, оказывается, что развитое национальное самосознание – является своего рода гарантией от проявлений экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.
В решении поставленной
задачи могут и должны участвовать
все члены воспитательного
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
При рассмотрении проблем формирования культуры межэтнического общения, необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности (подростки, их родители и педагоги), так и различные общности (этнические группы, группы друзей и знакомых, семейные коллективы и т.п.), как формальные объединения, такие как класс, так и неформальные (разновозрастные группы подростков по месту жительства), как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например, языковая и традиционно-обрядовая сферы.
Следовательно, процесс воспитания культуры межнационального общения будет успешным и эффективным только при научно-обоснованном, комплексном, спланированном воздействии на все названные компоненты, влияющие на социализацию личности подростка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Болотина,Т.В., Новикова,Т.Г., Смирнов, Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ. - М.: АПК и ПРО, 2002.
2. Безюлева, Г.В., Шеламова, Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум, 2003.
3. Гасанов, З.Т., Матис, В.И. Воспитание культуры межнационального общения. - М.. 2004.
4. Давлекамова, Г.В. Этническая педагогика. - М., 2003.
5. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование. - М.. 2005.
6. Мириманова, М.С., Обухов, А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие.- М., 2002.
7. Палаткина, Г.В. Педагогика толерантности. - М.. 2004.
[]