Культура языческой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:11, реферат

Краткое описание

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных
факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на
котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические Группы и
народности; утверждение православия как особой ветви христианства,
сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям;
длительная временная изолированность развития от западно-европейских
цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой
замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над
личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства

Содержание

Введение
1. Языческая культура древних славян
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской
культуры
3. Культура Киевской Руси
4. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.)
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Языческая Русь.docx

— 55.70 Кб (Скачать файл)

зодчества. С  XV  века  начинается  процесс  слияния  местных  архитектурных

художественных школ в единую  общерусскую,  общемосковскую.  С  превращением

Москвы  в  политическую,  религиозную  столицу  связано  стремление  поднять

художественный и технический уровень московского строительства.  Искуснейшие

русские мастера работали рядом с лучшими  зодчими  Европы.  Новые  кирпичные

стены  и  башни  Кремля,  сооруженные  в  XV  веке  при  помощи  итальянских

архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но  и  замечательными

произведениями искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия  укреплений

Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены белокаменные стены 9-

километрового Белого города (современное бульварное кольцо). Затем в  Москве

возвели Земляной  город  (современное  Садовое  кольцо).  Кольца  укреплений

Москвы пересекались радиальными улицами —дорогами, начинавшимися от  Кремля.

Такая планировка  была  присуща  древнерусским  городам  и  носила  название

радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги  прикрывали  монастыри-крепости

- Новодевичий, Данилов, Андронников. Каменные крепости  были возведены  и  на

окраинах государства. С помощью итальянских  мастеров  завершается  создание

ансамбля  Московского  Кремля.  Было  сооружено   три   собора:   Успенский,

Благовещенский  и  Архангельский.  Завершила   ансамбль   Соборной   площади

Грановитая  палата,  бывшая  тронным  залом  царского   дворца.   Одним   из

выдающихся проявлений новой  национальной  архитектуры  стало  строительство

шатровых храмов. В отличие от крестово-купольных, шатровые не  имели  внутри

столбов, и  вся  масса  здания  держалась  только  на  фундаменте.  Наиболее

известным  памятником  этого  стиля  является  Покровский   собор   (Василия

Блаженного) 1555-1560 гг.

      Особое  развитие получает живопись. Ее  расцвет  приходится  на  XIV-XV

века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии  Феофан

Грек. Он расписывал церковь Спаса  на  Ильине.  Грек—  гениальный  колорист,

свободно владеющий техникой письма и  мастерством  тональной  живописи.  Его

образы  отличали  особая  выразительность,  динамика,   душевность,   порыв.

Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора  в

Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан  с  творчеством

гениального русского художника — Андрея Рублева. Он работал на  рубеже  XIV-

XV веков. Знаменитая  «Троица», ставшая одной из вершин  мирового  искусства,

воплотила основные черты и принципы живописной манеры  Рублева.  Философская

глубина,  внутреннее  достоинство  и  сила,  гармоничное,  мягкое  сочетание

чистых,  неярких  красок   художника   создают   впечатление   цельности   и

законченности его образов. Кисти А.  Рублева  принадлежат  дошедшие  до  нас

фресковые  росписи  Успенского  собора  во  Владимире,  Троицкого  собора  в

Сергиевом  Посаде.  Крупнейшим  живописцем  XVI   века   был   Дионисий.   К

произведениям,  принадлежащим  его  кисти,   относятся   фресковая   роспись

Рождественского  собора  под  Вологдой,  Архангельского  собора  в   Кремле.

Живописи  Дионисия  присуща  необычная  яркость,  изысканность,  которых  он

достигал, применяя такие приемы как удлинение пропорций  тела,  утонченность

в отделке каждой детали иконы, фрески.

      В XVII веке завершилась  история  средневековой  русской  культуры,  и

зарождались элементы  культуры  нового  времени.  Для  него  был  характерен

процесс  всестороннего  «обмирщения».  В   литературе   это   проявилось   в

формировании демократического, светского  направления;  в  архитектуре  —  в

сближении облика культовых  и  гражданских  построек;  в  науке  —  в  росте

интереса  к  обобщению  практического  опыта;  в  живописи—   в   разрушении

иконографических канонов и появлении  реалистических  тенденций.  Усложнение

городской жизни,  рост  государственного  аппарата,  развитие  международных

связей предъявляло новые требования к  образованию.  Уровень  грамотности  в

XVII веке значительно  вырос и в различных слоях  составлял:  среди  помещиков

— 65%, купцов — 96 %, крестьян —  15  %.  В  середине  XVII  века  создаются

государственные,  частные  школы,  где  изучали  иностранные  языки,  другие

предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России  высшее  учебное

заведение  —  Славяно-греко-латинская  академия   для   подготовки   высшего

духовенства и чиновников государственной службы. Ей руководили греки  братья

Лихуды,  окончившие  Падуанский  университет   в   Италии.   Здесь   учились

представители различных сословий  и  национальностей.  Появились  рукописные

учебники, самоучители, печатались книги по математике.

      В  практике XVII века широко использовались  знания в  области  механики

(в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные  изменения  произошли  в

медицине.  Продолжает  развиваться  народное   целительство,   закладываются

основы  государственной   медицины.   Открыты   первые   аптеки,   больницы,

Наметились перемены и в  гуманитарном  знании.  Вырос  слой  потребителей  и

авторов исторических  сочинений.  В  XVII  веке  старые  формы  исторических

сочинений (летописи, хронографы)  постепенно  теряют  значение  и  исчезают.

Появляются новые виды сочинений,  в  которых  даются  более  психологические

характеристики  правителей   России,   создаются   более   широкие   картины

исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля — первый учебник  русской

истории.

      Об  «обмирщении» культуры свидетельствует  развитие общественной  мысли.

Господствующий класс осознает  необходимость  сильной  власти  в  стране,  и

публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсолютизма. Впервые они  прозвучали

в  произведениях  Ю.  Крижанича  и  С.  Полоцкого.  Наиболее  полно  и  ярко

противоречия общественной жизни отразила литература. Она приобрела  светский

характер. Первые ростки  его  находились  в  устном  народном  творчестве  —

исторических  песнях,  пословицах.  Их  начинают  записывать.   Традиционный

средневековый жанр —жития  переходит  в  новую  форму,  больше  напоминающую

повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лирика.  В  литературе  XVII

века  появляется  силлабическое  стихосложение.  Об   изменении   вкусов   и

интересов  русских  читателей  свидетельствует   переводная   литература   с

занимательным  сюжетом  —  рыцарский  роман,   и   авантюрно-приключенческая

повесть.

      Под  влиянием  Запада  в  XVII  веке  возникают   первые   театральные

постановки. В 1672 году был  организован  придворный  театр.  В  нем  играли

иностранные  актеры,  ставились  пьесы  на  библейские  сюжеты.  Вначале  на

немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из  мещан.

В 1675 году на сцене русского театра впервые был поставлен балет. В  русских

городах и селах широкое  распространение  получил  бродячий  театр  —  театр

скоморохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь  преследовали

скоморошество.

      Одна  из особенностей культурной  жизни  России  XVII  века  связана  с

сосредоточенностью  художественных  основных  сил  в  Москве.   Архитекторы,

художники, ювелиры работали в Приказе каменных  дел—  «Оружейной  палате»  в

Кремле. Это была своеобразная школа искусств и ремесел.  Москва  становилась

непререкаемым  авторитетом  в  области  художественного  творчества.   Здесь

трудились  русские,  иностранные  художники,   развертывалась   деятельность

самого значительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его  иконе  «Спас

нерукотворный» заметны новые, реалистические элементы живописи:  объемность,

элементы прямой  перспективы.  Первым  светским  жанром,  в  котором  начали

работать художники, была  парсуна  (то  есть  портрет  реального  лица).  За

несколько десятилетий новый жанр  прошел  огромный  путь  —  от  полуиконных

парсун до реалистических изображений. Плодотворно развивается в этот  период

монументальная живопись. Для нее характерно  расширение  тематики,  динамизм

композиций.  Наиболее  отчетливо   новшества   в   художественной   культуре

обнаруживаются в памятниках архитектуры. Возводятся гражданские  сооружения,

терема, царские  дворцы,  трапезные.  Общая  черта  этих  зданий  —  богатое

декоративное убранство.

      Культовая  архитектура XVII века перестала соблюдать  каноны  церковного

строительства,  становится  более   праздничной,   живописной.   В   русской

архитектуре в этот период появляются постройки, в  которых  можно  различить

черты  нового  стиля  «барокко»,  господствующего  в  архитектуре   Западной

Европы. Это так  называемое  «нарышкинское  барокко».  Для  него  характерно

сочетание белого и красного цветов  в  убранстве  зданий,  четкая  этажность

построек. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчеству.

       Таким образом, период XIV-XVII веков  — это время  складывания  велико

русского этноса и  его  основных  стереотипов  в  сознании,  самоопределения

русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте  мира.  В  эти

века  окончательно  формируется   «слободской»   тип   русского   города   и

маргинальный, полукрестьянский тип культуры городских слоев  населения.  Все

это наложило серьезный отпечаток на последующее развитие культуры России.

 

 

 

         Список литературы.

 

 

  1. "История  Европы", изд. "Наука",1988 г., т.1 "Древняя Европа";

 

  2. "Культурология" под ред. А. А. Радугина (курс  лекций),  изд.  Москва,

     1998 г.,

 

  3. "История  средних веков" под ред. С. П. Карпова, изд. Москва, 1998 г.

 

 

 


Информация о работе Культура языческой Руси