Культура речи и деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.
Слово может иметь одно или несколько лексических значений

Вложенные файлы: 1 файл

Variant_7 (1).doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

 

 
Русский язык и культура речи/

Культура речи и деловое общение

 

Вариант № 7

 

                            

 

 

 

 

Выполнила: Лазарева В.В.  студентка гр.М-14

 

Проверил: старший преподаватель

Чугунова Е.В.

 

 

 

 

 

2014 г.

ЧАСТЬ 1

 

Дайте полный ответ на один из вопросов из перечня для подготовки к зачету/экзамену. ( мах 10 баллов)

 

Слово, его лексическое значение. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

 

Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.

Слово может иметь одно или несколько лексических значений. Однозначные слова - это слова, которые имеют только одно лексическое значение, т.е. называют какой-то один предмет, существо, признак, действие, явление (ива, кукушка). Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Многозначные слова имеют прямое значение и одно или несколько переносных (большой - 1) значительный по размеру, 2) взрослый, 3) гениальный, общеизвестный). Прямое значение слова - это его первоначальное, основное лексическое значение. Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Слово в прямом смысле - это обычная, повседневная название чего-то (вишневый сад). Слово в переносном значении - очень часто название образная, перенесена из одних предметов и явлений на другие (вишневые ароматы мыслей). Переносных значений в слове может быть несколько. В каком смысле употреблено многозначное слово, становится понятным из контекста.

Историзмы и архаизмы – это устаревшие слова. В лексическом составе русского языка отражается история народа. Слова – это живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Многие слова с исчезновением соответствующих понятий перестают употребляться в речи. 
             Историзмы – это слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни, например: крепостной, барщина, кацавейка и др. Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке и используются при описании исторического прошлого. 
              Архаизмы – это собственно устаревшие слова. Они исчезли из языка, но имеют синонимы в современном русском языке, потому что называют предметы и явления, которые есть и в настоящее время, например: пиит–поэт, жалованье–зарплата. 
             Кроме того, архаическими могут быть формы слова, ударения и т.д., например: музЫка–мУзыка. 
             Нередко старые слова возрождаются в языке, но наполняются новым содержанием. Так, слово дружина – старинное. Оно использовалось в древнерусском языке. Одним из значений было «войско князя». В этом значении употребляет слово дружина А.С.Пушкин в «Песне о вещем Олеге»: «С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне…». В современном русском языке слово дружина употребляется для обозначения добровольного объединения людей, созданного с той или иной целью. 
             Историческое развитие общества, развитие науки и техники, литературы и искусства, изменения в повседневной жизни вызывают появление новых слов, которые называются неологизмами. 
             К неологизмам относятся не только совершенно новые, но и ранее известные слова, которые приобрели новые значения. В наш лексикон возвратились слова милосердие, благотворительность, департамент и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ 2

 

Тест

Вариант 7.

 

Вопрос  1. Вставьте окончания Е или И в существительные в предложном падеже  

А.   на даче        Б.   в армии        В.   в области            Г.   на вокзале       Д.   о молодежи    

 

Вопрос  2. Вставьте гласные в окончания глаголов   

А.   он решает         Б.   мы держим      В.   ты видишь        Г.   они строят       Д.   вы собираетесь    

 

Вопрос  3. Вставьте, где нужно, букву Н в суффиксы прилагательных и причастий  

А.   туманный        Б.   традиционный        В.   львиный            Г.   ограниченный            Д.   подстреленный    

 

Вопрос  4. Определите написание НЕ с глаголами   

А.   недооценить         Б.   не доверять        В.   не знал        Г.   не оправдать       Д.   не хочет    

 

Вопрос  5. Через дефис пишутся слова 

А.   где-то                  Б.   прийти вовремя                  В.   по-дружески                  Г.   наспех              Д.   во-первых      

Вопрос  6. Определите написание союзов, местоименных и наречных сочетаний 

А. Что бы он ни делал, все получалось хорошо.                                                   Б. Я тоже хотел тебе помочь.                                                 В. Его любили за то, что он был справедлив.                                                   Г. Мы пришли рано, зато обо всем узнали.                                                    Д. Чтобы не болеть, надо закаляться.    

 

 

 

Вопрос  7. Вставьте гласные в слова с приставками ПРИ- и ПРЕ-   

А. прибрежный         Б. преувеличить         В. присоединить         Г. непримиримый        Д. преступник      

Вопрос  8. Поставьте, где нужно, запятые на месте пропусков   

А. Разбушевавшаяся за ночь река снесла плотину.                                                    Б. Это была простая мелодия, полная странного очарования.  

 

Вопрос  9. Поставьте, где нужно, запятые на месте пропусков   

А. Сидя у окна, девушка рассматривала новый журнал.                                                 

Б. Он смотрит телевизор лежа.    

 

Вопрос  10. Поставьте, где нужно, знаки препинания на месте пропусков   

А. Приятно выйти рано утром в поле и вдохнуть запах травы.             

Б.  На площади шел митинг, и я поспешил туда.    

 

 

 

Итоговый результат:

Результат в баллах     (мах 35)

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставьте правильно ударение в словах:

 

АлкогОль

Алфавит

Апостроф

Асимметрия

 

Баловать

Банты

Бармен

БензопрОвод

БОчковый

 

ВаловОй

ВероисповЕдание

ВерховЕнство

ВетеринАрия

ВзглянУть

ВключИт

 

ГазопрОвод

ГастронОмия

ГраффИти

ГОспитальный

ГофрирОванный

 

ДиспансЕр

ДоговОр

 

ЖалюзИ

 

ЗавИдно

ЗаглушИшь

ЗАгнутый

ЗаконнорОжденный

ЗакУпорить

ЗасорИшь

ЗвонИт

ЗнАмение

ЗубчАтый

 

Искра

ИздрЕвле

Иконопись

ИсчЕрпать

 

КАмбала

КаталОг

КвартАл

КоклЮш

КулинарИя

КрасИвее

КУхонный

 

Маневры

Маркетинг

Мастерски

 

Нефтепровод

Нормированный

Начата

 

Обеспечение

Облегчить

Огниво

Оптовый

Откупорить

 

Партер

Принудить

Пуловер

Путепровод

 

Ракушка

Реноме

 

Сабо

Санитария

Свекла

Свекольный

Сливовый

Сосредоточение

Средства

Столяр

 

Танцовщица

Теплопровод

Торты

Туфля

 

Украинский

Умерший

 

Факсимиле

Фетиш

Филантропия

 

Ходатайство

Ходатайствовать

 

Цепочка

 

Шасси

Шофер

 

Щавель

 

Эксперт

Эмалировать

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый результат:

Результат в баллах     (мах 85)

 



 

 

ТЕКСТ № 7

(1) Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. (2) Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. (3) Я ехал один в цветущей пустыне, окруженной издали горами. (4) Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. (5) Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. (6) В самом деле я приехал в армянскую деревню. (7) Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. (8) Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. (9) Я переехал через реку. (10) Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. (11) Несколько грузин сопровождали арбу. (12) «Откуда вы?» - спросил я их. (13) «Из Тегерана». – (14) «Что вы везете?» - (15) «Грибоеда.» (16) Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. (17) Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова! (18) Я расстался с ним в прошлом году, в Петербурге, пред отъездом его в Персию. (19) Он был печален и имел странные предчувствия. (20) Я было хотел его успокоить; он мне сказал: (21) «Вы еще не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдет до ножей.» (22) Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти сыновей. (23) Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. (24) Он погиб под кинжалами персиян, жертвой жестокости и вероломства. (25)Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке некогда простреленной пистолетною пулей. (26) Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. (27) Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, - все в нем было необыкновенно привлекательно. (28) Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго он был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. (29) Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. (30) Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. (31) Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». (32) Впрочем уважение наше к славе происходит может быть от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос. (33) Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. (34) Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. (35) Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью, уехал в Грузию, где пробыл восемь лет в уединенных, неусыпных занятиях. (36) Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. (37) Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (38) Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. (39) Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил… (40) Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни.  (41) Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. (42) Она была мгновенна и прекрасна. (43) Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (44) Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. (45) Мы ленивы и нелюбопытны…

 

А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». 1835г.

 

 

Задания к тексту № 7

 

  1. Расставьте в тексте все недостающие знаки препинания. (мах 45 баллов)

 

  1. Выпишите все возможные словосочетания из предложения № 26.

     Определите тип подчинительной связи в этих словосочетаниях. (мах 6 баллов)

    • познакомился с Грибоедовым - управление
    • познакомился в 1817 году- управление
    • в 1817 году- согласование
  1. Составьте схему предложения № 16. (мах 1 балл)

                   [ ==  ― ],(которое  == ).

  1. Определите от какого слова и каким способом образовано выделенное слово. (мах 2 балла)

        кровь + пролитие = кровопролитие (лексико-синтаксический способ)

  1. Определите тип и стиль текста. (мах 2 балла)

        Тип текста: повествование.

        Стиль текста: художественный стиль.

  1. Запишите транскрипцию предложения № 14. (мах 3 балла)

[ што́’ вы́ в’из’о́т’и ]

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки работы

«отлично» : 189 – 169 баллов

«хорошо» : 168 – 148 баллов

«удовлетворительно» : 147 – 127 баллов

 


Информация о работе Культура речи и деловое общение