Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:57, контрольная работа
Культура первобытной эпохи – одна из самых интересных и сложных страниц в истории человечества. К ней обращались ранее, обращаются сейчас и впредь, будут обращаться ученые всех стран, стремясь разгадать тайны, заключенные в ее символах, обрядах и памятниках, в предметах материальной культуры, извлеченных из курганов или открывающихся в древних настенных росписях, созданных более 2,5 млн. лет тому назад.
Это великое наследие человечества помогает нам понять смысл первобытных культов и верований, увидеть то, что связывает современного человека XXI века, с его далекими предками, узнать о становлении цивилизаций разных стран и народов.
Культура – это продукт цивилизации, но она никогда не ограничивается ее рамками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Начало истории человечества.
Особенности жизни и деятельности первобытных людей.
Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры……5
Синкретизм как главный признак первобытной культуры.
Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытном
мышлении…………………………………………………………………..12
3. Генезис духовной культуры:
3.1 архаические формы религиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм)……………………………………………………….19
3.2 зарождение морали (табу и их социальный смысл)…………22
3.3 зарождение искусства (первые формы художественного …..24
творчества в живописи, музыке, скульптуре)
3.4 мифотворчество первобытных людей (миф как первая форма мировоззрения)…………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31
Табу распространялось и на тотема — своего “родственника” (отца или старшего брата), которого не убивали, не ели его мяса, кроме особых случаев: крайнего голода или торжественного обряда “размножения” тотема. Табу стало основой появления различных обрядов, связанных с соблюдением запретов и с периодами снятия их — праздниками. Как было замечено, возникновение табу — одно из условий появления морали.4 [112 с.]
Самые первые образцы палеолитического искусства были обнаружены в пещерах Франции в середине XIX в. До нас дошли более 10 тыс. изображений. Древнейшие из них найдены в гроте Ля Ферасси и пещере Ля Мадлен. Это гравировки на кусках камня и костяных пластинах, воспроизводящие (еще грубо и неумело) фигуры зверей. Рядом с этими фигурами имеется схематичное изображение женского пола. Так выражалась, как считают ученые, жизненно важная идея – идея непрерывного размножения промысловых животных.
В 1879 г. в Пиренейских горах (Испания) была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой, на стенах и потолке которой рукой первобытного художника были изображены кабаны, зубры, олени.
Пещера Альтамира расположена недалеко от города Сантандер на севере Испании, в Кантабрийских горах. Эту пещеру часто называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Найденные здесь в XIX веке наскальные изображения животных принесли ей мировую известность и популярность. Наскальные росписи нашел в пещере любитель древних артефактов Дон Марселино де Саутуола, который попал в испанскую пещеру спустя несколько лет после ее обнаружения в 1868 году местным жителем.
Наибольшей известностью среди подобных находок (на сегодняшний день их насчитывается более сотни) пользуется открытая в 1940 г. пещера Ласко (Франция, недалеко от местечка Монтильяк), где найдены сотни фигур оленей, бизонов, козлов, лошадей, быков, носорогов: желтых, красных коричневых, обведенных темными линиями, выполненных практически в натуральную величину и в различных позах.
Именно в этой французской пещере была обнаружена редкая попытка изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Среди животных встречаются фигуры людей, однако они крайне стилизованные, в отличие от животных, которые изображены весьма натуралистично. На изображениях животных найдены следы ударов камней, копий и дротиков, рисунки находятся в пещерах глубоко под землей – это свидетельство магических ритуалов, предшествовавших охоте. Точность и острота наблюдений, отраженных в образах животных, очевидно, определялись повседневным опытом древних охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания образа жизни и характера животных, от умения выследить и поймать их. Проникновение в жизнь зверей являлось характерной и важной частью психологии древнейших людей.
Наряду с рельефами (изображениями на плоскости) появляется круглая скульптура (т. е. свободно размещающаяся в пространстве и требующая кругового обзора). Как правило, это были женские статуэтки, так называемые палеолитические (первобытные) венеры, изображавшие Богиню-Мать (всеобщую прародительницу всего живого на земле), поклонение которой характерно для данной культуры. «Наиболее ранним образцом палеолитических венер, вероятно следует считать “протоскульптуру” из Берекат Рам в Израиле, чей возраст, вроде бы, превышает 233 тыс. лет. Это грубое изображение, но, несомненно, женское»5. Встречаются также скульптурки животных из камня, бивня мамонта, из кости, даже из глины, смешанной с костной золой. В открытой вслед за испанской Альтамирой пещере Мотеспан (Франция) были обнаружены остатки трех скульптур, изображавших пещерных львов. На шее и груди одного льва были отчетливо видны следы от дротиков и копий, которые первобытные люди бросали в эту скульптуру. Другие же две скульптуры были полностью разбиты в результате частого в них попадания.
Таким образом, «неразрывно сочетаются художественное (рисование или живопись натуральными, из минералов, красками), спортивно-состязательное (попадание в мишень) и, главное, религиозное (в виде простейшей “уподобительной” магии) начала»6.
Палеолитическое искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений природе, четкостью и симметричным расположением линий, цветовой гаммой. Простейший орнамент встречается на самых простых бытовых предметах, которым подчас придавалась скульптурная форма (например, рукоятки ножей, копьеметалок превращались в фигурки животного или птицы).
Изобразительная практика позже дала начало древнейшей письменности –пиктографии, т. е. рисунчатому письму (от лат. pictus – нарисованный и гр. grapho – пишу), появившейся вследствие необходимости передавать и хранить информацию. Позднее, уже за пределами анализируемой эпохи, пиктография развивалась в идеографию (от гр. idea – понятие), которая представляет собой письмо иероглифами – это знаки-рисунки, обозначавшие слова или слоги. Следующим этапом эволюционирования письменности было алфавитное письмо, в котором буквы на письме обозначают звуки. Эти два поздних варианта письменности сохранились до наших дней и широко используются.
Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Первобытные танцы в большинстве своем были подражательными. Они имитировали сцены собирательства, охоты, рыболовства, брачные игры животных и т. п., что также говорит о магическом характере этих действий: например, весной природу побуждали проснуться, чтобы инициировать процессы воспроизводства потомства промысловыми животными и птицами. Были также военные танцы. Зарождение танца относится к мадленской эпохе. Во многих племенах песни и танцы обозначают одним словом, что свидетельствует о том, что эти два вида первобытного искусства тесно связаны. Песни древних людей состояли из ритмизованной речи. Основой являлся речетатив, а мелодия возникла гораздо позже. Именно люди эпохи палеолита создали все виды музыкальных инструментов – ударные (из кости, дерева или натянутого куска кожи), струнные или щипковые (прототипом явился лук с натянутой тетивой) и духовые инструменты из полого дерева или трубчатой кости. Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.
Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является – мифология. Миф (от греч. Mythos – сказание, предание) – это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни. Многие мифы разных народов заключают в себе попытки ответы на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении и «функционировании» наиболее важных явлений природы,, о мировой гармонии. Наряду с интересом к происхождении мира, много внимания в мифологии уделялось и происхождению людей, рождению стадии жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его пути.
Особое место занимают мифы о культурных достижениях людей - добывания огня, изобретении ремесла, земледелии, обычая, обрядах. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единое повествование. Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций.
Мифология – это основная форма мировоззрения народов на древнейшей стадии развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Поскольку в мифологии свойства одних вещей и явлений с легкостью переносятся на другие, она дает бесконечный простор воображению, творческому мышлению: здесь человек способен совершать всевозможные превращения и подвиги.
Как естественноисторический образ мысли и поведения мифология исчезает, когда человек создает реальные средства господства над силами природы, совершенствует орудие труда, развивает производство, развивая сферу своей деятельности. В этом процессе формируются другие, отличные от мифа формы мировоззрения. Однако мифология до сих пор сохраняет свое значение как источник вдохновения и форма описания в художественном творчестве.
Мифология оказала огромное влияние на все стороны духовной и материальной жизни людей. Каждый народ создал свои мифы, предания, легенды. В них отразились реальные события, среда обитания, а также «душа» народа, его помыслы, надежды, стремления, его представления о бытии, познания и самой жизни.7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нельзя говорить об архаичной культуре однозначно: плохая – хорошая, безобразная – прекрасная и т.д. Она включает в себя все. Эта культура была действительно искушена в умении манипулировать сознанием человека, нередко злоупотребляла этим. Ее эстетические и этические нормы часто кажутся жестокими, безобразными, примитивными. Лишь в XX в. люди научились понимать красоту и своеобразную гармонию архаичного нормативного сознания. Как бы то ни было, это и наша культура, во многом предопределившая то, что мы стали такими, каковы есть. И другими людьми стать не смогут. Поэтому, чем быстрее меняются условия человеческой жизни, чем опаснее становятся эти изменения, тем пристальнее люди всматриваются в свое прошлое, надеясь хотя бы там найти основания для надежды.
Современная культура давно бы распалась, если бы не было противоположных импульсов, если бы она не содержала в себе и не опиралась на другие элементы наследия архаичных времен: достоинство человека; его интеллектуальная гордость как существа, которому доступно понимание высших божественных начал; способность людей понять, объяснить, трансформировать и воспроизводить окружающую их действительность; наконец, традиция верности заветам своими новыми интеллектуальными возможностями.
Прошлое не умирает. Оно остается с живыми и в живых, определяя сами формы дальнейшей жизни, через память, традиции, системы духовных ценностей, способы миропонимания, обряды и многое другое. Тридцать тысяч лет архаичной культуры не могли исчезнуть, они с нами, в нас.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
3 Попова Е. В. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студентов проф.-пед. вузов / Л. А. Кленов, Е. В. Попова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. 251 с.
4 Быстрова А. Н.Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.— 712 с.
5 Куценков П. А. Начало. Очерки первобытного и традиционного искусст-ва. М., 2001. С. 50.
6 Львова Е. П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века: очерки истории / Е. П. Львова, Н. Н. Фомина, Л. М. Некрасова, Е. П. Каткова. СПб., 2007. С. 17.
7 Грожан Д.В. история мировой художественной культуры: 100 экзаменационный ответов. Экспресс справочник для студентов вузов. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2006. – 208 с.