Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:03, реферат
XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество. Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.
На всех континентах разбуженное человечество бурлит, бунтует, ставит глобальные эксперименты на природе, в обществе, в духовной сфере. Рождается «массовая культура», и одновременно растут значимость отдельной личности, ценность уникальной человеческой жизни и судьбы.
Введение...........................................................................................................3
1. Основные тенденции развития культуры XX века..................................5
2. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры................................................................................................................9
3. Культура и глобальные проблемы современности................................13
4. Постмодернизм в культуре ХХ века.......................................................18
Заключение....................................................................................................23
Список использованной литературы...........................................................24
Ницше подверг
резкой критике сложившуюся в
немецкой эстетике XVIII - нач. XIX веков
усилиями Винкельмана, Шиллера и
Гете традицию истолкования древнегреческого
искусства из аполлоновского начала
как символа светлой радости
и классической уравновешенности. Усматривая
рождение художественной культуры в
недрах самой трагической
Дионисийская чрезмерность, а не аполлоновская мера вела человека к истине. Ф. Ницше определяет культуру как форму стихийной жизни или художественный стиль народного духа. Социальной базой высшей культуры является общество, построенное по иерархическому принципу: масса рабов, лишенных творческого начала, и каста свободных, которым суждено воспитать гениев-творцов.
Под влиянием
рационализации общественного развития
человек со своей неутомимой жаждой
познания превращается в жалкого
«библиотекаря» и «корректора». Теперь,
считает Ф. Ницше, серая масса
производителей культуры будет постоянно
стремиться подавлять творческие импульсы
гениев-одиночек. Смысл же мирового
процесса заключается только в отдельных
личностях, «экземплярах» человеческого
рода, способных создавать новые
формы жизни через разрушение
прежних. Нигилистическое по духу ницшеанство
оправдывает жестокости и антигуманизм
сверхчеловека, наделенного и «волей
к жизни», и «волей к власти», великой
задачей придать смысл
Роль
Ницше в осмыслении кризисных
процессов современной культуры
очень велика. По словам Т. Лессинга,
ницшеанство - это продолжение той
мировоззренческой позиции, которая
пессимистически оценивает
Проблема
кризиса культуры в результате отчуждения
человека от результатов его деятельности
получила свое развитие в ряде философских
школ XX века. Экзистенциальная философия
поставила в число
Вопросы
психологического «недовольства культурой»
и самоотчуждения личности поставлены
и решены представителями
К числу
исследователей данной проблемы относится
и Г. Маркузе, разработавший концепцию
«одномерного человека», который, будучи
включенным в потребительскую гонку,
оказывается отчужденным от таких
своих социальных характеристик, как
критическое отношение к
3 Культура и глобальные проблемы современности
В XX в. человек столкнулся с глобальными (от лат. « globus » — земной шар) проблемами, от решения которых зависит судьба всей цивилизации. «Проблемность» означает наличие сложности, противоречивости ситуации, трудности выхода из нее.
Главную глобальную проблему можно сформулировать так: должен ли человек полагаться на естественный, эволюционный процесс развития культуры, или ее мир находится в состоянии упадка и нуждается в целенаправленном оздоровлении, улучшении?
Эта проблема
находит свою конкретизацию в
так называемых «алармистских» (от
фр. alarme - тревога) ситуациях. Суть первой
заключается в том, что современные
тенденции мирового развития, ориентированные
на принцип количественного роста,
ведут к катастрофическим последствиям.
Конечно, общее представление об
ограниченности Земли как места
производственной деятельности человека
достаточно абстрактно. Сейчас эта
проблема осознается все более конкретно
как «ограниченность некоторых
видов ресурсов», их «исчерпание
по регионам». Но развитие рыночной экономики
невозможно без роста капитала, прибыли,
что требует новых и новых
ресурсов. На конференции ООН по
окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,
1992 г.) генеральный секретарь
Другая
проблема алармистского характера
связана с возникновением опасных
тенденций в использовании
Кроме того, не снята ситуация неравномерного экономического роста на основе индустриализации. Проблема голода, отставание развивающихся стран не позволяет приостановить даже разнохарактерный экономический рост. А он требует увеличения потребления энергии и ресурсов. Следовательно, в ближайшей перспективе эта проблема будет расширяться и углубляться.
Другие виды глобальных проблем связаны с развитием самого общества. Цена научно-технического прогресса оказывается слишком высокой. Дело в том, что увеличивается риск от гигантских катастроф (например, Чернобыльская). Современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воздействия стихийных природных сил и социальных катаклизмов (войны и террористические акты). С точки зрения общества, затраты на научно-технический прогресс велики, а отдача мала.
Второй
вид проблем внутреннего
Основатель
объединившего элиту науки, бизнеса,
культуры Римского клуба Аурелио
Печчеи говорил о проблемах, которые
пересекают границы и распространяются
по всей планете, не взирая на конкретные
социально-политические условия: «Из
всего этого следует
Каковы же причины такой ситуации?
Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями, зримым их проявлением являются транснациональные корпорации и мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало и определенным образом разделяло людей: границы, политические пристрастия, национальные особенности. Н. Бердяев писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек», он «может быть разодран в клочья».
Во-вторых,
проблемы мировой цивилизации связаны
с возросшей экономической
В-третьих,
одой из причин возникновения глобальных
проблем является неравномерность
развития стран и культур. Экономическая
и политическая зависимость стран
дополняется информационной. Благодаря
телевидению, спутниковой связи, компьютерным
системам, события и открытия в
мире воспринимаются и распространяются
мгновенно. Между тем люди, потребляющие
и использующие информацию, не просто
живут в разных странах с различным
политическим строем. По достигнутому
ими уровню развития они обитают
в исторически разных культурных
эпохах. Тем самым, в сознании отдельных
людей причудливым образом
Может: ли человек решить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые специалисты предрекают гибель человечества уже в ближайшие 30 – 50 лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза - термоядерная война между сверхдержавами - в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных проблем.
Исторический опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло решить. Будем надеяться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса.
Пессимистические проблемы разрешения глобальных проблем развития человека и планетарной культуры стали причиной создания в 60 – 70-е гг. множества научных центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения футурологии - совокупности человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода.
Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил Римский клуб, основанный в 1968 г. и объединивший ученых 30 стран мира. Основная проблематика исследований Римского клуба - глобальное моделирование, которое учитывает взаимосвязи различных аспектов человеческой жизни: социальные, политические, нравственные, культурные, экономические и т.д.
Дж. Форрестер и Д. Медоуз в 1972 г. подготовили известный доклад «Пределы роста», цель которого - разработать срочные меры по экономической и экологической стабилизации и достижению глобального равновесия. Авторы доклада предлагают в связи с природными ограничениями роста человеческой цивилизации пересмотреть структуру потребностей самого человека.
В 1974 г. в рамках Римского клуба М. Месарович и Э. Пестель разработали доклад «Человечество у поворотного пункта», в котором указывалось на необходимость качественного роста в развитии культуры. Мир есть не просто взаимообуславливаемое целое, но целое, дифференцированное на части, на отдельные регионы, имеющие свои специфические черты развития. Человечество и его культура - единый организм, все элементы которого обладают особой качественной спецификой.
Отсюда
возникает идея переноса акцента
деятельности человека с количественных
параметров на качественные. Если социально-экономические
отношения индустриального
Эта проблема осознается не только философами-гуманистами, но и людьми сугубо практическими. Весьма показательный пример - упомянутый выше итальянский промышленник Печчеи. Исходя из собственного опыта работы в экономической сфере он пришел к выводу, что триумфальное развитие техногенной цивилизации в действительности представляет собой миф, за которым кроется страшная опасность, подстерегающая человечество, - различные глобальные проблемы. Выход из этой ситуации, имеющей глобальное измерение, видится не только в усовершенствовании юридической базы, развитии экологического образования и воспитания, в ужесточении законодательств за экологические преступления, в создании экологосообразных производств и использования альтернативных источников сырья и энергии, но прежде всего - в самом человеке, в его собственной «внутренней» трансформации. Проблема именно в человеке, а не вне его. И возможное решение связано с трансформацией индивидуальной культуры, обретающей свои силы в «новом гуманизме», который позволяет воссоздать гармонию непрерывно изменяющегося мира. Культурные изменения, связанные с зарождением новых, соответствующих духу XX в. ценностей и мотиваций - социальных, этических, эстетических, духовных и др., - должны охватить, по мнению Печчеи, не отдельные элитные группы и слои общества, а стать неотъемлемой органической основой мировоззрения самых широких масс населения.