Культура средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, решает вопросы своего жизненного выбора, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология контр.docx

— 37.60 Кб (Скачать файл)

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет  путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО  РГУПС)

__________________________________________

кафедра «Философии и Истории Отечества»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

«Культурология»

 

Тема: «Культура Средневековья»

 

 

 

 

Выполнил(а):

Есипова А.А.

Группа:

КПБ-2-001

Учебный шифр:

11-КПБ-0033

Проверил:

ст. пр Новикова Н.Г.

 


 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             

1.Структура мировоззрения, наука, философия, искусство Средневековья.

 

В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, решает вопросы своего жизненного выбора, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является определение жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т.д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает людей, мир, себя самого, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о мире, о себе, своем отношении к миру и месте в нем называется мировоззрением. 
 
Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты. 
 
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке, и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря присутствию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения. 
 
Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Убеждения являются не только средством регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также и инструментом достижения жизненных целей. 
 
Поскольку убеждения опираются на ценности (убеждения еще можно объяснить как осознанную необходимость следования тем или иным ценностным ориентациям), то вместе они образуют нормативно-регулирующий механизм жизни человека в обществе. Ценности составляют содержание принципов мышления и действия. 
 

Ценность – это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека. 
 
Ценности определяют правила, принципы жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов. 
 
Ценности исторически обновляются. В настоящее время в жизни общества особую роль приобретают экологические ценности, сущность которых заключается в деятельности по сохранению природы и обеспечению нормальных природных условий человеческого существования. 
 
Во все исторические времена основополагающую роль в выборе человеком смысла его жизни играли материальные и духовные ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей являются идеалы. 
 
Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности к которому надлежит стремиться.

 

 

 

 

Или можно сказать так:

 

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все этиэлементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение — исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. 
 

Структура мировоззрения - психологическая и гносеологическая. Психологическая структура: система знаний, взглядов, отношение человека к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы. Гносеологическая структура: основную роль играют знания естественнонаучные (физические, биологические и т.д.), математические, социологические, экономические и т.д. 
 

Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:  
 
1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;  
 
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;  
 
3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).  
 
Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования. 
 
Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества. Выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, а так же обыденное.

 

 

 

Философия — «любомудрие», «любовь к мудрости». Но мудрость - это тот философский камень, который человечество ищет все свое существование. И никак не может найти, т.е. это неопределенность. А поскольку здесь одна неопределенность обусловлена другой неопределенностью, что само собой не раскрывает сути, то это не определение философии, а всего лишь формальный перевод. Поэтому, волен-нолен, суть понятия философии придется искать в контексте времени его зарождения. Иначе говоря, чтобы дать правильный перевод, надо исходить из ситуации и нравов древней Греции. Известно, под влиянием корифеев-мыслителей в аристократических кругах др.Греции была модной сентенция "Мир един и все в нем взаимосвязано", которая сама собой предполагала познание окружающего мира, как нечто единого, происходящего из воды, огня, земли, воздуха и металла. И в термах собиралась интеллектуальная элита, чтобы обмениваться своими наблюдениями и мыслями по этому поводу. Разумеется, их знания были в зачаточном состоянии, поэтому они больше выпендривались друг перед другом алогизмами, софизмами и проч.ерундой типа "человек - это курица без перьев", т.е. попросту мудрили. Отсюда дословный перевод: философия - это любовь помудрить. И, надо признать, это был объективно необходимый период становления логики и риторики. Но прошло много веков, вода рациональности вытекла и оросила точные науки, а здесь осталась шелуха философствования - с умным видом и интеллектуальным апломбом говорить глупости. Но под этой шелухой всегда было и есть ядро: ФИЛОСОФИЯ - это наука об окружающем мире, как единой взаимосвязанной действительности - Природе. И целью этой науки была, есть и будет создание достоверной модели мироздания. Но, надо признать, в этих изысканиях философия была не одинока. Религия тоже пытается представить пусть божественную, но модель мироздания, и в этом она сходится с философией. И по этому сходству говорят о философских аспектах религии.

 

 

 

В исторической науке понятие «средневековье»  укрепилось после того, как в

эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре.

«Промежуточные века» между  античностью и Возрождением с  легкой руки

итальянских гуманистов стали именоваться  средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода – более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Для гуманистов эпохи Возрождения  и деятелей французского Просвещения  понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века -временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций. Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.

В основе средневековой культуры лежит  взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.

Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно

западноевропейской средневековой  культуры.

Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах. В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

 

 

Средние века – время  напряженной духовной жизни, сложных  и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

 В эту эпоху люди  смогли выйти на новую дорогу  культурного

развития, иную, чем знали  прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум ,строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе

институты научного познания и образования. Как нельзя более  удачным

представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом  М.К.

Петровым: он сравнил средневековую  культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Русская культура эпохи Средневековья.

 

 

Период Средневековья имеет  особое значение в истории русской  культуры. Эпоха Средних веков  в России длилась дольше, чем в  других европейских странах, и ее "отзвуки" наша культура испытывала вплоть до начала XIX века, когда "коренной" архаизм провинции "встречается" с воображаемым средневековьем романтизма.

    Начало новой эпохе  было положено с принятием  христианства в конце 10 века (989), когда русские княжества вошли  в византийский ареал и восприняли  один из наиболее развитых  на тот момент в мире типов  культуры. Выбор, сделанный князем Владимиром имел серьезные основания; не будет преувеличением сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры.

   

    Византийские мастера  построили на Руси первые каменные  храмы, интерьеры которых были  украшены мозаиками и фресковыми  росписями; из Константинополя  в Киев и другие города были  привезены первые образцы живописного  искусства - иконы и миниатюры  манускриптов. Вскоре после завершения  главного храма Руси - Софии Киевской (чье посвящение повторяло имя  главной церкви столицы Византии - Константинополя) было написано "Слово о законе и благодати"  митрополита Илариона, имевшее целью утвердить основы нового христианского миросозерцания.

   

    Таким образом, в конце  10 века земли Киевской Руси  вошли в ареал христианского  мира, попав под влияние Византии. Основанная в Киеве митрополия  подчинялась Константинопольскому  патриарху.

    Русские княжества были  приобщены к византийской культуре  в момент, когда точка высшего  расцвета восточной империи была  уже преодолена, но и закат  ее был еще очень далек. Византия  оставалась единственной прямой  наследницей эллинистического мира, применившей художественные достижения  античности к духовному опыту  христианства; ее культура, отличалась  рафинированностью и утонченностью,  искусство - глубиной религиозного  содержания и виртуозностью формальных  приемов; главным достижением  византийской теологии были писания  святых отцов церкви.

    Столь высокий уровень  учителей-греков ставил сложные  задачи перед Киевской Русью.

   

    Однако искусство русских  княжеств 10 века отличалось от  Византийских прототипов того  же времени. Особенности первых  произведений, созданных греками, - масштаб и репрезентативность, демонстрируют  амбиции молодого государства  и княжеской власти.

    Кроме того, влияние Византии  не могло быстро распространиться  на столь обширную территорию; христианизация русских земель  затянулась на несколько столетий. В Суздальских и Ростовских землях до 12 века происходили восстания, руководимые "волхвами" - языческими жрецами.

    Изучение языческой культуры  древних славян основано на  данных археологических раскопок. Интереснейшая находка – Збручский идол – фигура божества с четырьмя лицами под одной шапкой. К древнейшим временам восходят некоторые былины – памятники устного повествовательного эпоса (напр., "Добрыня и змий").

Информация о работе Культура средневековья