Культура речи и деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

1. Перепишите слова, расставьте ударения, укажите варианты (если есть). Объясните значения слов, отмеченных *:

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:
6. Объясните лексические ошибки, запишите правильный вариант:

7. Составьте словосочетания со следующими словами:

Вложенные файлы: 1 файл

культура речи.docx

— 23.80 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра русского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

 

КУЛЬТУРА  РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Вариант :   _2__

 

 

 

Выполнил:

студент группы    )

проверил:

ст. преподаватель кафедры

русского  языка, к. филол. наук

Шарафутдинова Олеся Ильясовна

 

Дата сдачи  работы: ____________201__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2012

 

Вариант 2

1. Перепишите  слова, расставьте ударения, укажите  варианты (если есть). Объясните значения  слов, отмеченных *:

Алфавит -  алфави́т

 

афера* - афе́ра  (недобросовестное, мошенническое предприятие, дело, действие.)

 

блекнуть*-- бле́кнуть  (вянуть, сохнуть,  лишаться свежести, жизненных соков.)

 

документ – докуме́нт   каталог - катало́г избранник - избра́нник

 

мышление - мышле́ние  партер - парте́р оптовый - опто́вый

 

предвосхитить - предвосхи́тить статуя - ста́туя христианин - христиани́н

 

столяр - столя́р   углубить - углуби́ть   (углу́бить)   

 

избаловать - избалова́ть  досуг - досу́г  завидно – зави́дно .

 

 

 

2. Образуйте  форму именительного падежа множественного  числа следующих существительных.  Если возможно образовать две  формы, укажите их стилистическое  или лексическое различие, а также  специфику функционирования:

 

 договор   договоры

отпуск   отпуска́

слесарь    слесари

соболь    1. соболи (о животных); 2. соболя́ (о мехе)

шницель  шницели  профес. шницеля́

шофёр    шофёры

 

 

3. Образуйте  форму родительного падежа множественного  числа следующих существительных: 

 

Казахи            казахов, 

Килограммы  килограммов

Консервы       консервов

Коррективы  коррективов

Критерии      критериев

Сапоги           сапог

Томаты        томатов

 

 

 

4. Определите  род данных существительных. Составьте  с ними словосочетания, соответствующие  схеме «прилагательное или причастие  + существительное»:

 

Алиби - средний род. Ваше алиби;

Бра    - средний род. Красивое бра.

Бри    - мужской род. Вкусный бри.

Визави – мужской и женский. Мой визави. Моя визави.

Миссисипи  женский род. Длинная Миссисипи.

 

 

5. Исправьте  речевые ошибки в приведенных  ниже предложениях:

 

1) Зимой белка  вытащит боровика из дупла и съест его.

    Зимой белка вытащит боровик из дупла и съест его.

 

2) В одной  клетке мы увидели какого-то  непонятного зверёнка.

     В одной клетке мы увидели какого-то непонятного зверька.

 

3) Когда мальчик  перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги.

    Когда мальчик перелезал через забор, один валенок свалился с его ноги.

 

4) Белые соцветия  каштана были подобные свечам на праздничных елках.

    Белые соцветия каштана были подобны свечам на праздничных елках.

 

5) Я нашел  этот справочник у меня в кабинете.

    Я нашел этот справочник у себя в кабинете.

 

6) И тут  он увидел знамя: Вася снял  пальто и обмотал его вокруг себя.

    И тут он увидел знамя: Вася снял пальто и обмотал им себя.

 

6. Объясните лексические ошибки, запишите правильный вариант:

 

другая  альтернатива     альтернатива (или другое решение),

в апреле месяце               в апреле

без ничего      без всего

бережливо относиться к детям     бережно относиться к детям

 места  бывших сражений.     места былых сражений

 

7. Составьте словосочетания со следующими словами:

 

хозяйский – хозяйственный    хозяйский расчет        хозяйственный расчёт

обидный – обидчивый   обидный поступок            обидчивый человек

тяготится – тяготеет   не тяготится проступком тяготеет произвол

бережный – бережливый   бережное отношение бережливый человек

вдох – вздох     глубокий вдох  последний вздох

дипломник – дипломант   студенты-дипломники дипломант конкурса

подвижник – сподвижник.   подвижники науки           сподвижники Ленина

 

8. Запишите словосочетание и предложения, выбрав нужную форму слов в скобках:

 

1) Шесть стульев (стоит / стоят) у стола

    Шесть стульев стоят у стола.

 

2) Большинство детей (уйдёт / уйдут)

  Большинство детей уйдёт.

 

3) два (старинные / старинных)  зеркала

   Два старинных  зеркала

 

4) три (глубокие / глубоких) парты

   Три глубокие парты

 

5) скучаем по (нас / нам)

   Скучаем по нас

 

6) заведующий (кафедры / кафедрой)

     заведующий кафедрой

 

 

 

9. Исправьте  синтаксические ошибки. Запишите  исправленный вариант предложений:

 

1) В комнате  был камин, в котором давно  не зажигали огня и служивший  жильцам полкой.

   В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня, и который давно служил жильцам полкой.

2) Открыв  окно, запахло соснами.

    Когда я открыл окно, запахло соснами.

3) Когда  мальчишка трусливо убегал, чувствуя  свою значительность, хозяин погрозил  ему вслед. 

     Когда мальчишка трусливо убегал, хозяин, чувствуя свою значительность, погрозил ему вслед. 

4) Молчалин  менее образованный и глупый  в сравнении с Чацким.

   Молчалин менее образован и более глуп в сравнении с Чацким.

 

 

 

 

 

 

10. Докажите  принадлежность данного текста  к официально-деловому стилю:  найдите языковые черты официально-делового  стиля в предложенном тексте.

 

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об оружии» Правительство  Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1.

 

Задача текста — сообщить точные сведения, имеющие практическое значение.

Высказывание официальное, точное, бесстрастное (без выражения эмоций).

Специфическая лексика юридического и финансово-административного характера       (Федеральный закон, РФ, постановляет).

Строго терминологическое словоупотребление.

В предложениях преимущественно прямой порядок слов. 


Информация о работе Культура речи и деловое общение