Культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:24, реферат

Краткое описание

Карл Ясперс характеризует его тем, что в это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в философии Индии, как и в Китае, была рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия. Исаия, Иеремия и Второисаия; в Греции — это время — Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий независимо друг от друга.

Содержание

Введение.
1. Культура первобытного общества. Процесс социализации общества и основные схемы классификации первобытной культуры……………………
1.1. Синкретизм и антропоморфизм первобытной эпохи……………………
1.2. Миф как основная форма архаического сознания……………………….
1.3. Первобытная религия: магия как способ познания и освоения мира….
1.4. Ритуал – форма объективации первобытного мировоззрения………….
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат духовная культура первобытного общества.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

 

Как и все остальное, что  было в жизни первобытного человека, религиозные представления должны были служить задаче выживания рода. Они объясняли явления окружающего  мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад, но можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться, что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы.

1.3. Первобытная религия: магия как способ познания и освоения мира.

  К древнейшим по  своему происхождению формам  религии относятся:  магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный  культ. Они коренятся  в условиях  жизни первобытных людей.

 

Анимизм.  Верования в  древнем человеческом обществе были  тесно  связаны  с первобытными мифическими воззрениями и  основывались  они  на  анимизме  (от лат.  anima  – дух,  душа),  наделение природных   явлений   человеческими качествами. В научный оборот  термин  введен  английским  этнологом Э.  Б. Тайлером (1832  -  1917)  в фундаментальном труде «Первобытная  культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии  в истории развития  религии. Тайлор  считал  анимизм «минимумом  религии».  Ядом  этой  теории  является утверждение о том,  что изначально  всякая  религия произошла от   веры «философа-дикаря» в способность «души»,  «духа»   отделяться   от   тела.

 

Неопровержимым доказательством  этого  были  для  наших  первобытных  предков такие  наблюдаемые  ими  факты,   как   сновидения,   галлюцинации,   случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

 

В  культуре  первобытности  анимизм  был  универсальной  формой  религиозных верований,  с  него  начался  процесс  развития  религиозных  представлений, обрядов и ритуалов.

Анимистические  представления  о  природе  души   предопределили   отношения первобытного человека к  смерти, погребению, умершим.

Магия. Наиболее древней  формой религии является магия  (от  греч.  megeia  – волшебство), представляющая собой ряд символических действий  и ритуалов  с заклинаниями и обрядами.

 

Проблема магии до сих  пор  остается  одной  из  наименее  ясных  среди проблем истории  религий. Одни ученые, как известный  английский религиовед  и этнолог  Джеймс Фредер (1854-1941),  видят в ней предшественницу религии.

Немецкий этнолог и  социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф  Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических  верований.

Несомненно  одно  – «магия  скрашивала  собой,  если  не  целиком,   то   в значительной части, мышление первобытного человека и была  тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».

Первобытные магические обряды трудно  ограничить  от  инстинктивных  и рефлекторных действий, связанных  с материальной практикой.  Исходя  из  этой роли, которую играет магия  в жизни  людей,  можно  выделить  следующие  виды магии:   вредоносная,    военная,    половая    (любовная),    лечебная    и предохранительная, промысловая, метеорологическая и  прочие,  второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического  акта  обычно  в  сильной  степени  предопределен характером и  направленностью  совершаемого  обряда.  В  одних  видах магии преобладают обряды контактного типа, в других –  имитативного.  К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым  – метеорологическая.

Корни магии  тесно  связаны  с  человеческой  практикой.  Таковы,  например, охотничьи магические  пляски,  представляющие  обычно  подражания  животным, зачастую с  употреблением шкур животных. Может  быть, именно охотничьи  пляски запечатлены  в рисунках  первобытного  художника  в  палеолитических  пещерах Европы.  Наиболее  устойчивое  проявление  промысловой  магии  –   охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.  Как   и   всякая   религия,   магические   верования   являются   лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними  внешних сил. Специфические корни  разных  видов  магии  –  в  соответствующих  видах человеческой деятельности. Они возникли  и  сохранились  там  тогда,  где  и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Один  из  древнейших,  притом  самостоятельных,   корней   религиозных верований и обрядов  связан с областью взаимоотношения  полов –  это  любовная магия,  эротические  обряды,  различные  виды  религиозно-половых  запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.

Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых устойчивых  видов  магии-  половая магия.  Ее  обряды  нередко   и   сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.

 

  Магические  представления  определяли   всю   содержательную   сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

Фетишизм.  Разновидность  магии  –  фетешизм  (от  франц.  fetiche   – талисман, амулет,  идол)  – поклонение  неодушевленным  предметам,  которым приписываются сверхъестественные   свойства.   Объектами   поклонениями   - фетешизма – могут быть камни, палки,  деревья,  любые предметы.  Они могут быть как естественного происхождения,  так и созданные человеком.  Формы почитания фетишей так же  разнообразны:  от  принесения   им   жертв   до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

 Вера в амулеты (от  араб. гамала  -  носить)  восходит  к первобытному фетешизму и магии.  Она была  связана с конкретным  предметом.  Которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять  его владельца от  несчастий и болезней.  В Сибири   неолитические   рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб.

Фетишизм широко распространен  и  в  современных  религиях,  например, поклонение черному камню  в Мекке у мусульман,  многочисленным  «чудотворным» иконам и мощам  в христианстве.

Тотемизм. В истории религий  многих древних народов важную роль  играло поклонение  животным  и  деревьям.  Мир   в   целом   представлялся   дикарю одушевленным; деревья  и  животные  не  составляли  исключения  из  правила.

Дикарь  верил,  что  они  обладают  душами,  подобными  его  собственной,  и соответственно общался с ними.  Когда первобытный человек называл себя именем  животного,  именовал  его своим «братом»и  воздерживался от   его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск.  ототем  – его род). Тотетизм – это вера  в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).

  От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди  верили  и  в  то,  что  тотем  непостижимым  образом   воплощается   в новорожденных  (инкарнация).  Обычным явлением  были  попытки первобытного человека  воздействовать  на   тотем   различными   магическими   способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей  или рыб, птиц и растений и обеспечить  материальное  благосостояние  рода.  Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные  рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

 

      Следы и  пережитки тотемизма  обнаруживаются  и  в  религиях  классовых  обществ в Китае в древний  период племя инь  (иньская  династия)  почитало  в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков  на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема  в более развитых  религиях  переросло в   обрядовое   поедание   жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское  таинство  причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.

 

1.4. Ритуал – форма объективации первобытного мировоззрения.

Альфой и омегой мифолого-сакрального  мировоззрения, присущего первобытным, архаическим обществам, выступает  ритуал. Сквозь его призму рассматриваются  природа и социальное бытие, дается оценка поступков и действий людей, а также разнообразных явлений  окружающего мира. Ведь ритуал переживается как непосредственная данность, он актуализирует глубинные смыслы человеческого существования. Ритуал - основное средство обновления мира, чтобы  обеспечить непрерывность его существования  и тем самым гарантировать  выживание коллектива в экстремальных  условиях. Главное здесь в том, что в основе ритуальной человеческой деятельности лежит принцип подражания явлениям природы - они воспроизводились путем соответствующих ритуальных символических эквивалентов. Ритуал выступал в первобытную эпоху  основной формой общественного бытия  человека и главным воплощением  человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная и общественная деятельность.

 

Существенно то, что ритуал несет информацию о закономерностях  природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общества ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами. В эпоху архаики человек «схватывал» беспредельную диалектику, логику развития космоса в силу обобщения опыта практики и социальной жизни как высшей формы проявления закономерностей космоса. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, рост растения, соединиться с божеством. Постоянное психическое напряжение, вызванное неопределенностью судьбы, отношения к врагу или божеству, приводило к специфическому двигательному побуждению, которое и находило выход в танце. Танцующие участники ритуала были воодушевлены сознанием своих задач и целей, например, танец шамана должен был обеспечить контакт с духом болезни, танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец должен был усилить чувство силы и солидарности членов племени.

 

В целом немаловажно то, что в ритуале участвовали  все члены коллектива, он активизировал  все находящиеся в распоряжении человека средства восприятия и переживания  мира - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и пр. В ритуале происходит социализация чувств и мыслительных возможностей индивида благодаря внутриритуальным действиям и соответствующим им знаковым протосистемам, из которых позже возникают искусство, философия и наука как институциализи-рованное умозрение.

 

Известно, что содержание культуры представляет собой продукт  творческой деятельности человека в  своих различных проявлениях, что  всякого рода деятельность формирует  систему поведения и вместе с  тем организуется этой системой. Следовательно, культура в целом может быть описана  и в терминах этологии. Многообразная  система поведения человека своей  парадоксальностью выделила его  из окружающего мира, позволила ему  выйти из состояния полной подчиненности  природе и создать универсальный  динамический канон своего бытия, учитывающий  его биологический, социальный и  идеологический аспекты. Из трудов по этологии животных и человека известно, какую существенную роль играет поведение в формировании и развитии ритуалов.

 

Сама система ритуалов в значительной степени воспроизводит  в модифицированной форме на определенном языке систему поведения. Эта  этологическая система порождает  систему мифа как некую универсальную  систему, определяющую ориентацию человека в природе и обществе. В системе  мифа закрепляются и регламентируются представления человека об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные  проблемы мироздания. Отечественные исследователи С. Токарев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира» следующее о мифе: «неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность - эти и другие особенности первобытного мышления превращают миф в очень своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир». Указанные особенности архаического мышления связаны с тем, что само мышление осуществляется благодаря использованию зафиксированного в памяти человека знания, которое неотъемлемо от мифотворческого восприятия пространства) времени, причинности с его слитностью субъекта и объекта.

Но будет ли такое описание исчерпывающим? В биологии, скажем, многие ученые отказались от близкого по смыслу утверждения, что функционирование живого существа может быть описано  в терминах физики и химии.

 

Две главные функции древнего мифа - освоение пространства и времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически  связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества на овладение  пространством и временем и их преодоление. Ведь не случайно представления  о пространстве и времени впервые  выражены в сюжетах мифов, тесно  связанных с ритуалами. Когда  древний человек покрывал стены  пещеры или поверхность скалы  различного рода изображениями, он в  своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

Информация о работе Культура первобытного общества